Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»
консультация на тему

Климкина Анастасия Анатольевна

 Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_tehnika_risovaniya_peskom.docx164.42 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 ОАО «РЖД»

Консультация для педагогов

 на тему:

«РАЗВИТИЕ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»

DSCF0695

Составитель: педагог-психолог

Климкина  Анастасия Анатольевна

г. Смоленск

 Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей.

    Игры и рисование на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы используем песочницу в развивающих и обучающих занятиях летом. Строя картины из песка, рисуем на нём, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира                                                                                                                                        

   Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют ребёнку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития ребёнка. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

   Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.  Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Да и, кроме того, игры в песке и рисование на нём развивают мелкую моторику рук. Пересыпайте песок между руками, зарывайте в него руки. Пусть ребёнок почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку, делайте отпечатки ладошек. Сравните их – вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем – глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.

    Игровые занятия с песком начинаются с развития тактильно-кинестетических ощущений и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

   Ознакомление ребенка с миром неживой природы; игры, занятия и экспериментирование с песком имеют огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

   Ребенка учит и воспитывает то, что его окружает. Основной принцип игр и занятий на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.

   Для того чтобы песок, это необычное место для рисования, привлекал  внимание детей, надо искать эффективные методы и приемы. Один из методов - игра. Для изобразительной деятельности детей этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активностью. Ребята откликаются на любое игровое воздействие. Им интересна возможность поиграть.

   Интерес к рисованию на песке, у детей этого возраста так же часто определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. Здесь для рисования можно использовать создание изображений с помощью печаток, рисование сухим и сырым песком.

  Так же одним из способов использования игровых приемов в обучении детей рисованию на песке может быть игра детей с изображаемыми предметами и различного рода дорисовки.

  После отпечатывания ладошек, пальчиков и кулачков, можно использовать печатки (изготовленные из фанеры, бросового материала) –  это фигурки зайчиков, медведя, елочек и другие.  Можно отпечатывать на песке фигуры, объединяя их в определенные сюжеты, например, звери в лесу, создай то, что хочешь и т.п. В этих играх прекрасно развивается фантазия детей.

   Играя с песком, дети, прежде всего, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Пальчики ребят ощущают мелкие частицы песка, его шероховатость и теплоту или прохладность, сухость или влажность. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Именно поэтому, рисование на песке важно и имеет огромную ценность.

  Работа на песке, включение детей в образовательно-игровые ситуации  позволяют ставить их на позицию субъекта деятельности. Играя с песком, ребенок становится носителем творческого начала, у него есть возможность реализовывать свои замыслы.

   Игры и занятия с песком имеют огромное значение для развития ребенка. Он получает знания об окружающем мире, мире неживой природы, узнает о взаимодействии различных природных  объектов. Учится экспериментировать. Помимо этого значительно расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика рук, появляется знание о различных тактильных ощущениях. Ребенок приобретает чувство уверенности в себе, своих силах, учится взаимодействовать с окружающими.

  Играя с песком, ребенок познает его свойства (сыплется, при смачивании - можно лепить из песка и т.п.), учится играть с детьми, учится общению, происходит его первая адаптация к детскому обществу. Он учится строить внутри коллективные отношения, отстаивать свое право и делиться с другими, учиться играть со всеми.

Удивительный мир песка раскрывает перед детьми многие секреты. И теперь они знают, какие чудеса можно творить с его помощью.

Техники рисования на песке:

-  рисование одновременно двумя руками симметричные предметы;

-  рисование на мокром песке;

-  отпечатывать плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

-  рисование пальчиком;

-  рисование цветным песком, специально покрашенным гуашевыми красками;

-  рисование природным материалом (выкладывание изображения или узора при помощи палочек, камешков, травинок, семечек, листиков, шишек, ракушек);

-  печатать на песке ладошками рук или подошвой обуви;

-  составлять изображение на песке из разноцветных крышечек или пробочек;  

-  делать росчерки по песку «С горки на горку»;

-  рисование детскими грабельками на песке;

-  рисование песком (можно рисовать на песке, получая объёмное изображение или используя коробку из-под конфет с листом тёмного картона в ней);

-  дорисовка  изображения (взрослый начинает какой-либо рисунок (провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая  свой рисунок).

«Песочные» игры.

«Нарисуй лицо». На асфальте или на песке рисуют круг, это контур лица. Дети, используя природный материал, должны изобразить глаза, нос, рот, волосы и т.д.

«Мокрые отпечатки». Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след в обуви разного размера.

«Забавные ладошки». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение.

«Картины на песке». На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

«Дорожка из песка». Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Читаем и пишем». Можно и нужно писать буквы и цифры на песке, лепить их из песочка.

Цветной песок. Детей, точно так же, как и взрослых, привлекают новые технологии. Уж если взрослые изобрели пульверизаторы, с помощью которых можно изображать на асфальте, траве, земле красивые узоры, то уж, конечно, граффити заинтересует всех малышей без исключения!

  Пульверизаторами будут небольшие пластиковые бутылочки, а наполнителем для них послужит песок. Предварительно намочите его, добавьте туда разведенную пищевую краску или стертый в порошок мел. Потом высушите и наполните им емкости. В безветренный день дети смогут нарисовать очень красивые картины. Ведь это так легко: нужно просто нажать на бутылочку, и песок посыплется сам.  

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.

Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:

  • например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
  • упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
  • упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
  • упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
  • упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
  • упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).

Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.

 «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты.

«В гостях у Мурки».

а)  Послушайте дети, кто-то жалобно кричит «мяу». Давайте впустим кошку. Кошка какая (пушистая, усатая, теплая и т.д.)? Спросим, что случилось. Кошка заблудилась, все дорожки замело. (Подошли к ящику с песком). А где живет кошка? Здесь портрет кошки, значит в этом доме живет кошка. А как добраться до дома? Нужно расчистить дорожку к дому (Оля пальчиком рисует прямую линию – дорожку). А рядом Алеша нарисует зигзагом дорожку. По какой дорожке кошка быстрее доберется до своего дома – по длинной или по короткой? Конечно по короткой.

б) Вот кошка пришла к дому. Она потеряла ключ (плачет). Надо найти ключик (дети погружают руки в песок и ищут ключик), находят. Теперь можем открывать дверь. Давайте скажем: «ок-ок-ок- открывайся замок!».

в) К ней спешат гости:

                                        Хожу в пушистой шубе,

                                        Живу в густом лесу,

                                        В дубле на старом дубе

                                        Орешки я грызу. (белка)

                            Отгадывают и ставят в песочницу.

                                         По лесу скачет,

                                         Ушки прячет.

                                         Встанет столбом –

                                         Ушки торчком. (Заяц)

                            Отгадывают и ставят в песочницу.

                                         Ползун ползет.

                                         Иголки везет. (ежик)

                            Отгадывают и ставят в песочницу.

                                         Всех зверей она хитрей,

                                         Шубка рыжая на ней.

                                         Пушистый хвост ее краса.

                                         Это рыжая … (лиса).

                            Отгадывают и ставят в песочницу.

     Посмотрите, кошка улыбается, ей очень радостно, что у нее много гостей.

 Важно вызвать активность и желание овладеть действием. Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому варьируйте их. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте. Тогда каждое занятие не будет простым повторением предыдущего. Например, «Сказочные деревья», «Деревья на участке», «Осенний сквер» ребенок изображает деревья, передавая его строение, но вместе с тем меняется задача.

http://pochemu4ka.ru/_ld/45/49325090.jpg