Необычное в обычном (Раз картошка, два картошка)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие по формированию целостной картины мира с использованием опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_neobychnoe_v_obychnom.docx9.06 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Саранск

МДОУ «Детский сад № 65 - комбинированного вида»

КОНСПЕКТ 

занятия по формированию естественно - научных представлений в старшей группе на тему:

 «Необычное в обычном»

(Раз картошка  два картошка)

Провела: воспитатель высшей квалификационной категории Широкова Н.Г.

для воспитателей г. Саранск

«Необычное в обычном» (Раз картошка, два картошка)

Программное содержание.

Помогать детям находить необычное в обычном - в окружающих их предметах;

  • развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий

мир;

  • формировать у ребят умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития;
  • учить малышей выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщения;
  • поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других.

Методические приёмы:

  • беседа
  • игра «Чудесный мешочек»
  • использование сказочного персонажа
  • опыты
  • загадки, поговорки
  • приготовление салата
  • реклама

Оборудование: клубни картофеля разных сортов, проросший картофель, чудесный мешочек с овощами, блюдца с крахмалом и солью, стаканы; вареный картофель, морковь, ломтиками соленый огурец, репчатый лук, укроп, зеленый горошек, масло подсолнечное, соль, молотый перец; косынки и фартуки, мужская рубашка, кисель.

Предварительная работа:

Посадка и уборка картофеля на огороде детского сада, беседа с детьми, чтение познавательной литературы, разучивание песен, загадок, поговорок, чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Ход занятия

  • Ребята, посмотрите за окно. Какое время года приближается? (зима)
  • Верно. А какое сейчас время года? (осень)
  • Да, поздняя осень. (Облетела листва. Вся природа приготовилась к зимнему сну. Но не только природа, но и люди тоже приготовились к зиме).
  • Скажите дети, как люди готовились? (Одели теплую одежду, в домах включили отопление и т.д.).Вы все правильно сказали, молодцы. А еще люди заготовили на долгую, холодную зиму много разнообразных овощей.

Игра «Чудесныймешочек»

  • Я буду загадывать загадки, а вы доставать из мешочка отгадки, (загадки об овощах)... Посадишь одну

А выроешь семью (картофель).

  • Молодцы, вот о картошке и пойдет речь на сегодняшнем занятии.
  • Ребята, знаете ли вы, как сажать картошку? (Знаем!)

(Звучит задорная музыка. Входит Антошка.)

  • Ой, а что вы тут делаете?
  • Подожди, подожди. Ты пришел в детский сад. Что нужно сделать в первую очередь?
  • Здравствуйте, друзья!
  • А теперь скажи, пожалуйста, как тебя зовут? (Антошка!)
  • Мы с ребятами говорим о картошке, о том, как ее сажать. Вот мои детки знают, как это делать. Ребята, давайте спросим у Антошки, как он сажал картошку?

(Дети поют)

  • Антошка, Антошка

Как ты сажал картошку? (2 раза)

  • Дили - дили, трали - вали Это, братцы, я не знаю Ничего я не умею Парам - пам - пам (2 раза)
  • Ну, ничего, Антошка, не расстраивайся. Детки тебе сейчас все расскажут.
  • Что нужно сделать в первую очередь?
  • Картошку нужно достать из погреба, прорастить, чтобы на ней появились маленькие отростки (показ проращенного картофеля); затем вскопать землю, вырыть ямки, положить в нее картофель и закопать.
  • А теперь скажите, какие три основных условия необходимы, чтобы растение хорошо росло и развивалось (свет, тепло и вода)
  • Правильно, дождичек нашу картошечку полил, солнышко ее пригрело. Выросла картошка большая-преболыная. Пришло время ее выкапывать. (Поют дети)
  • Антошка, Антошка Пойдем копать картошку(2 раза)

Дили-дили, трали-вали,

Это тоже я не знаю Ничего я не умею Парам-пам-пам (2 раза)

  • Ну а копать картошку совсем просто. Нужно подкопнуть ботву и перевернуть землю. Тут-то картошка и появиться (показ иллюстрации).
  • А вот, ребята, посмотрите, какая картошка выросла у меня на даче. Одинаковая ли она? (Цвет, форма, величина).
  • Давайте разрежем клубни картофеля и сравним. Они внутри тоже не похожи друг на друга: есть белые, розовые и желтоватые. И вкус у них тоже разный. А знаете, почему картофель такой разный? (Нет) Потому, что вся она разного сорта. Ребята, посмотрите, а это что за картофель зеленого цвета? Может это особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Он ядовит и опасен!
  • Ребята, посмотрите, стаканчики стоят на столе, и не пустые. Давайте попробуем, что в них налито. (Это кисель).
  • Правильно, а делают кисель из картофельного крахмала. (Можно спросить детей).
  • Именно о крахмале и пойдет речь. А кто из вас видел крахмал? Как вы думаете, сможем его мы приготовить самостоятельно? Давайте попробуем (Натираем картофелину на терке, кладем на марлю и отжимаем в темную керамическую миску. Через некоторое время рассматриваем загустевший сок, появился крахмал).
  • А теперь приступим к исследовательской работе. (Дети садятся за столы. Перед ними по две тарелки с крахмалом и солыо и по два стакана воды).

