Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"
статья по логопедии по теме

Пачкова Лариса Александровна

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам были даны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривали текст. Позже они уже могли произносить тексты самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ.

Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками


Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все высшие психические функции  формируются с прямым участием речи
Поэтому в  своей работе я использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий самомассаж.            Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение "Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью.
Мною были подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам были придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривали текст. Позже они уже могли произносить тексты самостоятельно.
Виды развивающего массажа
Самомассаж лица
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.. Сначала дети обучались самомассажу, он включался в логопедическое подгрупповое занятие. Игровая форма работы привлекала ребят, они выполняли упражнения с большим удовольствием, быстро запоминали их и с радостью перевоплощались в плюшевых медвежат (приложение 1)  или весёлых обезьянок
.
Самомассаж рук. 

( Самомассаж ладоней,самомассаж пальцев ) На занятиях обучаю детей элементам самомассажа кистей рук  с помощью прищепки, орехов, шишек, карандашей каучуковых мячей и т.д.
Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление. Очень нравится детям игра с каучуковыми мячами, повторяя  игровые упражнения дети проводят самомассаж. Самомассаж провожу сидя перед детьми, детям можно предложить перед самомассажем рассмотреть картинки (зрительный образ) или прослушать стихотворения (слуховое восприятие) игры с элементами самомассажа разнообразны:

  • бельевой прищепкой “кусаем ногтевые фаланги”;
  • покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;
  •  растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;
  • растирать ладонями шестигранный карандаш.
  • Играем с грецкими орехами…

Особый интерес вызывают у детей “сухие бассейны” - это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в “сухой бассейн”, дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:

“В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили”.

Для формирования тактильной (мышечной) памяти использую игру “Угадай, какой, какая?”: в бассейн помещаю игрушки из различного материала (по одной), разложив такие же на столе. Опуская руку в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находит такую же на столе и называет ее (какая она по форме, величине). Дети зачерпывают рукой (“ковшом экскаватора”) крупу и пересыпают ее в лежащие рядом тарелочки.

          Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на       центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки

Приемы, способствующие развитию общей и мелкой моторики:  

  • самомассаж кистей рук; игры-шнуровки;
  • разрезные картинки;
  • игры с природным материалом;
  • игры в “сухом бассейне”
  • песочная терапия;
  • пальчиковые упражнения;              (приложение 2).
    Плантарный массаж
    Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. самомассаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома.
    На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
    Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа (приложение 3).
    Аурикулярный массаж
    Самомассаж ушных раковин - аурикулярный - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
    Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
    Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти (приложение 4).
    Приложение 1
    Самомассаж лица «Озорные мишки»
    Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
    Оттяну вперед я ушки,
    А потом назад.
    Словно плюшевые мишки,
    Детки в ряд сидят.
    Раз, два, три - скажу, четыре,
    Пять, и шесть, и семь.
    Не забудь: массаж для ушек
    Нужно делать всем.
    Оттяну вперед я ушки,
    А потом назад.
    Словно плюшевые мишки,
    Детки в ряд сидят.

 Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!

 Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

 Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не за-
крывая глаз. Делать 1 мин.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

 Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.
Точка 1
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка 2
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Точка 3
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Точка 4
Нужно делать всем.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.

 Открыть рот и нижней челю-
стью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…

 Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Приложение 2
Упражнения для суставов пальцев
с элементами сопротивления
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

 Руку сжать в кулак. Резко разжать.
Крепко пальчики сожмем.
После резко разожмем.

 Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить упражнение снова.
Потерялись мы в лесу,
Громко крикнем все: «Ау!»

Двигать большим пальцем к себе и от себя.
Зажигалку зажигаю,
Искры кремнем выбиваю!

 Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница.
Быстро мука мелется.

 Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.
Сильным я родился!   А ну, стена, подвинься!

 Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
Вот все пальцы на виду.
Бух! - теперь их не найду.

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу.

Массаж лицевых мышц.     Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.

