Конспект коррекционного комплексного занятия для воспитанников с ОВЗ. «Развитие мелкой моторики через рисование с использованием штамповки».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коханова Светлана Константиновна

Актуальной проблемой в настоящее время для педагогов в работе с детьми-дошкольниками является постановка руки к письму — развитие и формирование графомоторных навыков. Это во многом связано с тем, что практически с малых лет современные дети очень мало времени уделяют свободному времяпровождению за художественным творчеством, настольными играми (паззлы, мозаика и др.), вследствие чего процесс подготовки к школе является одним из самых сложных этапов для детей дошкольного возраста.  От своевременной и целенаправленной работы педагога с детьми по повышению качества мелких движений пальцев и кистей рук, точности и координации движений, зрительного восприятия зависит успешность овладения графомоторными навыками детей непосредственно перед школой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коханова Светлана Константиновна

Учитель – дефектолог

Конспект коррекционного комплексного занятия для воспитанников с ОВЗ.

 «Развитие мелкой моторики через рисование  с использованием штамповки».

Цель: обучение навыку выполнения композиции штампами из овощей, развитие фонематического слуха и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) учить навыку выполнения композиции штампами из овощей,

2) развивать навык соблюдения правил работы с красками;

3) уточнять произношение звука [с] изолированно, в слогах, словах, развивать навык планирующей и регулирующей функции речи;

Коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, мышление, моторику рук, пространственные представления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование: игрушка «Снеговик», штампы из овощей (картофель, свекла, морковь), образец рисунков «Штампы овощами», клеёнки, гуашевые краски, палитры, разрезные картинки снеговиков -2 шт; фартуки, кисточки, бокальчики с водой, ведёрко, одноразовые тарелочки, влажные салфетки, конверты с алгоритмом «Снеговик», слайды «Правила работы с красками», инструкция «Правила после окончания работы с красками», аппликации «Шляпа» и «Метла», сладкие подарки, смайлики-настроения, зеркала, презентация к занятию

Ход занятия:

1. Организационный момент.

 Учитель- дефектолог: 

- Здравствуйте, ребята! Какик вы все красивые, нарядные. А вы знаете какое сейчас время года?

Дети :Зима.

А что лежит на улице зимой?

Дети :Снег.

Послушайте стихотворение:

Снег идет,

Под белой ватой скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Здравствуй, зимушка-зима!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла к вам и по дороге, и кое-кого встретила. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Снег катали и месили,

Человека мы слепили,

Вместо глаз – два уголька,

Там, где нос – морковка,

А в руках метелка. Кто это?

Дети::Снеговик.

Учитель- дефектолог:  ставит на стульчик игрушку снеговика. К нам с улицы пришел снеговик, он превратился в игрушку, чтобы не растаять – потому, что он ведь из снега, а снег тает в тепле, он пришел, чтобы познакомиться и поиграть с вами.

Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я,

чем ребятки занимаются зимой.

Воспитатель: давайте покажем снеговику какие у нас есть зимние забавы. Снеговик посмотри, как мы катаемся на санках.

Рече-двиготельная игра «Веселые салазки»

Весело детворе

Солнце светит во дворе (дети цепляются за руки изображая санки)

Вдруг салазки на бок хлоп

И летим мы во сугроб. (дети в шутку падают на пол)

Вставай поскорей (вскакивают)

Отряхнись побыстрей (начинают встряхивоться)

И без разговора (шагаем на месте)

Поднимайся в гору. (повторить два раза)

Учитель- дефектолог: Ребята, послушайте  с какого звука начинается слово «снеговик»?  Сегодня мы с вами будем работать со звуком [C]. А из чего лепят снеговика? Делаем артикуляционную гимнастику и собираем снежинки.

Поднялась метель – длительно произносим С.

Звук С – согласный, глухой.  Язычок за нижними зубами. Воздушная струя холодная.

Дети дуют.

Воспитатель Ребята, посмотрите снеговик наш загрустил, ты почему грустный снеговик?

Учитель- дефектолог ( снеговик)

Я грустный снеговик,

У меня печальный вид,

Я друзей не нахожу,

И поэтому грущу.

Воспитатель: Ребята, у снеговика нет друзей.
– А мы можем помочь снеговику?

Дети: Да.
– Как мы поможем снеговику?

Дети: Сделать снеговичков.
– Дети, давайте, нарисуем снеговику друга и подарим его ему, а снеговик порадует вас сюрпризом, о котором вы узнаете в конце занятия.

2. Основная часть.

Учитель- дефектолог:

- Посмотрите на картинки на мольберте. Это части снеговика, их нужно  собрать (педагог вместе с детьми составляет разрезные картинки).

Посмотрите на картинки.  Из чего состоит снеговик? 

Дети: Снеговик состоит из кругов

- Круги по размеру одинаковые?

Дети: Нет.

- А какие они?

Дети: большой, поменьше, маленький.

- Какой это круг?

Ответы:

большой.

средний.

маленький.

«Снежный комок»

Учитель- дефектолог:

Давайте пропаем слоги  СА то тихо, то громко (СА-СА, СА-СА-СА, СА-СА-СА-СА)

- Что надето на голову снеговика?

Дети: ведро/шапка.

- Что у снеговика вместо носа?

Дети: морковка.

- Как выглядят руки снеговика?

Дети: круги.

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы  соберем снеговика?

 

Дидактическая игра «Собери алгоритм» 

У вас на столах в корзиночках лежат части, из которых вы будете собирать снеговиков.

Воспитатель дает образец. Сначала ставим большой круг;

- потом – круг поменьше;

- затем – меленький;

- на голову надеваем ведро;

- к кругу поменьше приставляем маленькие кружки – руки;

- Вот и получился снеговик! А теперь вы соберите своих снеговичков. Дети, с помощью педагогов, выполняют.

А у вас получились снеговики? Рисовать снеговика мы будем так же, как мы его строили.

Учитель- дефектолог:

Что нам поможет рисовать снеговика?  Давайте назовем слова со звуком [c]. Повторение слов с выделение звука [с] в словах (санки, снег, сугроб, краски, кисточка)

-Посмотрите, что я вам приготовила. Мы будем рисовать краской, кисточкой, а штамп будет из свеклы. А сейчас потренируем наши пальчики.

3. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Вышли мы во двор гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мы во двор гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки весело катались,

А потом в снегу валялись.

4. Закрепление (практическая часть)

Воспитатель: : - Прежде чем мы с вами приступим, мы должны вспомнить:

Правила работы с красками:

1. Надеть спецодежду;

2. Подготовить рабочее место к работе: убрать все лишнее и положить на стол клеенку;

3. Налить в баночки воду для работы красками;

4. Избегать попадания краски на одежду и открытые участки тела;

5. Не размахивать рукой с кистью, не размахивать кисточкой  перед своим лицом и лицом соседа, во избежание нанесения травм соседям;

6. Нельзя краски пробовать на вкус;

7. В случае попадании краски на открытые участки тела или глаза, необходимо промыть водой;

8. Для смешивания красок необходимо использовать палитру;

9. Для вытирания рук использовать влажные салфетки;

10. Для слива грязной воды необходимо иметь ведёрко;

 

Правила после окончания работы:

1. Хорошо вымыть кисти теплой водой с мылом;

2. Закрыть флакон с краской;

3. Кисти убрать в чехол, а краски и лаки в коробку;

4. Приведите свое рабочее место в порядок;

5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом;

 

Техника работы штампами из овощей

1. Сделать штампы заранее (для рисования туловища и ног – штампы из свеклы, для рисования глаз, рук и пуговицы – из картофеля, для рисования носа – из  моркови)

2. Положить нужные цвета гуаши в ёмкость, разбавить чуть-чуть водой (совсем капельку), при необходимости перемешать (синий + белый = голубой)
3. На мольберт прикрепить ватман с заранее подготовленным шаблоном рисунка снеговика

4. При помощи кисточек наносить краску на овощной штамп

 

Практическая работа:

На палитре смешиваем синюю и белую краску, получаем голубой цвет. С помощью кисточек наносим голубую краску на штампы из свеклы.

