Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Косякова Алла Сергеевна

Дети с ОВЗ нуждаются в коррекционной помощи. Одним из видов такой помощи могут быть блоки Дьенеша. Предлагаемые игры, упражнения и сказки с блоками Дьенеша, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интнрес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключаться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в образовательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ.

     Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Но у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте мыслительная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ не всегда  эффективна при использовании традиционных средств обучения, поэтому необходимо применять специфические приемы и средства обучения для развития познавательных интересов, развития речи и коммуникативных способностей. Дети с ОВЗ нуждаются в коррекционной помощи. Одним из видов такой помощи могут быть блоки Дьенеша. Предлагаемые игры и упражнения с блоками Дьенеша, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в образовательную деятельность.

     Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

     Прелесть блоков венгерского математика Дьенеша именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

     Логические блоки Дьенеша  предполагают бесчисленное множество

игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».

     Необходимо заметить, что именно блоки Дьенеша как нельзя больше  других пособий соответствуют офтальмологическим требованиям: яркий цвет, а главное объём форм делают их доступным в восприятии ребёнку даже с серьёзными нарушениями зрения.

     Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

     Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

  • занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
  • деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

     Если конструирование и различные игры уже описаны автором, то моделирование сказок может осуществлять и педагог и дети самостоятельно. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки. Каждый герой сказки соотносится с определенной фигурой из набора Дьенеша.

     За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается начиная со средней группы. В старшем дошкольном возрасте задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.

     Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.

     Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Педагог рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей. Например:

     «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Иван. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица Тамара, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей: царевич Алексей и царевна Ксения, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды они решили поехать на машине в страну Обучайка. Построили машину из блоков Дьенеша и поехали.  Видят, течет речка, и пройти в страну Обучайка можно только вот по этому мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. Видишь, на перилах мостика сидит Дракон.  Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Да нужно не просто сказать, а на волшебном поле мячиком показать, какой это звук – гласный или согласный! Кто правильно скажет и покажет, тот пройдет. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя. Назвали царь с царицей и их дети первые звуки своих имен, на волшебном поле показали какие это звуки гласные или согласные  и дракон пропустил их. Попали они в страну Обучайка. Поехали  дальше и встретился им на пути лес, который охранял медведь. Не пущу вас дальше, говорит медведь, пока вы мне не сделаете звуковой анализ слова «машина»! Пришлось царю, царице и их детям в волшебных кармашках, которые нужно  развязать, да расстегнуть, на ощупь искать квадраты нужного цвета, чтобы звуковой анализ слова «машина» сделать. Ну и с этим заданием они справились. Поехали они дальше и приехали в гости к Аленушке. А на Аленушке такое платье красивое, с такими узорами, что им захотелось из блоков Дьенеша такой же узор выложить и продолжить его (выкладывают). Попили они с Аленушкой чаю с пирогами (выложить из блоков) и поехали довольные и счастливые в свой дворец. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! »

     Можно сочинить сказку в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

     Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...

перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшей группы "

Представлено перспективное планирование дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша в старшей группе детского сада, а также перечислены  материалы, используемые в играх . Даны...

перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми"

Дано перспективное планирование на учебный год  дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша для детей  старшей группы. А также даны игры с усложнением, для детей успешно овладевших про...

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"

Родиелям детей раннего возраста предлагаются игры с использованием логических блоков Дьенеша для занятий с детьми дома, которые способствуют сенсорному развитию и познанию окружающего мира....

«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...