Проект "Необычное в обычном"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Климова Светлана Андреевна

Творческая деятельность индивидуальна,а её формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, её "пластичности", эмоциональной чувствительности, темперамента. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности. Это зависит прежде всего от того, что нет включения ребёнка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnoe_v_obychnoe.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                                                                                                     

                          ПРОЕКТ

                   «НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»

                                                                         

                                                                       

Пояснительная записка

(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской  инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время в  Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей – инвалидов.

По сведениям Министерства здравоохранения  за 5 лет  количество  детей – инвалидов увеличилось на 1/3  (со 150 детей-инвалидов  на 100000 населения до 206).

На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании  в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.       

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

 Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

Актуальность проблемы

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

 Цель данного проекта: углублённое  развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творчество

Задачи проекта:

1. развитие когнитивных процессов ребёнка.

2. развитие мелкой моторики и тонких двигательных координаций

3. личностное и эмоциональное развитие

Новизна проекта: поиск и реализация технологий и методик психологического сопровождения и социализации детей с ОВЗ

Гипотеза проекта: всестороннее развитие способностей ребёнка с ОВЗ будет происходить наиболее эффективно, если проект будет носить творческий характер, а деятельность детей предполагает создание нового объекта, на который у ребёнка произойдёт эмоциональный отклик.

Ожидаемые результаты:

 1. более развитые высшие психические процессы

2. более стабильный эмоциональный фон

3. более развита мелкая моторика рук

4. более сформированы  тонкие двигательные координации рук

Объект сопровождения: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Период проведения: занятия проводятся на протяжении учебного года 1раз в неделю продолжительностью от 15 до 30 минут в зависимости от физиологических возможностей ребёнка.

             Тематическое планирование к проекту «Необычное в обычном».

     

№ п/п

Тема  занятий

Содержание  занятий

Материалы для занятий

Период проведе ния занятий

1.

Подготовка

1. изучение литературы

2. подготовка материала

3. подбор пальчиковых игр и физкультминуток

4. планирование

5. подготовка презентаций

сентябрь

2.

Декорирование

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Шишки, орехи, шелуха, пластилин, хвоя

Октябрь, ноябрь.

3.

Декорирование

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Яичная скорлупа, клей, гуашь, кисточки.

Декабрь, январь.

4.

Прикладное искусство

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Газета, белая бумага, клей, гуашь, кисточки

Февраль, март.

5.

Прикладное искусство (квилинг).

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Цветная бумага, ткань ленты, клей, ножницы, набор для квилинга.

Апрель, май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ОВЗ в условиях обычного ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетн...

«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.

Материал поможет родителям  формировать познавательный интерес ребенка к окружающему миру , развивать  наблюдательность, умение сравнивать, обнаруживать связь живой и неживой природы   ...

«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.

Материал консультации поможет родителям организовать вместе с детьми наблюдения за простыми цветущими травянистыми растениями: мать-и-мачехой, одуванчиком, кислицей,полевым вьюнком, папоротником; науч...

Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.

Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.«Царевна Несмеяна».Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее б...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Необычное в обычном"

  Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружаю...

Необычное в обычном (Раз картошка, два картошка)

Занятие по формированию целостной картины мира с использованием опытов....

Что такое психологические занятия в детском сад и чем они отличаются от обычных занятий.

Важность психологических занятий  для ребенка дошкольного возраста и отличие их от обычных занятий....