На заранее подготовленном шаблоне выполняем отпечатки штампами:

1 ком - в вертикальном направлении.

2 ком - в горизонтальном направлении.
3 ком и ноги - свободное рисование.

Руки – штампами из крупного картофеля.

Ребята, посмотрите на картинку снеговика, наш снеговик не очень красивый? Что не хватает? (ответы: нос, глаза, руки, рот)

Положим гуашь оранжевого цвета на палитру, разбавим чуть-чуть водой. С помощью кисточки наносим краску на штамп из морковки,  рисуем нос.

Положим гуашь чёрного цвета на палитру, разбавим чуть-чуть водой. С помощью кисточки наносим краску на штамп из картофеля,  рисуем глаза и пуговицы.

Положим гуашь красного цвета на палитру, разбавим чуть-чуть водой. С помощью кисточки наносим краску на штамп из морковки,  рисуем пуговицы.

- И, конечно же, нужно нарисовать нашему снеговику улыбку! (рисуем кисточкой гуашью красного цвета) Воспитатель и учитель – дефектолог помогают воспитанникам.

- Молодцы, ребята! Чего же ещё не хватает нашему снеговику?: Шляпы и метлы.

Заранее подготовленные аппликации приклеиваем с помощью 2-х стороннего скотча на получившийся рисунок.

Воспитатель: читает стих

Снеговик стоит — хохочет,
Небо, он — метлой щекочет.
Разместилось на макушке
Чёрное ведро — игрушка.

Глазки — чёрненькие точки,
Заменили уголёчки.
Нос — огромная морковка!
Притащил из дома Вовка.

Рот ему нарисовали,
Пуговки мы подобрали.

Красивей чем на открытках,
На весь мир горит улыбка!

Учитель- дефектолог: какие чудесные получились друзья для снеговика.

,готовые работы крепятся к мольберту. Снеговик очень рад и говорит вам всем спасибо, приглашает вас поиграть, потанцевать.

(песню- «Снеговики» (Дети танцуют со снеговиком).

Лютою зимою
Снежною порою
Обожают дети
Санки и коньки.

Но вопрос серьезный
Как тут не замерзнуть?
В этом нам помогут: «Кто?»
- Снеговики!

Припев:
А мы потопаем – Па-ба-ду-па,
А потом похлопаем – Па-ба-ду-па,
А потом попрыгаем - Па-ба-ду-па,
Ручками подвигаем – Па-ба-ду-па.
И пусть  на улице лютый мороз
Кусает щеки и щиплет нос,
Горят на елке у нас огоньки,
Зажигают сегодня снеговики.

Легкие движенья -
Стоп обмороженью
Следует запомнить
В зимние деньки.

Как повеселиться
И не простудиться?
В этом точно знают
Толк снеговики.

Припев. (Начинается медленно, а потом темп меняется до быстрого

Воспитатель: Снеговик поиграй с детками нашими в «Догонялки».

(воспитатель читает стих).

Вот стоит наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)

Веселит он всех детей (улыбаются)

Снеговик вдруг оживает

И ребяток догоняет. (бег на месте)  Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Какие вы ловкие никого снеговик не догнал.

 8. Учитель – дефектолог (Снеговик):

Ребятки, весело мне было с вами, но пора мне уходить, к моим друзьям снеговичкам в лес, а вам я оставляю сладкий снежные комочки. Угощайтесь.

Воспитатель: Дети кто к нам в гости приходил? Какие зимние игры мы играли? Для кого мы друзей лепили? Мы тоже сегодня выйдем погулять и слепим на нашей площадке своего снеговика.

             

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через игру с мелкими предметами

Как занять досуг ребёнка интересным полезным и делом и при этом развивать его познавательное способности?...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....

Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».

Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук с использованием крупы.

В данном материале отображен нетрадиционный способ изготовления поделки, а именно с использованием крупы. Целью которого является :Побуждать к созданию разнообразных образов сказочной птицы, используя...

Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики через использование нетрадиционных техник аппликации.»

Нетрадиционные техники аппликации привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Каждая из техник...