ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"
методическая разработка по физкультуре на тему

Решетняк Светлана Ивановна

В системе традиционных средств развития тонкой моторики широко используются имитационно-игровые упражнения. Они доступны и интересны ребёнку, придают смысл его двигательной деятельности. Игровая форма помогает установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения движений. Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках или в самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinamicheskaya_pauza.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР»

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам), «классики», «Обезьянки» (подражание движениям животных, птиц), физкультурные упражнения и т.д.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

    У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно-игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Многие авторы (Э.И. Адашкявичене, Ю.Д. Железняк, Т.И. Осокина, Ю.М. Портнов, В.И. Усаков) отмечают, что в спортивных играх взаимодействуют сенсорные системы различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения, т.е. действия с мячом, ракеткой, обручем, скакалкой,  клюшкой предоставляют широкие возможности для развития тонкой моторики.

При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка.

Специалисты (Е.И. Аркин, Н.А. Бернштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга. Так, В.М. Бехтерев доказал влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать одновременно с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа:

  • «Передай клюшку, городок, биту, ракетку» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).
  • «Положи-возьми биту, городок, ракетку» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).
  • «Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).

•        «Барабан» (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).

Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук полезны детям, так как требуют их сопряженной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики и гимнастики после сна. Итак, общеразвивающие упражнения с предметом - эффективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук.

Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности.

В дошкольном возрасте преобладает выразительная, изобразительная моторика при использовании имитационно-игровых упражнений, поэтому необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Постепенно увеличивать координационную сложность.
  • Формировать способность выполнять имитационно-игровые упражнения в меняющихся условиях.
  • Использовать различный спортивный инвентарь в одном игровом упражнении.
  • Развивать двигательные ощущения и восприятие.
  • Учить преодолевать нерациональную мышечную напряженность, актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты.

• Изменять способы выполнения действия, исходные положения, инвентарь.

Выполнение этих правил поможет предупредить утомление, улучшить координацию и регуляцию мышечных усилий, активизировать функции различных анализаторов и в перспективе успешно решить задачу своевременного развития общей и тонкой моторики.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

«На бабушкином дворе»

Лады, лады, ладушки,                    (дети хлопают в ладоши)

Едем в гости к бабушке.                 («рулят»)

Едут к ней ребятушки,                    

Милые внучатушки.                         (показывают  пальцы левой, правой руки)

Вот козлёнок озорной                     (показать движениями)

Вдруг затряс бородой,

Головой качает,

Рожками пугает.

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается.

Вот щенок озорной,                          (грозят пальцем)

Он с лохматой головой,                   (показывают  руками)

Бегает и лает,                                      (бег на месте)

Во дворе играет.                                 (разводят руками в стороны)

Вот весёлые ребятки,                         («твист»)

Розовые поросятки.    

У них носик пятачком,                       (показывают)

Хвостики торчат торчком.

Цок,цок,цок,цок,                                 (ходят на месте)

Вот лошадка – серый бок,                

Начала она скакать,                            (прыгают)

Приглашает поиграть.                        («зовут» руками)

Лалы, лады, ладушки,                        (хлопают)

Мы были у бабушки.                           («завязывают» платок)

Нас бабуля привечала,                       (загибают пальцы поочередно)

Всех ребяток угощала.

До свиданья, бабушка,                      (машут правой рукой)

Бабушка – Забавушка!                       (машут левой рукой)

«Бьют часы»

Часы бьют раз,                                 (3 хлопка)

Часы бьют два,                            

Часы бьют три,

Новый год приходи!                       (выполняют руками «зовущие» движения

                                                      к себе – 2 раза)

Тебя ждали год,                               (шагают на месте)

Стояли у ворот.

А пришёл мороз,                            (похлопывают руками по плечам, коленям)

Заморозил нам нос.                       (трут  ладошкой нос)

Нас, мороз, не пугай,                     (грозят пальцем)

С нами ты поиграй                          («фонарики»)

В прятки ты поиграй,                      (закрывают глаза руками)

Да подарки нам дай:                      («просят» руками)

Конфеты, игрушки,                          (загибают пальцы)

Орехи, хлопушки.                            (постукивают кулачком друг о друга)

Будем веселиться,                           (хлопки в ладоши)

Танцевать, резвиться.                     (руки на поясе, руки в стороны ладонями  

                                                               вверх)

       

Мячик

Мяч весёлый есть у нас,                (дети крутят мяч вперёд пальцами обеих

Поиграем с ним сейчас.                 рук)

Чтобы нас развеселить -                (крутят мяч назад пальцами обеих рук)

Надо мяч в игру пустить.

Разноцветный быстрый мячик     (бросают мяч вверх и ловят его)

Без запинки скачет, скачет.            (отбивают о пол)

Часто, часто, низко, низко,             (бросают мяч вверх и ловят его)

От земли к руке так низко,             (отбивают о пол)     

Скок и скок, скок и скок                   (бросают мяч вверх с хлопком в ладоши)

Не достанешь потолок.

