Развивающий массаж в логопедической работе с детьми
консультация по логопедии по теме

Антоненко Елена Александровна

В работе идёт речь о значении развивающего массажа, его взаимосвязи с речевым развитием. Дана методика проведения различных видов развивающего массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_dlya_sayta.docx122.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий массаж

в логопедической работе с детьми

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности.  Восприятие, память, внимание, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи.

Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.  

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Известно его как местное, так и общее благоприятное воздействие на организм человека. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.  

По утверждению  И. Канта “рука является вышедшим наружу головным мозгом”.   В.А. Сухомлинский считал, что « ум ребенка находится на кончиках его пальцев ».
                 Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно эта близость дает основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6 – месячного возраста. Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью. Детский развивающий массаж целесообразно сопровождать стихами, потешками, т.е. текстами, содержание и ритм которых максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст (отраженно, сопряжено, самостоятельно).

 

Виды развивающего массажа:

1. Самомассаж лица.

2. Самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

4. Плантарный массаж (массаж стоп ног).

5. Аурикулярный массаж ( массаж ушных раковин).

  Самомассаж лица  

Специальный самомассаж, направленный  на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты  (что и называется интеллектом), а значит  -  и на развитие речи, был разработан и применен на практике швейцарским врачом Ф.Р. Ауглиным (см. приложение 3).

По мнению Ф.Р. Ауглина положительные результаты достигаются вследствие влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В течение восьми месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под наблюдением ученых. Уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений взрослые заметили у 98% детей повышенную активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали верховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.

Комплекс доктора Ауглина был опробован и творчески развит И.А. Блыскиной (Санкт-Петербург)  на другой возрастной группе детей – от 4 до 7 лет.  (Игровой комплекс самомассажа лица для детей 6-7 лет дан в приложении 1.)

 

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массажный комплекс был разрабртан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражнений:  

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук
  • Самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук

(Комплекс самомассажа кистей и пальцев рук дан в приложении 4).

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

Комплекс упражнений для суставов пальцев  с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет любую пальчиковую гимнастику. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление. (Игровой комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления дан в приложении 2).

Плантарный (индийский) массаж 

         Массаж рефлекторных зон стоп, стимулирующий природные способности организма к самоисцелению – один из древнейших и щадящих способов лечения, мощный оздоровительный метод из области рефлексотерапии. В отдельных случаях такой вид массажа заменяет общий массаж тела. Различными движениями обрабатываются рефлекторные точки, которые отвечают за все органы и системы в организме человека. Такое воздействие  успокаивающе действует на нервную систему человека и в целом позволяет сбалансировать работу различных систем  организма. Через множество нервных окончаний  (более 72 тысяч), находящихся в кожных рецепторах на подошве ног, можно воздействовать на весь организм в целом, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.  

Техника плантарного массажа.

При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладут небольшие валики. Для детей с ДЦП расслабляющая поза подбирается индивидуально.

Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание ), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.

Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).  

Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь, 2-3 раза в неделю.

Аурикулярный массаж  

Аурикулотерапия включает в себя не только иглоукалывание ушной раковины, проводимое специалистом-медиком, но массаж активных точек наружного уха, который вполне под силу освоить и применять в домашних условиях.  

Щадящий акупунктурный безболезненный массаж  ушных раковин – аурикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили  широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

На ушной раковине  находятся  170 точек, через которые  можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны внимания и улучшения памяти (Приложение 3).

Приложение 1  

  • Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать

      ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Ушки будут на макушке, как у медвежат.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки вряд сидят.

  • Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно

      «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

                               А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

                               Так забывчивым мишуткам память разовьем.

                               Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

                               Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

  • Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30.

      Потом – круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу: как будто обруч я кручу.

Четко буду  говорить, звуки все произносить.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!    

 

Чтобы думали получше озорные мишки

Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.

           

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

     Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

  • Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

      Делать 1 мин.

Чтобы глазкам  лучше видеть, стать внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки нарисуем поскорей,

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

  • Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать

      последовательно на четыре парные точки от переносицы до оснований

      крыльев носа. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская,

            на счет до 20. Делать по 1 разу.              

                           Точка 1 

Мы подушечками пальцев в точки попадем

На носике-курносике мы точки  разомнем.

                          Точка 2

      Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев в точки попадем:

                         

                           Точка 3

На носике-курносике мы точки  разомнем.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.

