Решение конфликтных ситуаций в работе с родителями с помощью технологий фасилитации
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Палей Олеся Яковлевна

Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.

Задачи:

  • повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;
  • исследование сути процесса обучения фасилитации;
  • поиск общих тактик и стратегий, необходимых для успешной работы ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f5.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

ВСТРЕЧА №4.

«Вербальное общение как эффективная форма фасилитации»

Дата:29.02.2016г.

Ведущий: Палей О.Я. педагог-психолог.

Цель: в игровом тренинге продемонстрировать и отработать технологию фасилитации с помощью вербального общения.

Задачи:

  • повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;
  • использование вербального общения во взаимодействии с педагогами и родителями;
  • поиск общих тактик и стратегий, необходимых для успешной работы ДО.

          1.Упражнение-разминка « Умеете ли вы действовать по инструкции »

2. Мини-лекция с использованием презентации  « Вербальное общение в технологии фасилитации »

3.Мини-лекция с использованием презентации « Стратегии, тактики и эффективные техники речевого общения »

4. Упражнение « Обучение технике « Я-высказывания»

5.Упражнение на релаксацию «Озеро »

6. Подведение итогов, общий вывод.

Используемая литература: «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2014,№4.; Г.Б. Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг»; Ю.В.Суховершина,Е.П.Тихомирова «тренинг делового профессионального общения».-М.:Фонд «Мир»,2009.

Приложение. Встреча №4.

1.Упражнение-разминка «Умеете ли вы действовать по инструкции»

Это упражнение выполняет  вся группа одновременно. Каждому выдается индивидуальный листок со следующим текстом: «У вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью».

Инструкция:

1.Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

2.Обведите ваше имя.

3.В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

4.В каждом квадрате поставьте крестик.

5.Напишите свою фамилию в верхней части листа.

6.Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

7.Шепотом назовите номер, который вы написали.

8.Обведите этот номер.

9.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

10.Обведите этот знак треугольником.

11.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

12.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

 13.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

14.Громко крикните: «Я почти закончила!» Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».

Вывод: нельзя однозначно заключить, что педагоги выполняющие задание невнимательные люди, возможно, кто-то поторопился или прослушал. Как правило, редко кто из участников выполняет правильно это упражнение. Подходя к нашей теме, хочется добавить, что возможно именно я как организатор, не смогла четко объяснить задание, тем самым ввела в заблуждение участников упражнения. Это говорит о важности вербального общения во взаимодействии с людьми.

2.Мини-лекция «Вербальное общение в технологии фасилитации»

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный обьем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во первых, существует вероятность, что мы  могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.

Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка».

Говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание, выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять различные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость  обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи.

Возвращаясь к технологии фасилитации, необходимо выбрать лучшие способы для эффективного взаимодействия. Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание  и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранения» слушателей).

В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Существуют следующие принципы построения речевой коммуникации

          Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» - предполагает, что вербальное общение должно:

  • содержать оптимальное количество информации (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
  • содержать правдивые высказывания;
  • соответствовать целям, предмету разговора;
  • быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

          Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:

  • тактичности;
  • великодушия;
  • одобрения;
  • скромности;
  • согласия;
  • благожелательности.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

3.Мини-лекция «Стратегии, тактики и эффективные техники речевого общения»

Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, любви, призыв к сотрудничеству и др. Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии каждый педагог должен выбрать лучшие, наиболее подходящие методы и приемы.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов:

1.необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора  может повлиять на успешность общения(форма «Вы» является более нейтральной, поэтому использование ее дает возможность быть менее зависимым от собеседника и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.

2.необходимо выбрать форму приветствия;

3.не стоит начинать с замечаний или критики;

4.в начале беседы стоит использовать «зацепляющие крючки»;

5.подобрать нужную для собеседников информацию;

6.не использовать профессиональные термины.

Еще одной причиной  неэффективного общения может стать некорректное употребление местоимений. Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность своего решения или наблюдения, говорить «я»: « Я считаю, что сегодня Алеша может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давление на маму и папу: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том случае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполнение чего-либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить за тем, чтобы Женя не намочил руку, ему сегодня сделали прививку».

Если же воспитателю нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ребенку, желательно выбрать местоимение «мы»: « Мы с вами можем помочь Диме поскорее адаптироваться к новым условиям».

В сложных, а иногда и конфликтных ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я-высказвание».

«Я-высказывания»

«Я-высказывания» (состоит из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы  одной  из позиций « Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и  будет способствовать рождению взаимопонимания. « Я-высказвание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того чтобы обвинять партнера, говорящий вербализует проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления.

Для обучения этой технике надо составить алгоритм построения «Я-высказывания»:

  1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
  2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
  3. Описание причины возникновения чувства.
  4. Выражение просьбы.

Такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что покажет вашу заинтересованность в решении проблемы, а не бессильную злобу и обвинение.

 

Техники постановки вопросов

                 Владение техникой задавания вопросов важно для педагога. Существуют различные классификации вопросов: открытые, закрытые. Открытые вопросы лучше задавать людям малообщительным, замкнутым, а вот в общении с «жалобщиками» имеет смысл задавать встречные вопросы.

                Однако  при использовании вопросов могут возникнуть некоторые трудности в том случае, если:

  • создается впечатление, что вопросы заучены наизусть и повторяются механически;
  • вопросы не комментируются и не дополняются;
  • создается впечатление, что ответам собеседника не придается значение, а вопросы заданы для проформы;
  • период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слишком много, беседа приобретает сходство с допросом.

Чтобы избежать подобных ошибок, вопросы, которые педагог задает родителям, желательно чередовать с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.

Стили «адвокат» и «прокурор»

У педагогов со стажем часто появляется особая манера общения  окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно», «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стиль «адвокат» рекомендуется использовать тогда, когда:

  • просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • родители предъявляют к ребенку завышенные требования, ждут от него слишком высоких результатов;
  • педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиций  « адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить  с позиции его защитника-человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям.

Сообщение негативной информации о ребенке

Педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями , передавать им информацию , носящую негативный характер.

Переданная негативная информация может стать как началом сотрудничества между педагогом и родителями, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор», вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах воспитателя нотки обвинения , он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем , что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы.

После подобной «воспитательной» беседы (особенно если это повторяется неоднократно) вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Опытные педагоги стараются не выносить трудности и проблемы на всеобщее собрание, обсуждая их на индивидуальных консультациях.

После небольшой беседы о трудностях ребенка, необходимо перевести разговор в позитивное русло.

Родитель-это не враг, мешающий воспитывать и учить ребенка, а единомышленник.

Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общении в трудной ситуации более эффективным. В беседе можно использовать такие выражения, как: «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка…»

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство воспитателя, можно так же использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы  проходит снова на «хорошей» ноте.

4.Упражнение «Обучение техники «Я-высказывания»»

         Педагогам раздаются листы, на которых описаны различные проблемные ситуации педагога и ребенка в детском саду. Используя алгоритм построения техники «Я – высказывания», педагогам необходимо донести проблемную ситуацию до родителя.

5. Упражнение на релаксацию «Озеро»

Используя успокаивающую музыку «Люблю тебя, милая роза М.И. Глинка», психолог произносит текст:

Представьте, что вы находитесь на берегу чистого, красивого,

прозрачного, чудесного озера.

Расслабьтесь, устройтесь поудобнее, закройте глаза.

Как только ваши глаза закрылись, вы превратились в легкое, парящее облачко.

Теплый ветерок поднял вас над землей, затем медленно понес вас над озером.

Вы ощущаете приятную прохладу от полета, теплые лучи нежного солнца приятно ласкают ваши руки, ваше тело, ваше лицо.

Вам приятно и тепло, каждая клеточка вашего организма расслабленна, вы не можете пошевелиться, вы покорно подчиняетесь дуновению ветра.

Слышите, как щебечут птицы, их пение прекрасно.

Шум воды успокаивает и придает нам сил и энергии.

Вы ощущаете, как тепло разливается по всему вашему телу, сначала вы чувствуете покалывание в пальцах рук, ног, тепло поднимается все выше и выше, к животу, к шее, вы ощущаете прилив тепла на вашем лице. Вам хорошо, приятно, вы отдохнули,  почувствовали прилив жизненных сил, прилив бодрости. Сделайте глубокий вдох носом и медленно выдохните воздух ртом. Еще раз пролетите над прекрасным озером, посмотрите вокруг и медленно не спеша вернитесь на берег. Раз, два, три, вы снова стали собой, откройте глаза.

Рефлексия: кто хочет, поделитесь с нами, что вы почувствовали, выполняя данное упражнение, понравилось ли вам, если нет, то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с родителями

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций в работе с родителями...

тренинг для педагогов " Конфликтные ситуации в работе с родителями"

В данном материале я постаралась в доступной форме рассказать коллегам о конфликтах, часто возникающих между воспитателями и родителями!...

«Разрешение конфликтных ситуаций в работе с родителями»

laquo;Умный успешно выходит из ситуаций,                                            ...

«Предотвращение конфликтных ситуаций при работе с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...

Практический семинар «Причины возникновения и пути решения конфликтных ситуаций в работе педагога с родителями» ( с элементами тренинга)

Работа педагога подразумевает тесный контакт и ежедневное общение не только с воспитанниками, но и их родителями. И не всегда это общение происходят на позитивной ноте, ведь и у педагога, и у родителе...

Киноклуб одна из форм работы для решения конфликтных ситуаций педагогов с родителями

Технология «КИНОКЛУБ»О понятии «киноклуб» В.А. Монастырский пишет следующее: «… это форма самоорганизации зрителей с целью удовлетворения своих эстетических потреб...