Профилактика нарушений голоса педагогов дошкольных образовательных учреждений
консультация по развитию речи на тему

Крылова А.Ю.

Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №59

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ГОЛОСО-РЕЧЕВЫЕ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ»

Разработано

учителем-логопедом

Крыловой А.Ю

2016г.

Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач.

Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:

•        подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

•        изменять силу и интенсивность голоса;

•        использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;

•        стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;

•        строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;

•        выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.

Безусловно, грамотная, благозвучная, четкая, мелодичная речь важна для осуществления воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОУ. Однако особенно недопустимо плохое голосообразование и голосоведение для педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В таких группах, помимо выполнения общеразвивающих функций, воспитатель совместно с учителем-логопедом и другими специалистами работает над коррекцией нарушенной функции, активизацией компенсаторных возможностей каждого ребенка и устранением вторичных нарушений развития. Такой педагог должен владеть приемами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий.

Обозначенные функции требуют от педагога и дополнительных коммуникативных умений:

•        строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и познавательные возможности;

•        подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей;

•        выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников;

•        стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы;

•        грамотно сочетать в воспитательно-образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы.

В последнее время количество детей в группах ДОУ увеличивается, в связи с этим, нагрузка на голос педагогов существенно растет. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.

Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

Рабочий день воспитателя начинается с приема детей. В ходе данного режимного момента педагог решает разноплановые задачи: формирует у воспитанников положительный настрой, организует игровую деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное отношение к детскому саду, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к ДОУ и у детей.

Прием воспитанников всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т. к. приходится одновременно работать с детьми и их родителями. Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию.

В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.

Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

•        размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

•        используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;

•        разговаривайте с родителями негромко, создавая положительный эмоциональный фон для общения.

После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя.

В режиме дня группы четко определено место занятий, их продолжительность и примерная последовательность, предусматривающая смену видов детской деятельности и чередование интенсивности голосо-речевой нагрузки воспитателя.

Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где воспитателю приходится объяснять детям новые понятия, комментировать их ответы, инсценировать фрагменты рассказов и сказок и др.

Менее интенсивна голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Однако и здесь воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса, то поясняя выполнение той или иной операции всем детям, то комментируя деятельность отдельного ребенка. В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику независимо от того, справляется он с заданием или нет, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей.

При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя ДОО большое значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем слова.

Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это не только не организует детей, но и создает неблагоприятный эмоциональный фон, что снижает усвоение дошкольниками программного материала. Вместе с тем форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

•        создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);

•        используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

•        постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

•        назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

•        включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.

В ходе самостоятельной деятельности детей важно, чтобы все они были заняты. В этот режимный момент, не нарушая детских замыслов, воспитатель осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает ход действий, стимулирует активность и самостоятельность каждого ребенка.

При организации самостоятельных детских игр необходимо создать развивающую среду для каждого ребенка, отталкиваясь от его интересов и потребностей. С учетом игровой ситуации педагог подбирает соответствующие интонации: одному воспитаннику представляется доброй волшебницей, которая разукрасила лист бумаги разными красками, другому — злой Гингемой, которая варит зелье, и т. п.

Поэтому свободная игра детей таит для воспитателя такие «опасности», как быстрая смена высоты и силы голоса, необходимость говорить на несвойственной высоте и с непривычной силой, подражая различным персонажам.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

•        не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;

•        делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

•        привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;

•        напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов.

Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки.

На прогулке во время наблюдений воспитатель поясняет детям те или иные природные явления, загадывает загадки, проводит викторины, беседы, подвижные игры. Ему приходится постоянно координировать движение и фонацию, а, организовывая самостоятельную деятельность детей, повышать силу и интенсивность голоса. Воспитанники часто находят занятия в разных местах площадки и всех их нужно охватить вниманием.

Кроме того, дополнительную нагрузку на голос создает необходимость работать в холодную и ветреную погоду, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас.

Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи воспитателя.

Детский сон — время отдыха для голоса воспитателя. Но не все педагоги рационально используют его, не давая своему главному «инструменту труда» отдохнуть. Часто воспитатели общаются с коллегами по телефону. В некоторых ДОО во время сна детей проводятся методические совещания, что не дает педагогам снять голосовое и общее утомление. Дать своему голосо-речевому аппарату необходимый отдых и при этом рационально использовать рабочее время воспитатели могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.