                           Точка 4

Мы подушечками пальцев в точки попадем:

Носики-курносики немножко  разомнем.

 

  • Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и

       наоборот. Делать по 10 раз.

               Бегемотик, рот открой и налево двинь щекой!  

               Бегемотик рот открой и направо двинь щекой!          

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох, руки

свободно опущены вдоль туловища.

              Ох, устали наши детки, тихо в ряд сидят.

              Знают, польза от массажа будет для ребят!

Приложение2.   Упражнения для суставов пальцев с элементами

                              сопротивления.

  • Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

         Руки сжать в кулак. Резко разжать.

               Крепко пальчики сожмем, после резко разожмем.

  • Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук

         соприкасаются.

         Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми,

         одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить

         упражнение снова.

                Потерялись мы в лесу, громко крикнем все: «АУ!»

  • Двигать большим пальцем к себе и от себя.

                 Зажигалку зажигаю, искры кремнем выбиваю!

  • Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

                  Закружилась мельница. Быстро мука мелется.

  • Опереться руками о стену. Нажать сильнее – расслабить кисти.

                  Сильным я родился! А ну, стена, подвинься!

  • Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть

         вниз.

                  Вот все пальцы на виду. Бух! – теперь их не найду.

  • Одной рукой поддерживать другую руку в запястье и энергично

          встряхивать.

         Упражнение улучшает циркуляцию крови.

                  Ручкой ручку поддержу, сильно ею потрясу.

Приложение 3. Аурикулярный массаж.

                           Целенаправленное влияние на зоны внимания.

Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:

                   1)противокозелок;2)треугольная ямка;3)зона перехода ножки

                      завитка в восходящую часть;4)самая глубокая часть раковины

                     (воронка).

 

Самомассаж «Игра с ушками»

                   Раз, два, три, четыре, пять – будем с вами мы играть.

                   Есть у ушка бугорок под названьем «козелок».  

                    Напротив ушко мы помнем и опять играть начнем.

                   Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

                   Сверху в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.

                   Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

                   Из ушка к верхушке дорожка идет.

                   По этой дорожке наш пальчик

                                                                 пройдет.

                   Погладим ее мы, чтоб гладкой

                                                                    была…

                   И дальше продолжилась наша игра.

                   Снизу в ушке ямка есть, нужно

                                                    ямку растереть.

                   Раз, два, три, четыре, пять –

                                   продолжаем мы считать.

                   Ушкам отдохнуть пора. Вот и

                                                      кончилась игра.

 

Приложение 3.          Массаж профессора Ауглина + картинки

Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. 

Описание: imageОписание: image
1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.
Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.

2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.

3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.

4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты).

Описание: Описание: image        Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на нижеуказанные точки на каждую по очереди:
• точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза;
   
• точка 2 — на середине носовой кости;
• точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян);
• точка 4 соответствует точке Хэ-ляо.
Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует развести в стороны, руки — параллельно полу.

6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. (Упражнение не является обязательным при выполнении комплекса.)
Каждое упражнение выполняется на медленный счет

до 10.

Эта процедура не утомительна, так как занимает всего

10 минут.
Эффект массажа усиливается, если к нему добавить упражнения для кистей рук и аурикулярный массаж.
Есть предположение, что этот массаж не менее эффективен и для взрослых.

Список использованной литературы

Бирюков А.А.       Массаж в борьбе с недугами. М., 1991.

Бирюков А.А.       Массаж – спутник здоровья: Кн. Для учащихся. М.,1992.

Бирюков А.А.       Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

Васичкин В.И.      Справочник по массажу. 3-е изд. СПб.,1996.

Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю.

                               Использование физических упражнений по развитию мелкой

                               моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у

                                учащихся начальных классов// Дефектология. 1999.№3.

Дубровский В.Н., Дубровская Н.М.

                                Практическое пособие по массажу. Чебоксары.1995.

Дубровский В.Н.  Энциклопедия массажа. М. 1998.

                                Здоровье своими руками. Минск, 1996.

                                Исцеляющее касание / Сост. Т.Кондратьева. СПб.,1996.

Кольцова Н.М.      Двигательная активность и развитие функции мозга

                                ребенка.М.,1973.

Сиротюк А.Л.        Обучение детей с учетом психофизиологии:

                                Практическое руководство для учителей и

                                родителей.М.,2000.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,1996.