Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).
проект (младшая группа) на тему

Хижняк Светлана Викторовна

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект82.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12

ст. Должанской МО Ейский район

Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).

Творческое название проекта «Играем вместе».

hello_html_535a5dde.jpg

Разработчик: воспитатель Хижняк С.В.

2017г.

Пояснительная записка.


Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Вид  проекта:

Кратко - срочный, практико-ориентировочный, групповой.

Продолжительность проекта: сентябрь – декабрь.

Актуальность  проекта:

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Проект составлен по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования под редакцией            М.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи:

Для воспитателя

1.Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.

2. Создать подборку методической литературы по теме.

3. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.

Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.


Ожидаемый результат.


- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Участники проекта.

Воспитанники  младшей группы;

Воспитатели  младшей группы;

Родители.

Формы и методы реализации проекта.

Активное использование в совместной деятельности игр для развития мелкой

моторики рук.

Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру,    

соблюдение правил,                           умение проследить за выполнением правил

товарищами) – как прием активизации интереса к играм.

Организация фотовыставки для родителей «Играя учимся, играя – познаем!».

Консультация для родителей  «Развиваем мелкую моторику рук».

Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!».

Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».

Использование ИКТ.

Структура проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Изучение литературы по заданной теме.

2. Обогащение предметно-развивающей среды настольными  дидактическими играми.

3. Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

II этап – собственно – практический.

Перспективный план работы по проекту.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Игры с мелким материалом – катание каждым пальцемпоочередно бусинок, шариков, камешков, маленького кусочка пластилина.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

Игры с песком – рисование узоров пальцами и палочками на песке.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

Игры с мозаикой.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Игры «Шнуровки», завязывания и развязывания узлов на толстой веревке.  

Пальчиковая гимнастика «Овощи».

Октябрь

Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т.д.).

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Игры с конструктором (лего, деревянным).

Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес».

Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.

Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес».

«Золушка» - отделить крупы или семена (например: фасоль от гороха, бобы от тыквенных семечек и т.д.)

ноябрь

Игры со шнурком – постепенно учить детей выкладывать из шнурка контур предметов (например: солнце, геометрические фигуры, елочку и т.д.).

Пальчиковая гимнастика «Грачи».

«Пальчиковые рисунки» - рисовать подушечкой указательного пальца дождик.

Игры с конструктором.

Пальчиковая гимнастика «Грачи».

Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь, что лежит в мешочке.

Игры с бусинками.

Пальчиковая гимнастика «Повстречались».

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку».

Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».

Декабрь

«Мастерская форм» - выкладывание палочек по образцу.

Пальчиковая гимнастика «Снежнки».

Игры с бумагой и салфетками, игры с прищепками.

Пальчиковая гимнастика «Снежнки».

Игры с магнитами; пальчиковый бассейн.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

«Забавная мозаика» - выкладывание по контору, из различных пуговиц, круп, семечек, камешек узоры или картинки. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

3.Заключительный этап.

Анализ результатов проведенной работы .

Презентация проекта (выступление на семинаре).

Информационные ресурсы. .

 1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]: // Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильев. – М: Мозаика – Синтез, 2014г. – 375с.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] И.А. Ермакова – СПб: Изд. дом «Литера», 2008 г. – 54с,

3. Купренчук  О. И. Пальчиковые игры. [Текст] О.И. Купренчук – СПб: Изд. дом . « Литера»,  2008 г – С6-8.

4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движени.  Пособие для логопедов  и родителей. [Текст] И.С. Лопухина– СПб: ИЧП «Хардфорд», 2008 г - 109с.

5. Лямина. Г.Н. Учимся говорить и общаться [Текст] Г.Н. Лямина, 2006 г. - С105-112.

6. Мельникова А.А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. [Текст] А.А. Мельникова, М.: «Карапуз», 2008г – 32с.

7. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. [Текст] Е.П. Пименова – СПБ: Феникс, 2007 г. – 8с.

Приложение.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук».

 Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Показать отдельно только один палец - большой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
  • Закручивать шурупы, гайки.

Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?


Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. 
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. 
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. 
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. Д.
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. 
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения. 
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков. 
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. 
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. 
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. 
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Картотека игр для развития мелкой моторики рук.

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков».
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином».
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку».- разрезные картинки.
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки».- учить вкладывать шнурок в дырочку.
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы».
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками».
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором».
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами».
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

«Игры с прищепками».
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками».
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн».
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе».
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек». 
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

«Разложим по порядку».

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито».

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей».

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой».

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа — и нет ее».

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!».

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно — тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови».

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой».

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки».

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры у мальчиков»

Данный проект имеет гендерное направление. В сюжетно-ролевых играх у мальчиков расширяются представления о деятельности взрослых. Ребенок смотрит на мир с точки зрения своего будущего, с точки зр...

Развитие мелкой моторики детей 2-3 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше у...

Проект" Развитие мелкой моторики через дидактическую игру" (Подобран весь материал и реализован)

Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация дви...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики через использование нетрадиционных техник аппликации.»

Нетрадиционные техники аппликации привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Каждая из техник...

Проект " Развитие мелкой моторики через игровую деятельность"

Проект " Развитие мелкой моторики через игровую деятельность"...

Проект «Развитие мелкой моторики через игры с пуговицами у дошкольников с ОВЗ как подготовительный этап в формировании моторных и графических навыков»

Данный проект основан на опыте работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме и с детьми с ОВЗ дошкольных групп. Детские развивающие игры с пуго...