Консультация для педагогов по теме: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Дамыймаа Светлана Байыртыевна

Даннная консультация предназначена для руководителя физического воспитания в детском саду.

Традиционно для подготовки руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. На наш взгляд, при решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивных игр. В научно-методической литературе для развития мелкой моторики явное предпочтение отдается пальчиковой гимнастике, а в современных программах дошкольного образования в разделе «Физическая культура» средства развития тонкомоторных действий даже не упоминаются.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_razvitie_tonkoy_motoriki.docx54.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

Традиционно для подготовки руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. На наш взгляд, при решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивных игр. В научно-методической литературе для развития мелкой моторики явное предпочтение отдается пальчиковой гимнастике, а в современных программах дошкольного образования в разделе «Физическая культура» средства развития тонкомоторных действий даже не упоминаются.

В  условиях модернизации дошкольного образования и поиска путей повышения его качества без ущерба для здоровья детей не может оставаться без внимания процесс их физического воспитания, прежде всего физическая подготовка к школе, являющаяся сложной и многоплановой проблемой.

В современных исследованиях отмечается: около 20% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости; ВО—40 - составляют группу риска с точки зрения развития психических нарушений; 21 - имеют дефекты речи; 74% - нарушения опорно-двигательного аппарата.

У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не про- :то невыполнимой - опасной задачей.

Важным условием полноценного овладения будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности.

Результаты наших исследований подтвердили факты недостаточного развития тонкой моторики как ведущей, так и другой руки ребенка. На начало года с заданием намотать нитку (1 м) на катушку успешно справились 11,2% обследованных дошкольников старшей группы. Аналогичные результаты получены в тесте «Палочки и коробочки».

В подготовительных к школе группах показатели тестирования выше. Своевременно выполнили задание 31,2% детей, что является результатом как естественного развития ребенка, так и педагогических воздействий.

Однако две трети обследованных детей испытывают существенные затруднения в управлении тонкомоторными действиями.

Изучение уровня развития тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук первоклассников обычно приводит учителя к неутешительному выводу: движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует сложно- координированных движений руки. Поэтому при оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количественных показателей развития общей моторики, использовать диагностические методики типа «Теппинг-тест», «Смотай клубок!», «Палочки и коробочки», «Карты», позволяющие объективно оценить развитие тонкомоторных действий ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития тонкомоторных действий.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому на наш взгляд, в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно- игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений. Многие авторы (Э.Й. Адашкявичене, Ю.Д. Железняк, Т.И. Осокина, Ю.М. Порт- нов, В.И. Усаков) отмечают, что в спортивных играх взаимодействуют сенсорные системы различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения, т.е. действия с мячом, ракеткой, битой, клюшкой предоставляют широкие возможности для развития тонкой моторики.

При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка.

Специалисты (Е.И. Аркин, Н.А. Бернштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга. Так, В.М. Бехтерев доказал влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Как мы отмечали выше, сегодня становятся востребованными новые источники пополнения и обогащения средств физической подготовки детей 5-6 лет к школе.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность я осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости: при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряжено с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа:

«Передай клюшку, городок, биту, ракетку* (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).

Положи-возьми биту, городок, ракетку* (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).

<Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).

Барабан (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).

Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук полезны  детям, так как требуют их сопряженной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики и гимнастики после сна. Итак, общеразвивающие упражнения с ракетками, битами, клюшками - эффективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в основе         двигательных функций рук.

Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности. Предлагаем вашему вниманию игры и имитационно-игровые упражнения  развития тонкомоторных действий по авторской программе «Играйте на зооровье!.

забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).

«Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).

брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».

- Чье звено скорее передаст клюшки, мячики для пинг-понга, мячи?».

Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).

Кто скорее измерит биту?» (перехват биты руками).

«Катаем бревнышко» (катание городков пальцами).

«Подбрось-поймай!» (уронить теннисный мяч на пол и поднять его после отскока ракеткой).

«Меткие стрелки». И.п. - сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга.

«Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами).

«Кулак, ребро, ладонь». И.п. - стоя или сидя. В одной руке ракетка (удерживаем горизонтально), второй рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.

«Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание мячика для пинг- понга в ладонях).

Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамических часах.

Приводим возможные варианты динамических часов в старшей группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Ст.воспитатель: Дамыймаа С.Б.

Ноябрь, 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр.

Традиционно дня подготовим руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. При решении данной проблемы не...

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"

В системе традиционных средств развития тонкой моторики широко используются имитационно-игровые упражнения. Они доступны и интересны ребёнку, придают смысл его двигательной деятельности. Игровая ...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»

Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей....

Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр».

Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр»....

Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через использование кинезиологических игр и упражнений»

Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавш...

"Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр"

Игры с участием рук и паль­цев приводят в гармоничное взаимодейст­вие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, под­тверждают связь тонкой моторики с разви­...