Стук и стук, стук и стук                      (бросают о пол с хлопком)

Не уйдёшь от наших рук.

Этот мячик очень мил,                      (гладят мяч правой рукой)

Стёкол он ещё не бил.                       (гладят мяч левой рукой)

Скакалочки

Мы скакалки в руки взяли               (дети берут скакалки из корзины)

И скакалки размотали.                     (разматывают скакалки) 

В руку правую вложили,                   (берут обе ручки в правую руку)

А потом их покрутили.                      (крутят скакалку)

В руку левую вложили                      (берут обе ручки в левую руку)

И опять их покрутили.                       (крутят скакалку)

Сядем дружно в самолёт                 (берут скакалку в обе руки)                                                                                                

И отправимся в полёт.                      (имитируют полёт)

Заведём свои моторы –                    (складывают скакалку вчетверо,                                                         

В синие летим просторы.                  выполняют движения кистями рук

                                                                 вперёд)

Мы по небу пролетели,                     (подняли руки вверх, имитируя движение

                                                                  пропеллера)

И потом на землю сели.                     (присели)

А в руках опять скакалка,                   (сложили скакалку вдвое)

Расставаться с нею жалко.

Мы её опять свернём                          (сворачивают)

И в корзинку уберём.                          (убирают).

Кольца

Прокати меня, Москва,              (дети вращают кольцо вперёд пальцами рук)

По колечку, по кольцу!                  

У тебя большие кольца,             (кольцо держать правой рукой, руку через                

                                                          сторону вверх, переложить кольцо в левую

                                                          руку, опустить через сторону, переложить в

И тебе они к лицу.                      правую – по 2 раза в обе стороны)             

Одно кольцо садовое,              (руки в кольце, перебирают вперёд)

Садовое – домовое.

Там и тут, там и тут                     (по кольцу обеими руками вверх, вниз)

На кольце дома растут.             (руки «домиком»)

Кольцо другое, новое –            (перебирать по кольцу поочерёдно руками)

Метро многокилометровое.    

По кольцу под землёй               (перекладывать из руки в руку внизу)

Мчится поезд голубой.

Я с Москвою подружился,        (вращать пальцами рук назад)

Очень добрая Москва,

Хоть по кольцам я кружился,  (вращать «руль» вправо, влево, поворачиваясь

Не кружилась голова.                  вокруг себя, надеть обруч на голову).

Волшебная палочка

Палочка волшебная                  (палка вертикально, перебирать руками снизу
Во дворе лежала-                      
вверх поочерёдно)
Видно, от волшебника              
(то же, вниз)
Украдкою сбежала.
Палочка волшебная                  
(палка горизонтально, перебирать руками
Пряталась в пыли -                      
вправо)
С виду неказистая -                    
(то же, влево)
С тайною внутри.
Девочки и мальчики                  
(палка между вертикальными ладонями, 
Палочку подняли,                        
потереть палочку)
Самое заветное                            
Желанье загадали;
А через мгновение,                    
(вращать палку руками вправо)
Словно дивный сон,
Появилось озеро                          
(вращать палку руками влево)
Прямо под окном:                        
В нём бесстрашно плавала        
(палка вертикально, руки по концам палки, 
Пара лебедей,                                
повороты палкой вправо, влево)
Красотою радуя
Взрослых и детей.
Палочку волшебную                  
(перебирать крест-накрест горизонтальную
Так легко найти -                            
палочку)
Главное, ребята,                         (поставить на пол вертикально, придерживая
Мимо не пройти!                        
рукой, обойти палку)

Ёжик

Колкий с головы до ножек,            (перекладывать из руки в руку, ладони 

Кто же это? Это ёжик.                      вверх, показать на ладонях)

Ёжик этот не колючий,                    (мяч в вертикальных ладонях, круговые

Потому что он шипучий,                  движения)

У него шипы повсюду.                      (крутят кистями вперёд)

С ёжиком дружить мы будем.

С ним мы можем поиграть              (подбрасывают вверх и ловят)

И руками покатать,                            (катают между ладонями)

И помять его в ладошках,                (мнут)

Покатать немного ножкой.              (катают подошвами ног поочерёдно)

Он на солнышко похож,                    (поднимают вверх)

Очень круглый этот ёж.                     (опускают, зажимают ладонями, разводя

                                                             пальцы в стороны, показывают на ладонях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе

Рекомендации по проведению упражнений и игр на свежем воздухе....

Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр.

Традиционно дня подготовим руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. При решении данной проблемы не...

Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

Консультация для педагогов по теме: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"

Даннная консультация предназначена для руководителя физического воспитания в детском саду.Традиционно для подготовки руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая ...

Развитие у детей тонкой моторики средствами физического воспитания

Развитие у детей тонкой моторики средствами физического воспитания...

Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр».

Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр»....

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППАХ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.Двигательная ...