Выступление на педагогическом совете "Профилактика нарушений голоса у педагогов"
консультация по коррекционной педагогике

Попова Наталья Андреевна

Выступление содержит различные профилактические упражнения, которые помогут в будущем избежать профессиональные нарушения голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_golosa.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50

Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика нарушений голоса у педагогов»

Подготовила:

Учитель-логопед

Попова Н.А.

г.о. Красногорск, 2019

Комплексы упражнений для сохранения и развития голоса.                1.Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, развития фонационного дыхания и тренировки голоса:                                        •Произнесите одно и то же предложение (прочитайте фразу из книги) лежа, стоя и сидя. Понаблюдайте и опишите свои ощущения. Определите, в каком положении вам удобнее говорить.                                                        •Вытяните в стороны сильные, напряженные руки. Затем расслабьте их, опустите, потянитесь за рукой сначала вправо, затем влево.                        •Потянитесь вверх, напрягите все тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз (сделайте выдох).                                                        •Поднимите вверх руки, потом опустите вниз сначала кисти рук, затем согните локти и бросьте руки вниз как плети.                                                •Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделайте медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) — вдох; вернитесь в исходное положение — выдох (можно протяжно тянуть: гм-м-м).                2.Комплекс упражнений для вибрационного массажа гортани. Для подготовки гортани к вибрационному массажу «помычите»: найдите для себя удобное звучание согласного [м] и направьте его как бы в нос, постукивая кончиками пальцев по крыльям носа. Упражнение выполняется свободно, без напряжения мышц шеи, плечевого пояса, живота. Массаж проводится постукиваниями кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и других согласных:                                                                •от середины лба к ушам с произнесением звука [м-м-м];                                •от спинки носа к ушам с произнесением звука [м-м-м];                                •под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам с произнесением звука [в-в-в];                                                                                •по подбородку с произнесением звука [з-з-з];                                                •в области груди с произнесением звука [д-д-д].                        Упражнения сначала выполняйте в медленном темпе. Это обеспечит выработку правильных навыков речевого дыхания и плавного спокойного выдоха, снятие напряжения с мышц дыхательной и голосообразующей систем. Постепенно наращивайте темп выполнения упражнения. Далее выполните голосовые упражнения с гласными [о] или [у], которые следует произносить протяжно, как можно более низким голосом. Произнося звук [у], изменяйте силу голоса: сначала тихо, будто где-то далеко едет поезд, потом громко, будто стоите на станции, мимо которой проезжает поезд. Затем плавно изменяйте силу голоса, будто вьюга зимней ночью то усиливается, то затихает. Аналогичные упражнения выполняйте со звуком [и] с изменением высоты голоса, имитируя писк сначала маленького, потом большого комара.                                                                                3.Комплекс традиционных упражнений на развитие фонационного дыхания, используемые в логопедии:                                                        •Встаньте прямо, плечи слегка развернуты. Дышите спокойно, без поднятия или опускания плеч. Для контроля движений диафрагмы и ребер держите одну руку на верхней стенке живота, другую — сбоку на ребрах.                •Выполните вначале беззвучные дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох через нос и выдох через рот, вдох через нос и спокойный выдох через вытянутые трубочкой губы.                                                        •Выполните фонационные упражнения: пропойте гласные звуки на удобной высоте голоса; длительно произнесите ту или иную согласную, подражая различным звукам:                                                                                                •«лес шумит»: [ш-ш-ш];                                                                        •«комар звенит»: [зь-зь-зь];                                                                        •«шмель жужжит»: [ж-ж-ж] и др.                                                                •Выдыхайте воздух через суженное ротовое отверстие сильной толчкообразной струей для тренировки активности дыхательной мускулатуры. Можно дуть на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы оно заколыхалось: [фу], [фу], [фу-у].                                                        Так же для профилактики нарушений голоса можно выполнять комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики. Причем все упражнения можно выполнять вместе с детьми.                                        4.Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса.                Колокол. Представьте, что вы раскачиваете рукой воображаемый колокол и одновременно произносите звукосочетания на заданной высоте:                •небольшой колокол — «дон-дон-дон» (произносится обычным голосом);                                                                                        •массивный колокол — «бом-бом-бом» (произносится низким голосом);                                                                                        •бубенчики — «динь-дон-динь-дон-динь-дон» (произносится высоким голосом).                                                                                Инопланетянин. Попеременно произносите звуки [у], [и], при этом звук [у] — низким голосом, а [и] — высоким.                                                        Мишка, зайка, мышка. Данное упражнение выполняется вместе с детьми. Дети встают в круг, ведущий — в центре него. Ведущий бросает мяч и называет одного из персонажей (медведя, зайца или мышку). Если он называет медведя, поймавший мяч отвечает низким голосом: «Я — Михаил Иванович, зачем звал?». Если ведущий называет зайку, тот, кто поймал мяч, говорит обычным голосом: «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок». Если ведущий называет мышку, поймавший мяч говорит в ответ высоким голосом: «Мышка-норушка в норку убежала».                                                Усиление голоса. Упражнение состоит в том, чтобы посчитать от 10 до 100 или произнести буквы алфавита, или назвать цвета радуги, постепенно увеличивая силу голоса: сначала беззвучно, потом шепотом, потом тихо и, наконец, громко.                                                                                        Ослабление звука. Упражнение аналогично предыдущему, но направлено на ослабление силы голоса: посчитать от 10 до 1, произнести «аба-ава-ага-ада…», «буптиптапта-вуптиптапта-гуптиптапта-дуптиптапта…" и др. сначала громко, потом тихо, потом шепотом и, наконец, беззвучно.                Усиление-ослабление голоса. Упражнение состоит в том, чтобы без паузы, на одном выдохе произнести то громко, то тихо названия нот, месяцев, дней недели и др.                                                                5.Упражнения на развитие мелодико-интонационной стороны речи.

•Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, но не перенапрягая голосовые связки и используя рациональную голосоподачу.

•Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик». Произносите «ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту» так, чтобы дети его услышали. Паровозик должен ехать громко и весело, мелодично и благозвучно, выпуская пар.

•Представьте, что вы шагаете по ступенькам, произнося: «Первый этаж, второй этаж… седьмой этаж», постепенно повышая голос.

•Прочитайте стихи, меняя силу голоса (от тихого до громкого, и наоборот, высоту (произношение в средней, низкой и высокой тональности, темп (медленно, умеренно, быстро) и в других комбинациях.

•Выучите скороговорки. Например, произнесите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» в том темпе, который подсказывает одна из следующих ситуаций:

•вы диктуете данное сообщение непослушному ребенку;

•рассказываете новость хорошей знакомой в неторопливой беседе;

•выступаете с сообщением перед большой аудиторией;

•сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Произнесите скороговорку: «Белые бараны били в барабаны», выделяя по очереди каждое слово, как бы отвечая на вопросы (Какие бараны били в барабаны?Что делали белые бараны?Во что били белые бараны?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений голоса у педагогов

План:1.Классификация нарушений голоса.2.Причины нарушений голоса.3.На что нужно обратить внимание?4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии....

Презентация "Нарушение голоса у педагогов".

Информация для педагогов, учителей, логопедов....

Выступление «Фестивали педагогических идей – средство профессионального развития педагога»

Представляю материалы своего выступления на круглом столе «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности», в рамках методической работы дошкольного образован...

Выступление к педагогическому совету на тему «Индивидуальность педагога»

Выступление к педагогическому совету «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».Наш проект долгосрочный, ра...