После тихого часа воспитатель ДОО снова занят детьми: он следит за их опрятностью, формирует гигиенические навыки. Подъем после дневного сна и одевание воспитанников, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с каждым. Воспитатель выявляет настроение воспитанников, их готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно он ведет мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого дошкольника.

После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.

Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.

Конец рабочего дня, по мнению некоторых воспитателей, не имеет больших голосовых нагрузок: детей в группе остается мало, они легко находят себе занятие, не надо проводить игры, требующие координации речи и движения, а также часто повышать голос. Однако, когда в группе остаются два-три ребенка, им необходима особая забота, ведь они не могут долго самостоятельно организовывать свою деятельность, постоянно задают вопросы и требуют внимания. При этом воспитатель не должен показывать накопившееся за день утомление или заниматься своими делами.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

•        организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;

•        предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;

•        выполните упражнения на релаксацию.

Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.

Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку.

Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки), курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.

Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:

•        следить за своим здоровьем;

•        соблюдать правила гигиены голоса;

•        контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;

•        не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

•        проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО.

Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.

Специальные упражнения для укрепления голоса педагогов

•        на снятие голосового и общего напряжения;

•        развитие фонационного (речевого) дыхания;

•        формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения;

•        развитие артикуляционного аппарата;

•        совершенствование мелодико-интонационной организации речи.

Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.

  1. Снимаем напряжение и укрепляем голос

Упражнения для снятия мышечного напряжения и укрепления голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, и при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми. Заниматься нужно ежедневно, в спокойной обстановке. Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном.

2.Для лучшего звучания голоса и приведения его в рабочее состояние в начале дня можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях). Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.

3. Выполняем дыхательную гимнастику

Методик развития фонационного дыхания много. Для педагогов, не обладающих специальными знаниями в области физиологии дыхательной системы, наиболее простой и удобной является традиционная методика развития фонационного дыхания, применяемая в логопедии.

Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений традиционной дыхательной гимнастики направлено на формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и выдыхать ртом.

Многие упражнения можно проводить как самостоятельно в спокойной обстановке под релаксирующую музыку в конце дня, так и включать их в занятия с детьми.

4. Для развития дыхания также подходит парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая (при правильном выполнении упражнений) позволяет:

•        снять нервное напряжение, справиться с ощущением тяжести в голове, устранить головокружение;

•        активизировать речевое дыхание;

•        восстановить голос при его потере в момент общей усталости;

•        снизить симптомы нарушений дыхания при некоторых заболеваниях дыхательной системы (например, при нетяжелых формах астмы).

Парадокс ее заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох как бы уходит в промежутке между двумя вдохами. Применение данной гимнастики не требует каких-либо специальных медицинских знаний или долгих тренировок.

Для выполнения любого упражнения необходимо приоткрыть рот и шмыгнуть носом, как бы вбирая воздух в себя, а далее сделать то, что требуется в упражнении (например, повернуть голову). Выдох произойдет сам.

5. Осваиваем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Ее цель — выработка четкости, правильности движений органов артикуляционного аппарата и умения координировать его работу с системами дыхания и голосообразования.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики включает: упражнения для губ, щек, мышц глотки и мягкого неба, нижней челюсти, языка, гортани и мышц шеи.

Их можно выполнять постепенно в течение дня. Утром сделать упражнение «почистим зубки», появилась свободная минута в тихий час — «покачать язычок на качелях», вечером, готовя ужин, — «поцокать язычком» и т. д.

Содержание комплекса может меняться, но по 4–5 упражнений необходимо выполнять ежедневно.

6. Знакомимся с упражнениями на развитие высоты,силы и тембра голоса

Высота и сила голоса — составляющие его выразительности. Работа над ними заключается в том, чтобы с помощью специальных упражнений педагог научился не форсировать голос, говоря слишком громко или слишком высоко.

Некоторые упражнения данного раздела имеют игровой характер, их можно включать в занятия с детьми. Делать это стоит только после того, как воспитатель сам хорошо их усвоил.

Большинство упражнений заключается в произнесении слов или фраз на различной высоте или силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише, более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее удобно именно для него.

Далее педагогу необходимо постепенно расширять свои физиологические возможности, меняя то высоту, то силу голоса. Поэтому, если какие-то упражнения комплекса вначале покажутся сложными, необходимо отложить их до тех пор, пока не будет усвоен более легкий материал.

Запоминаем общие рекомендации по выполнению упражнений

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность.
  • Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию.
  • Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д.), постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно.
  • Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики.
  • Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».

Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения.

Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными. Упражнения выполняются дозировано, без напряжения.

Меры профилактики нарушений голоса не могут быть одинаковыми для всех. Они подбираются в зависимости от возраста воспитателя, его профессиональной подготовки, специфики работы (возраста детей), физиологических и психологических особенностей и т. д.

Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо-речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос. Важно периодически проходить медицинские осмотры. Это позволит выявить начальные проявления тех или иных заболеваний голосового аппарата и предотвратить их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика нарушений голоса педагогов дошкольных образовательных учреждений учитель-логопед Крылова А.Ю. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 Управления образования Администрации г. Апатиты Мурманской области 2016г .

Слайд 2

Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно -образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач.

Слайд 3

К оммуникативные умения педагогов ДОУ: подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации; изменять силу и интенсивность голоса; использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе; стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми; строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей; выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.

Слайд 4

К оммуникативные умения педагогов работающих с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями: строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и познавательные возможности; подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей; выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников; стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы; грамотно сочетать в воспитательно -образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы.

Слайд 5

Изменение голосо -речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

Слайд 6

Для снижения голосо -речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей: размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка; используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»; разговаривайте с родителями негромко , создавая положительный эмоциональный фон для общения.

Слайд 7

Для снижения голосо -речевой нагрузки на занятиях: создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.); используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность; постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина); назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения; включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

Слайд 8

Для снижения голосо -речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей: не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников; делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них; привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса; напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов.

Слайд 9

Для снижения голосо -речевой нагрузки в конце рабочего дня: организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку; предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня; выполните упражнения на релаксацию.

Слайд 10

Правила полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности : следить за своим здоровьем; соблюдать правила гигиены голоса; контролировать голосо -речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо -речевому аппарату; не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации; проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО.

Слайд 11

У пражнения для укрепления голоса педагогов на снятие голосового и общего напряжения; развитие фонационного (речевого) дыхания; формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения; развитие артикуляционного аппарата; совершенствование мелодико-интонационной организации речи.

Слайд 12

Упражнение «Баюканье»

Слайд 13

В ибрационный массаж гортани

Слайд 14

Д ыхательная гимнастика

Слайд 15

Для развития дыхания также подходит парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Слайд 16

Артикуляционная гимнастика

Слайд 17

Комплекс упражнений для самостоятельного выполнения воспитателем • Широко откройте и закройте рот (сначала беззвучно, а затем с произнесением звука [а]). • Вытяните губы в трубочку и растяните на улыбку (сначала беззвучно, а затем с произнесением звуков [у], [и]). • Сложите губы трубочкой и выполните движения: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу. • Приподнимите верхнюю губу и опустите нижнюю губу до десны. • Заведите губы за зубы («чешем губки»). • Поднимите язык на верхние зубы, затем опустите на нижние («качели»). • Выполните крестообразные движения языком на губах (вверх, вниз, вправо, влево). • Высуньте поочередно то широкий («лопата»), то острый («игла») язык. • Зацепите кончик языка за нижние зубы и высуньте язык горкой. • Сложите язык трубочкой и подуйте через нее.

Слайд 18

У пражнения на развитие высоты , силы и тембра голоса.

Слайд 19

Инопланетянин Попеременно произносите звуки [у], [и], при этом звук [у] — низким голосом, а [и] — высоким.

Слайд 20

Мишка, зайка, мышка « Я — Михаил Иванович, зачем звал?». «Зайка- попрыгайка прыг-скок, прыг-скок» «Мышка-норушка в норку убежала»

Слайд 21

Рекомендации по выполнению упражнений: При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность. Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию. Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д.), постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно. Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики. Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».

Слайд 22

Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения. Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными. Упражнения выполняются дозировано, без напряжения. Меры профилактики нарушений голоса не могут быть одинаковыми для всех. Они подбираются в зависимости от возраста воспитателя, его профессиональной подготовки, специфики работы (возраста детей), физиологических и психологических особенностей и т. д. Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо -речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос. Важно периодически проходить медицинские осмотры. Это позволит выявить начальные проявления тех или иных заболеваний голосового аппарата и предотвратить их.

Слайд 23

Берегите свой голос! Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Трениг для педагогов дошкольного образовательного учреждения "Профилактика синдрома профессионального выгорания"

Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любы...

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...