Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Как Лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм челове­ка (как местное, так и общее) от­мечают многие авторы (А.А. Би­рюков, В.И. Васичкин и др.). При систематическом проведений мас­сажа улучшается функция рецеп­торов проводящих путей, усили­ваются рефлекторные связи Коры головного мозга с мышцами и со­судами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головно­го мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирую­щая роль в работе всех систем и органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_pro_massazh.docx132.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка (Р.Е. Левина). Восприя:тиё, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).

Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.

Как Лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А.А. Бирюков, В.И. Васичкин и др.). При систематическом проведений массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи Коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью.

Нами были подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам были придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения,

чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривали текст. Позже они уже могли произносить тексты самостоятельно.

Виды развивающего массажа

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит — и на развитие речи.

Ф.Р. Ауглин считает, что положительные результаты достигаются вследствие влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В течение восьми месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под наблюдением ученых. Уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений взрослые замечали у 98% детей повышенную активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали верховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.

Комплекс доктора Ауглина был опробован и творчески развит И.А. Блыскиной (Санкт-Петербург) на другой возрастной группе детей — от 4 до 7 лет. Именно ее рекомендации были взяты нами за основу и включены в программу массажных мероприятий для детей 6—7-летнего возраста. Сначала дети обучались самомассажу, он включался в логопедическое фронтальное занятие. Игровая форма работы привлекала ребят, они выполняли упражнения с большим удовольствием, быстро запоминали их и с радостью перевоплощались в плюшевых медвежат.

Самомассаж лица "Озорные мишки".

  • Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10, Делать 1 раз.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

 Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

 Детки в ряд сидят.

  • Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

  • Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом — круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

  • Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел.

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

  • Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук

нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 1

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три -скажу, четыре

Точка 2

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Точка 3

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Точка 4

Нужно делать всем.        

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке  

Носик разомнем.

  • Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева

направо и наоборот. Делать по 10 р        

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой...

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой...

  • Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражнений.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  • Самомассаж ладоней.
  • Самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

  • Руку сжать в кулак. Резко разжать.

Крепко пальчики сожмем.

После резко разожмем.

  • Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить упражнение снова.

Потерялись мы в лесу,

Громко крикнем все: «Ау!»

  • Двигать большим пальцем к себе и от себя.

Зажигалку зажигаю,

Искры кремнем выбиваю!

  • Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница.

Быстро мука мелется.

  • Опереться руками о стену. Нажать сильнее — расслабить кисти.

Сильным я родился!

А ну, стена, подвинься!

  • Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

Вот все пальцы на виду.

Бух! — теперь их не найду.

  • Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу.

Плантарный массаж.

Стопы ног — это еще один экран состояния систем и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома.

На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.

Согласно учению йоги, ноги — это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.

При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.

Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).

Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.

Аурикулярный массаж.

Массаж ушных раковин — аурикулярный — показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь. Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

  • Целенаправленное влияние на зоны внимания

Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны (см. рисунок).

Рис. Зоны ушной раковины

1:— противокозелок;

2— треугольная ямка;

3—зона перехода ножки завитка в восходящую часть;

4— самая глубокая часть раковины (воронка).

Самомассаж «Игра с ушками».

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была...

И дальше продолжилась

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

  • Поглаживание ушных раковин.

Список использованной литературы

Бирюков АЛ. Массаж в борьбе с недугами. М., 1991.

Бирюков АЛ. Массаж — спутник здоровья: Кн. для учащихся М., 1992.

Васичкин В.И. Справочник по массажу. 3-е изд. СПб., 1996.

Дубровский В.Н., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. Чебоксары. 1995.

Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. М., 1998.

Здоровье своими руками. Минск, 1996.

Исцеляющее касание / Сост. Т. Кондратьева. СПб., 1996.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологий; Практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"

Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....

Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все высшие психические функции  формируются с прямым участием речиПоэтому в  ...

Развивающий массаж в логопедической работе с детьми

В работе идёт речь о значении развивающего массажа, его взаимосвязи с речевым развитием. Дана методика проведения различных видов развивающего массажа....

Развивающий массаж в логопедической работе с детьми

Массаж – средство развития интеллектуальных (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и речевых возможностей ребёнка....

Буклет "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками".

В буклете представлен материал который познакомит   с нетрадиционными  приёмами и методами проведения развивающего  массажа и самомассажа у детей  начиная с раннего  дошкольно...

Применение нетрадиционных техник массажа в логопедической работе.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи....