Консультация для педагогов «Логоритмика, как система музыкально-двигательных, музыкально-речевых, игровых упражнений»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голоскокова Елена Евгеньевна

Консультация для педагогов «Логоритмика, как система  музыкально-двигательных, музыкально-речевых,  игровых упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika-konsultatsiya_goloskokova_e.e.docx26.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 10 г. Россоши

Воронежской области

Консультация для педагогов

«Логоритмика, как система

музыкально-двигательных,

музыкально-речевых,

игровых упражнений»

Составила и провела:

воспитатель ВКК

Голоскокова Е. Е.

                                      

г. Россошь

2020г.

Консультация для педагогов

«Логоритмика, как система музыкально-двигательных,

музыкально-речевых, игровых упражнений»

Цель консультации:   повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.      

Задачи: показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;

- познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.

Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.

Ход мастер – класса:

  1. Вступление  

Сл.2  Актуальность:

-В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько "элементов": дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма.

-Что делаете, Вы коллеги для коррекции речи детей? (варианты ответов педагогов).

- Каков результат Вашей деятельности?

Сл.3 -Давно стало аксиомой, что движение имеет целебный эффект.

Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз. Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания.

              Сл.4           Так появилась логоритмика — специализированная

методика, помогающая речевому развитию детей, один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы.

Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи, позволяющее закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Сл.5   Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Сл.6   -Чем обычно занимаются дети в садике? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить, познают окружающий мир, овладевают навыками гигиены... Логоритмика — это возможность заниматься всем этим сразу, развивая моторику, речь, слух и умение двигаться координированно.

                 - Чем лично меня заинтересовала логоритмика?

Во-первых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Во-вторых, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования. Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и крайне положительно влияет на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки.

         Сл.7                Логопедическая ритмика включает в себя:

* Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинаются занятия.

* Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.

* Игры на коррекцию речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.

* Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.

* Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.

*Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.

* Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.

*Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.

*Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

         Сл.8       Для кого она будет особенно полезна?

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

•        с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;

•        с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

•        с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

•        с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

•        часто болеющим и ослабленным;

•        находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

 

Сл.9     -Логоритмику в ДОУ можно использовать на любом занятии-  физкультуре, логопедическом, музыкальном. При этом занятие по логоритмике может и не выглядеть как таковое. Например, обыграть с помощью движений и мимики можно практически любые сказки, потешки, которые воспитатель читает детям.

-На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).

-Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).

-Возможностей вовлечь малыша в логоритмические занятия много, наша фантазия может подсказать и другие варианты.

-Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни

                                       

                                      Занятия по возрастам:

 Сл.10                       Занятия с детьми 2-3 лет

-После 2 лет у детей начинает активно развиваться речь. Поэтому основная цель логоритмических игр – стимуляция речевой активности, мыслительных процессов, формирование связной речи. Хотя подвижные игры, танцы в них тоже можно включать. Отличный способ развить артикуляционный аппарат 2-3летних детишек – звукоподражание. Это может быть имитация разных звуков, посильная в этом возрасте: животных, птиц, цоканье, звуки ударов, природных явлений (ветер, дождь, гром), стук, звуки транспорта. После освоения простейших подражаний можно добавлять все более сложные и развернутые.

Чтобы сделать занятия более интересными для малышей, можно воспользоваться видео Железновой Екатерины. Каждое упражнение содержит возгласы для повторения, которые помогут ребенку научиться петь и говорить, а также определенную совокупность движений, направленных для развития мелкой и крупной моторики.

Примеры упражнений: (Предлагаю выполнить несколько упражнений)

Сл.11      «Приветствие (Наши ручки)»

Взрослый поет песенку, малыш вслед за родителем начинает тереть одну ладонь о другую, словно стараясь их вымыть. Потом руки поднимают вверх, пальцы разводят в стороны и совершают вращательные движения кистями. Далее – руки опускают, вновь вращают кистями. И, наконец, убирают руки за спину.

Сл.12      «Паровозик»

Малыши 2-3 лет могут выполнять это упражнение при помощи родителей, которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух».

Занятия с кубиками.

Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (взрослый роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.

«Лошадка».

Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади.

-Подобных упражнений много, поэтому периодически можно обновлять программу, но не стоит делать это слишком часто, иначе малыши не смогут запомнить сами песенки и упражнения.

Сл.13                               Занятия с детьми 3-4 лет

-В этом возрасте у дошкольников совершенствуются двигательные навыки, дети учатся общаться, развивают речевые навыки. Это и нужно поддерживать в первую очередь. Логоритмические упражнения можно немного усложнить, включить стихи, которые ребенок будет повторять за взрослым.

Основными заданиями для этого возраста являются:

-Ходьба с различными формами усложнения – на месте, как медведь (косолапо), как лиса (на цыпочках), на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы;

Движения так же можно отрабатывать  с помощью такого упражнения, как «Земля-вода-воздух». При слове «земля» ребенок активно топает ногами (можно в такт подобранной мелодии), при слове «вода» имитирует плавание. А услышав «воздух», он должен показать полет птицы.

-Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Речевое дыхание тренируется с помощью таких веселых игр, как сдувание ватки с ладошки, «волейбол» перышком с помощью дыхания, пускание мыльных пузырей. Весело ребенку дуть на бумажный кораблик в ванной, устраивать «бурю» в стакане воды с помощью трубочки для коктейля.

-Для развития дикции полезно имитировать игру на музыкальных инструментах (это уже сложнее, чем просто вой ветра или капание дождика): на трубе, балалайке, трещотках, бубне, барабане. Можно взять детские инструменты, чтобы точнее «снять подражание».

Сл.14    Ритмическая игра «Бубен» (Предлагаю выполнить упражнение)

Сл.15      Занятия с детьми 5-7 лет

-Когда детям исполнилось 5-7 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических занятий для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Ходьба теперь происходит со сменой направлений, сложными перестроениями; полезно совмещать ее с другими действиями (идти и петь или считать).

   Игра  «Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

Подготовьте картинки со схематичными изображениями двигающихся человечков. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать — главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть

В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.

-Для подготовки к письму важно включать в занятия упражнения на развитие мелкой моторики, а также самомассаж (поглаживания, растирания ладошек и пальцев).

Например, можно обыгрывать стихотворение Ф. Тютчева

Зима недаром злится (ребенок хмурится и грозит указательным пальцем), Прошла ее пора (довольно потирает ладошки),

Весна в окно стучится (нужно постучать указательным пальцем по другой ладошке)

 И гонит со двора (ребенок активно машет руками, жестами и мимикой прогоняя зиму).

-Также сейчас важно развивать чувство ритма, правильное интонирование, плавность речи, учить ребенка речевой эмоциональности, продолжать работу над дыханием.

Для этого полезно играть на детских музыкальных инструментах, пропевать звуки, слоги, отстукивать ритм стихотворений ногами, пальцами или ладошками, изображать различные эмоции, чувства.

Можно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

Сл.17    Детская песня с движениями «У жирафа пятна» (Предлагаю выполнить упражнение)

Сл.18    -При подготовке к школе также необходимо развивать внимание и концентрацию. Для этого можно, к примеру, запутывать ребенка в играх, где он должен повторять движения за взрослым (который периодически называет одно действие, а делает другое).

-Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к детям, занимайтесь в удобном для них ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

Логоритмика, друзья, умная наука!
С нею, точно знаю я, не страшна нам скука.
Логоритмика - забава и учёба, и игра!
Очень любит заниматься этим делом детвора.
Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг!
Она учит, исправляет, с нами весело играет!
Движение, музыка и слово! Всё это связано толково.
Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!

Важно учитывать следующий аспект-чтобы решить речевые проблемы детей заниматься надо не только в детском саду, но и в домашних условиях.          Методика логоритмики проста и доступна для усвоения любому родителю.

Сл.19   

Релаксация

-Коллеги, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца солнышко. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.

Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца.

Похлопали и улыбнулись. Спасибо.

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"

Даннная консультация предназначена для руководителя физического воспитания в детском саду.Традиционно для подготовки руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая ...

Консультация для педагогов "Логоритмика - средство красивой и правильной речи"

Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания....

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи»

Консультация на тему:«Графомоторные игры и упражнения для детей с нарушениями речи»....

Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....

Консультация для педагогов "Логоритмика в детском саду"

консультация для педагогов в детском саду "Для чего нужна логоритмика?"...

Консультация для педагогов "Логоритмика"

консультация для педагогов детского сада для чего нужна логоритмика....