  1. Солнышко, милое,
    Поделись своей силою!
    Просыпайтесь лучики
    Согревайтесь, рученьки.
  2. Солнышко проснулось,
    Лобика коснулось,
    Лучиками провело
    И погладило.
  3. Солнышко проснулось,
    К щечкам прикоснулось,
    Лучиками провело
    И погладило.
  4. Солнце личико согрело
    Потеплело, потеплело.
    Наши ручки потянулись
    Наши губки улыбнулись.
  5. На ветвях развесил иней
    Ночью Дедушка Мороз.
    Он сегодня очень сильный
    Щиплет щеки, лоб и нос.
  6. Побежим домой скорей,
    Не догонит нас мороз!
    Рукавичкой посильней
    Разотрем мы щеки, нос.
  7. За снежинками снежинки
    Тихо кружатся, летят.
    Укрывает все тропинки
    Покрывалом снегопад.

Приложение №2

Упражнение «Наши ручки» с маленьким каучуковым шариками.

Это ручка – правая (мячик на ладошке),                                                              Это ручка – левая (мячик на ладошке).                                                                        Я на мячик нажимаю и зарядку делаю:                                                           Будет сильной правая (сжимаем мячик)                                                         Будет сильной левая (сжимаем мячик)                                                          Будут ручки у меня – ловкие, умелые(катаем шарик между ладоней)

Упражнение «Фокусник»

За рукой (мяч прячется за ладонью и придерживается большим пальцем)                 и под рукой (прямая кисть, ладонью вниз, мяч придерживаем пальцем)        Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой и кладётся на тыльную часть руки)                                                                                                             Над рукою мяч кружит ( одна рука ладонью вниз водит мяч по кругу по тыльной стороне второй руки)                                                                               От неё теперь бежит (отводим одну руку с мячом  от другой)                              Между пальцев подержи и в ладошку положи (держим между пальцев )  Вдоль ладони ( катим), через палец (через большой палец)                                И вокруг запястья танец (обводим мячом вокруг запястья)


Приложение 3


Техника плантарного массажа
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.
Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).
Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.

Приложение 4


Аурикулярный массаж
Целенаправленное влияние
на зоны внимания
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны (см. рисунок).
1 - противокозелок;
2 - треугольная ямка;
3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;
4 - самая глубокая часть раковины (воронка).
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнем
И опять считать начнем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять -
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке
Дорожка идет,
По этой дорожке
Наш пальчик пройдет.
Погладим ее мы,
Чтоб гладкой была…
И дальше продолжилась
Наша игра.
Снизу в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять -
Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.
Вот и кончилась игра.
Поглаживание ушных раковин.

Приложение 5.

Карточки по самомассажу.

Приложение 6.

Предметы  и материал используемые для самомассажа.

Список использованной литературы
Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. М., 1991.
Бирюков А.А. Массаж - спутник здоровья: Кн. для учащихся М., 1992.
Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
Васичкин В.И. Справочник по массажу. 3-е изд. СПб., 1996.
Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.
Дубровский В.Н., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. Чебоксары. 1995.
Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. М., 1998.
Здоровье своими руками. Минск, 1996.
Исцеляющее касание / Сост. Т. Кондратьева. СПб., 1996.
Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. М., 1973.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практиче-
ское руководство для учителей и родителей. М., 2000.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"

Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....

Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все высшие психические функции  формируются с прямым участием речиПоэтому в  ...

Развивающий массаж в логопедической работе с детьми

В работе идёт речь о значении развивающего массажа, его взаимосвязи с речевым развитием. Дана методика проведения различных видов развивающего массажа....

Развивающий массаж в логопедической работе с детьми

Массаж – средство развития интеллектуальных (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и речевых возможностей ребёнка....

Буклет "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками".

В буклете представлен материал который познакомит   с нетрадиционными  приёмами и методами проведения развивающего  массажа и самомассажа у детей  начиная с раннего  дошкольно...

Применение нетрадиционных техник массажа в логопедической работе.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи....

Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками

Как Лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм челове­ка (как местное, так и общее) от­мечают многие авторы (А.А. Би­рюков, В...