«Работа с дошкольниками по автоматизации звуков»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Крюкова Екатерина Васильевна

Представлен материал по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_doshkolnikami_po_avtomatizatsii_zvukov.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Салават

Республики Башкортостан

Семинар – практикум по теме:

«Взаимодействие специалистов в ДОУ.

Приоритеты совместной деятельности»

Выступление на тему: «Взаимодействие воспитателя с учителем – логопедом» «Работа с дошкольниками по автоматизации звуков»

Подготовила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Крюкова Е.В.

Салават, 2020г.

В дошкольных образовательных учреждениях коррекционной направленности вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями, постоянно информирует их о том, какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

Большинство детей, посещающих нашу группу,   имеют диагноз – стертая дизартрия или наличие дизартрического компонента.

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность.  Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп,  маловыразительная речь.     

При стертой дизартрии  этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук во фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям.
Очень важно сделать процесс автоматизации поставленных звуков более интересным и увлекательным. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.

При автоматизации звука в слогах и словах когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

  • «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
  • «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог или слово.
  • «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог, слово.
  • «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
  • «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении  нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,  построенных на словах и действиях играющих.

Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

  • «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • «Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
  • «Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
  • «Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
  • «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
  • «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
  • Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
  • Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
  • «Бусы». Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
  • «Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
  • «Тихо-громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
  • «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
  • «Ступеньки» 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог, слово. 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или кирпичиков. Задание остается прежним.
  • «Разноцветные прищепки». На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я предлагаю педагогам использовать эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными”, в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

И вот, наконец, дети правильно произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе целесообразно использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин, проговаривание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Памятка для воспитателей логопедических групп

«Игры при работе над автоматизацией звуков»

Подготовила: учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Крюкова Е.В.

При автоматизации звука в слогах и словах когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

  • «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
  • «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог или слово.
  • «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог, слово.
  • «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
  • «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Работа по автоматизации слога и слова: игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

  • «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • «Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
  • «Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
  • «Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
  • «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
  • «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
  • Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
  • Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
  • «Бусы». Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
  • «Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
  • «Тихо-громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
  • «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
  • «Ступеньки» 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог, слово. 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или кирпичиков. Задание остается прежним.
  • «Разноцветные прищепки». На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

Чистоговорки для автоматизации поставленных звуков:

Звуки [С—Сь]

1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2. У Саньки новенькие санки.

3. У маленькой Сани сани едут сами.

4. У маленькой Сани перевернулись сани.

5. Сене всё бы спать на сене.

6. На острую косу много покосу.

7. Был бы покос, да настал мороз.

8. Береги нос в сильный мороз.

9. Сын Сени накосил стог сена.

10. Мы гуляли в лесу и видели лису.

Звуки [3—Зь]

1. У зайки Бубы заболели зубы.

2. У маленькой Зины бузина в корзине.

3. Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

4. Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

5. Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

6. Зонного зайку зовут Зазнайкой.

7. Все идут с базара, а Назар — на базар.

8. Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

9. У Зины болит зуб, Зина перестала есть суп.

10. За-за-за, капусту ест коза.

Звук [Ц], [Ц-С-3]

1. Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.

2. Цыплёнок цепко цепляется за цепь.

3. Бегают две курицы по зелёной улице.

4. Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся.

5. Наклонись к корытцу водицы напиться.

6. Курица снесла яйцо под крыльцо.

7. Соне в оконце ярко светит солнце.

8. Из соседнего колодца целый день водица льётся.

9. Пусть метёт метелица, белым снегом стелется.

10. Съел молодец-кузнец наконец варенец.

Звук [Ш]

1. Наша Маша — маленька, на ней шубка аленька.

2. Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.

3. Шапка да шубка — вот и наш Мишутка.

4. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.

5. Шапкой Миша шишки сшиб.

6. Наша дорожка усыпана горошком.

7. Возьми ложку да покушай горошку.

8. Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

9. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

10. Кошка спит, а мышку видит.

Звук [ Ж]

1. Жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа.

Жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу.

Жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок.

Жи-жи-жи-жи, убежали все ежи.

2. Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет?

3. В живом уголке жили-поживали ужи и ежи — ели и спали.

4. Встретил в чаще ёж ежа:

«Как погода, ёж?» — «Свежа».

И пошли домой, дрожа, горбясь, ёжась, два ежа.

5. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

Звук [Ч]

1. Шубка овечки теплее любой печки.

2. У Пети — тачка, а у Паши — печенья пачка.

3. Чи-чи-чи, на печи кирпичи горячи.

Чо-чо-чо-чо, осторожно, горячо!

Чу-чу-чу-чу, я на поезде качу.

Ча-ча-ча-ча, захотела калача.

Ач-ач-ач, прилетел грач.

Уч-уч-уч, на небе много туч.

Оч-оч-оч, наступила ночь.

Ич-ич-ич, прилетел и сыч.

4. Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

5. Чики-чики-чикалочки, едет гусь на палочке,

уточка — на дудочке,

Курочка — на чурочке,

зайчик — на тачке,

мальчик — на собачке.

Звуки [Л—Ль]

1. Сел и всё съел.

2. Около кола колокола.

3. Метил в цель, а попал в пень.

4. У ёлки иголки колки.

5. Лежал, лежал да и побежал.

6. Клала Клава уголь в левый угол.

7. Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

8. Ломали лёд, ломали мы, летели клочья от зимы.

9. Молодчина эта Лина, лепит всё из пластилина.

10. Галка села на палку, палка стукнула галку.

Звуки [Р—Рь]

1. Тара-тара-тара-ра!

У крыльца растёт трава.

Ай, тари-тари-тари!

Куплю Рае янтари.

2. Тара-тара-тара-ра!

Как из каждого двора выезжают трактора.

3. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

4. Жили-были раки, раки-забияки,

Жили раки дружно, не хотели драки.

5. Три тропки, на тропке травка, на травке тропка, травка на тропке.

6. Трое трубачей трубили в трубы.

7. Все бобры добры для своих бобрят.

8. На горе Арарат растёт крупный красный виноград.

9. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на краю двора.

10. Три вороны на воротах, три сороки на пороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков.

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных...

Имаготерапия в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков

Снятие эмоционально-волевого напряжения посредством имаготерапии. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия. Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ; Р-РЬ, введение их в самостоятельную р...

Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

Карточки с речевым материалом для работы с детьми по автоматизации звуков.

Речевой материал подобран по принципу "от простого к сложному." Карточки могут  использоваться в индивидуальной работе с ребёнком для автоматизации звуков,  логопедами,  воспитателями и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Индивидуальная работа с детьми по автоматизации звука "С"

Конспект индивидуальной работы с детьми по автоматизации звука "с"...