Дети исследуют крахмал на ощупь, вкус, запах, цвет. Выясняем свойства крахмала. Затем сравниваем с солью.

Опыты.

  • А теперь положите в один стакан одну ложку крахмала и размешайте его. А в другой стакан положите ложку соли и тоже тщательно размешайте. А теперь сравним. Вода с крахмалом сначала стала белой, а потом крахмал медленно стал опускаться на дно стакана. А вода с солью прозрачная. Предложить попробовать на вкус. Вывод: крахмал в воде не растворяется, а соль растворяется. Подводим итог о свойствах крахмала.
  • Крахмал сыпучее вещество, белого цвета, без запаха, с особым вкусом. Из крахмала варят кисель. А еще можно накрахмалить белье, рубашки, скатерти, салфетки и т.д.
  • Правильно, молодцы. А теперь ребятки давайте посмотрим, какой у нас крахмал получился. Он немножко не такой, как промышленный. А какой? Он желтоватый, не сыпется (потому что влажный). Правильно, ребята. А чтобы наш крахмал был такой же белый и сухой, его нужно долго промывать, а потом просушить. Это длительный процесс.
  • Ребятки, так скажите мне из чего делают крахмал? (Из картофеля)
  • А какие блюда можно приготовить из картофеля? (Ответы детей)

Посмотрите, какая красивая книга лежит на столе. Эта книга не простая, в

ней я записываю самые различные рецепты приготовления блюд. Я хочу предложить вам приготовить овощной салат. Вы согласны? /Дети моют руки, одевают фартуки /Читаю детям рецепт. /Двое детей накрывают на стол, а остальные приступают к приготовлению: режут картофель кубиками, ломтики огурца разрезают на более мелкие кусочки, морковь звездочками. Воспитатель режет лук. Все овощи складывают в общую миску, затем туда кладут промытый горошек, поливаем подсолнечным маслом, солим и перчим по вкусу. Раскладываем готовое блюдо в красивые салатницы, украшаем зеленым луком, укропом и фигурками из вареной моркови.

А теперь детки можно и за стол садиться. Давайте и Антошку пригласим. Антошка, Антошка Готовь к обеду ложку(2 раза)

Дили-дили, трали-вали Это, братцы, мне по силе Откажусь теперь едва ли Парам-пам-пам (2 раза)

Прошу всех к столу.

(Дети едят салат. Звучит легкая музыка).

  • Вкусно? (Да)

А теперь... «Рекламная пауза».

(Антошка берет салатницу с салатом)

Дети: 1. Если хочешь быть здоровым

  • Если хочешь быть красивым
  • Если хочешь быть ты сильным
  • Вообщем, быть таким как Витя?

Вместе: Ешь картошку в любом виде.

Антошка преподносит салат гостям: угощайтесь!

Ешьте на здоровье!

ЛИТЕРАТУРА

  • «Обруч» №3 1999г.
  • С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания в д/саду. -М., Просвещение, 1999г.
  • Л.П.Молодова. Игровые Экологические занятия с детьми, Минск., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Необычное в обычном"

  Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружаю...

Конспект педагогического мероприятия по экспериментированию " Необычные свойства обычных предметов"

Конспект занятия размещает в себе занимательные опыты по выявлению необычных свойств обычных предметов....

Мастер-класс с участием родителей "Необычное из обычного"

Данная публикация содержит конспект мастер-класса по продуктивной деятельности с использованием бросового материала....

Конспект мастер-класса для педагогов «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)

Мастер-класс знакомит педагогов  с техникой получения изображения при помощи пены для бритья....

Как необычно подарить обычный подарок.

Современные магазины подарков порой удивляют своим широчайшим ассортиментом оригинальных изделий. Среди них можно выбрать совершенно любой товар для любого человека, которого непременно впечатлит тако...

Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"

В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....

Презентация «Необычное в обычном». Мастер-класс для педагогов (рисование пеной для бритья).

Данный материал повышает мастерство педагогов через реализацию активных форм работы. Способствует формированию представлений у педагогов о рисовании непосредственно пеной для бритья  и получения ...