Главные вкладки

    Профилактика нарушений голоса у педагогов
    консультация по логопедии на тему

    Ступаченко Вера Григорьевна

    План:

    1.Классификация нарушений голоса.

    2.Причины нарушений голоса.

    3.На что нужно обратить внимание?

    4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prof_narush_golosa_u_pedagogov_stupachenko.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Классификация нарушений голоса.

              По характеру нарушений голосовые расстройства делятся на органические и функциональные.

             Функциональные нарушения имеют временный характер. Органические нарушения голоса  связаны с изменениями структуры органа или тканей. Функциональные нарушения могут переходить в органические.

    Функциональные нарушения голоса у взрослых:

    1. психогенная афония (чаще всего её причиной является стрессовое состояние – крик, конфликт- которое выступает как пусковой механизм, приводящий  к полной потери голоса),
    2. гипотонусная дисфония (из-за постоянного перенапряжения голосового аппарата, после острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей),
    3. гипертонусная дисфония (чаще всего связана с использованием твёрдой таки голосообразования и чрезвычайно высоким голосом),
    4. гипо – гипертонусная (смешанная) дисфония (после  острого ларингита, трахеита),

    Органические нарушения голоса:

    1. при остром  и хроническом  ларингите
    2. краевой и односторонний хордит,
    3. парезы гортани (частичное ограничение подвижности голосовых связок сроком до 6 мес.),
    4. параличи гортани (полная неподвижность голосовых связок сроком более 6 мес.).

    2.Причины нарушений голоса.

            Причины дисфонии и афонии весьма разнообразны. О.С.Орлова выделяет следующие основные причины, вызывающие нарушения голоса, которые можно условно разделить на:

    -биологические (конституциональные особенности, возраст, сопутствующие заболевания),

    -бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия),

    - психологические (бытовые и профессиональные конфликтные ситуации, психоэмоциональные и характерологические особенности личности).

            Большинство авторов указывают на наличие постоянного шумового фона (провоцирующего перенапряжение голоса), громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха.

            По данным О.С. Орловой (2005) в этиологии дисфоний преобладает частое перенапряжение голоса ( крик, громкая речь дома, в детском саду, форсированное пение в хоре) – 65 % случаев, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20 %, астенический синдром – 10%, аденоиды -  5%.

            При афонии наряду с указанными случаями имели место случаи, связанные с нервным потрясение.

            Большое влияние оказывают социальные и биологические факторы. У жителей больших городов дисфонии возникает в 2 раза чаще. А.С.Зуев (1996) отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы (местности с неблагоприятными метеоусловиями – опасными скоростями ветра, повышенной влажностью, частыми изменениями температуры).

            Д.К.Вильсон (1990) приводит данные о возникновении нарушений голоса в результате подражания людям с нарушенным голосом – ребёнок учится не только языку, но и манере речи, у крикливой матери и ребёнок говорит на повышенных тонах.

            Ю.С. Василенко и  Г.Киттель (1997) подчёркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать благодаря раннему их выявлению и своевременному лечению в детском возрасте.

    3.На что нужно обратить внимание?

            Е.Ю. Радциг и О.С.Орлова считают, что следует обращать особое внимание на:

    1. продолжительную, устойчивую осиплость в течение многих месяцев,
    2. неослабевающую, прогрессирующую осиплость (охриплость) и обструкцию дыхательных путей – новообразования),
    3. трудности в произношении слов и нескоординированность глотательных движений -  нервно – мышечные расстройства,
    4. продолжительную, тяжёлую осиплость (охриплость) с мягким прогрессирующим стридором и обструкцией дыхательных путей – папилломатоз,
    5. внезапное начало осиплости после удушья, приступа кашля, попадания инородного тела в гортань,
    6. перемежающуюся лёгкую дисфонию или эпизоды полной афонии, формированный шепот вместо голоса, чаще у лиц женского пола, - психогенная дисфония,
    7. слабый голос с придыханием, невозможность громкого голоса – парез голосовых складок,
    8. внезапное начало дисфонии после громкого крика, возгласа – кровоизлияние в голосовые связки,
    9. пропадающий голос – новообразование  или кисты над гортанью.

    4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии.

            Степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.

            При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевания щитовидной железы и другие заболевания отрицательно сказываются на звучании речи.

            Хорошая физическая закалка оказывается благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, на его голосовой аппарат.

            Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса  является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.

            Нужно стараться  не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика  и визга, в том числе и как проявление низкого культурного уровня.  После рабочего дня по возможности 1-2 часа нужно помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплым (но не горячим) успокаивающим настоем.

            Вокальный репертуар следует подбирать с учётом диапазона голоса.

            Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, (повышающем иммунитет к различным заболеваниям), о формировании уравновешенного активного поведения и хорошего бодрого настроения.

            Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.

            Помещения, в которых вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.

            Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные качества голоса.

    Список литературы

    1. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.- метод. пособие / О.С.Орлова. - М.,2005
    2. Пальчун, В.Т Болезни уха, горла, носа /В.Т.Пальчун, Н.А.Преображенский. – М., 1980

     Рекомендации

    тем, кто работает с детьми, нужно 2 раза в год посещать отоларинголога,

    1. необходим полноценный отдых,
    2. лучше молчать больше (минимум 2 часа в день),
    3. промывать носоглотку Аквалором, Аквамарисом  (на основе океанической воды)
    4. не злоупотреблять лекарственными средствами при лечении верхних дыхательных путей,
    5. в эпидемиологический сезон  смазывать нос  мазью «Виферон»,

    принимать «Имммунал»,

    1. чаще пить: чай с мёдом, кипячёную воду, морс не сладкий, компот из сухофруктов,
    2. исключить употребление газированных напитков ( агрессивно влияют на гортань и слизистые оболочки),
    3. сахар везде заменить на мёд (сахар для гортани вреден!),
    4. набирайте негазированную минеральную воду в маленькие пульверизатор  и брызгайте в рот),
    5. соблюдать масочный режим,
    6. употребляйте минеральную воду,  разбавляя кипячёной водой (1:1),
    7. не перенапрягать голос избегать громкого разговора, крика  и визга,
    8. отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками,
    9. помещения, в котором вы длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определёнными акустическими возможностями.
    10. в рабочих помещениях и дома должны быть различные увлажнители, аквариумы, комнатные растения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика нарушений голоса у детей

    Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства....

    Презентация "Нарушение голоса у педагогов".

    Информация для педагогов, учителей, логопедов....

    Профилактика нарушений голоса у детей

    У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном реб...

    Консультация «Профилактика нарушений голоса у детей и взрослых»

    Информация для оформления стенда, проведения консультации....

    Консультация для педагогов на тему: «Профилактика нарушений голоса у детей».

    Консультация для педагогов на тему "Профилактика нарушения голоса у детей"...

    Презентация "Профилактика нарушений голоса у воспитателей"

    Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей и педагогических работников....

    Профилактика нарушений голоса у детей

    Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства....