Консультация для родителей "Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом" подготовительная группа.
консультация (подготовительная группа)

Петрова Ольга Александровна

В консультации даны рекомендации родителям, как с помощью нехитрых приемов рисования штрихами можно развивать мелкую моторику рук ребенка, разнообразить рисунки детей; тем самым корректировать некоторые дефекты речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_rechi_i_melkoy_motoriki.doc544 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района

 Республики Татарстан

Консультация

для родителей

на тему:

«Коррекция речи и мелкой моторики

через рисование штрихом»

(подготовительная группа)

Составила:

Петрова Ольга Александровна

воспитатель

(по изобразительной

 деятельности)

г. Нижнекамск

2018 г.

Очень важно и актуально развитие мелкой моторики, которая является основой для развития графических навыков будущих школьников и помогает развивать речь.

Решить эту задачу помогает метод рисования штрихом.

Родители могут помочь детям в рисовании штрихом, приобрести книги художников-иллюстраторов — Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Конашевича и других, где в рисунках используется штрих.

Вся работа проводится поэтапно, с усложнением. Прежде всего детям дается понятие, что такое штрих. Штрих — это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одной на другую. Нужно познакомить детей с работами художников-графиков, выполнявших иллюстрации к книгам. При рассматривании рисунков обращается внимание на выразительность образов. Объясняется детям, что при помощи штриха можно рассказать о характере предмета, передать не только легкость, воздушность, плавность, нежность, но и мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

♦ На первом (подготовительном) этапе каждый новый вид штриха соотносится только с одной темой и одним занятием. Это позволяет более тщательно отработать с детьми элементы штриха.  Каждому виду штриха, для того чтобы детям было интереснее и понятнее, можно дать свое название:

змейка

 

сосулька

море

трава

Можно использовать сотворчество; что-то рисовали сами, а дети дорисовывали, дополняли сюжет определенным видом штриха («Дорисуй забор дедушке Егору»). Для достижения большей выразительности в рисунках учить детей использовать штрихи разного характера — короткий и длинный (трава, забор, лесенка, шарфик).

С помощью короткого и длинного штриха, постепенно увеличивающегося или уменьшающегося, изображали рыбок в аквариуме:

Если нужно было изобразить луг, то штрихи располагали в несколько рядов,— создавалось впечатление луга, поросшего густой травой:

Рисуя вертикальные и горизонтальные штрихи, дети учатся изображать скатерть, корзину, а использование нажима разной силы способствует получению цвета разной интенсивности и передачи перспективы (деревья, расположенные близко, нарисованы с сильным нажимом, а далеко — со слабым).

Затем можно научить детей изменять направление штрихов и линий. Рисуя волнообразный неотрывной штрих-зигзаг, дети изображали пруд, реку, море, в которых плавали утки и лебеди, а отрывным штрих - зигзагом — змею, червя:

Чтобы отработать меняющийся наклон штриха, помочь войти в образ, можно дать название штриху — «ветер колышет траву». Дети войдут в образ ветра, и смогут изобразить несколько рядов штриха не утомляясь:

Чтобы изобразить хвою на соснах, можно использовать штрих-зигзаг в горизонтальном направлении, хвою на елях рисуют штрихом с наклоном в одну сторону. Обращали внимание детей на то, что ветки у молодых елочек пушистые и растут вверх, их лучше изобразить отрывным штрихом, а у старой ели — штрихом-зигзагом, так как они тяжелые и отвисают вниз:

Наиболее сложным оказывается «штрих от центра круга». Обращайте внимание детей на то, что отрывистыми штрихами из центра круга лучше изображать одуванчики, не отрывистыми — ромашку, астру. При рисовании васильков дети используют штрихи, расходящиеся из одной точки в разные стороны, стебли у цветов можно изобразить с помощью штриха-зигзага. Рисунки цветов  можно предложить выполнить сразу цветными карандашами:

♦ Когда убедитесь, что у ребенка рука с карандашом уверенно двигается по плоскости листа, то можно перейти ко второму этапу обучения — к созданию художественного образа.

Пригодится рассматривание иллюстраций с животными в книгах Е. Чарушина, наблюдение за домашними животными. Обращайте внимание детей на то, что отличие детеныша от взрослого животного заключается не только в величине, но и в пропорциях частей тела — головы и туловища, туловища и ног; голова у детенышей практически равна длине туловища, а лапы толстые. Вместе делайте вывод о том, что шерсть у разных животных следует рисовать различными штрихами, что у одного и того же животного, например у зайчика, разная шерсть на ушах, хвосте, туловище. Приучайте детей использовать разные виды штрихов, наиболее подходящие характеру того или иного животного.

  • Чтобы повысить интерес детей, можно перейти к рисунку в сюжете. В начале сюжет  простой: «Зайчик с морковкой», «Цыпленок с червячком» и другие. Затем можно перейти к более сложному, с несколькими героями с различными предметами:

Далее предложите детям более сложные сюжеты по сказкам, рассказам, стихам. Для обогащения словаря, для развития наблюдательности читайте и рассматривайте книги с иллюстрациями художников, использующих в своей работе штрих.

Однотонные рисунки позволяют обратить внимание на передачу формы, строения изображаемых предметов, а введение цветных карандашей оживляет рисунки, вызывает у детей дополнительный интерес.

Сначала в рисование  включите сказки, начиная с самых простых, например «Колобок». Дети зарисовывают наиболее понравившийся эпизод. С помощью сказок учите детей различать добро и зло. Учите детей, что выразительность рисунка зависит от удачного выбора штрихов того или иного характера и их расположения.

Далее можно использовать басни И. А. Крылова, сказки А. С. Пушкина и т.д.

        

Литература

Журнал «Дошкольная педагогика» № 2/2005 г.;

В. А. Грек «Я рисую штрихом»;

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Консультация для воспитателей по песочному рисованию....

«Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности).

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства....

Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»

Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей....

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики через рисование.

      Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить пер...

Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ» Толмачева Тамара Владимировна

Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей....

Конспект коррекционного комплексного занятия для воспитанников с ОВЗ. «Развитие мелкой моторики через рисование с использованием штамповки».

Актуальной проблемой в настоящее время для педагогов в работе с детьми-дошкольниками является постановка руки к письму — развитие и формирование графомоторных навыков. Это во многом связано с те...