Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лисичик Наталья Викторовна

В  статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника

 

 По своей сути пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи, которые помогают вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет детям удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующее активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых. Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения. У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является речь. Вот почему правильное ее развитие имеет огромное значение в процессе воспитания детей.

Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Не стоит забывать, что все дети фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности происходящего действа. На основе своих собственных, еще не богатых познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.      

Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.      

Цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей закрепляется звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми чаще проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дают поразительный эффект умственного и физического развития.    

Варианты пальчиковых игр:

Раз, два, три, четыре, пять -     (загибаем пальчики по одному)

Вышли в садик погулять.          (указательный и средний пальчики "идут" по столу)

Ходим, ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.     ("рисуем" указательным пальчиком цветочек)

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

Поиграли - отдохните,

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте свои пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть;

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щелкает напрасно -

Заяц бегает прекрасно.

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко,

Разотри свои ладошки.

ВАРЕЖКА

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела? (все пальцы разжать, кроме большого)
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".

Маша варежку сняла:

 "Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
 (сжать пальцы в кулачок)
Здравствуй, пальчик, как живешь?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камни всегда интересовали людей, привлекали своей необычностью и красотой, своей функциональностью и свойствами. Камни – это дикая природа, прикоснуться  к которой, слиться с которой и приятно, и...

ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камни всегда интересовали людей, привлекали своей необычностью и красотой, своей функциональностью и свойствами. Камни – это дикая природа, прикоснуться  к которой, слиться с которой и приятно, и...

Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как  эффективное средство в речевом развитии  детей  дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том,  какие имеющиеся педагог...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...

Опыт работы "Развивающие и дидактические игры как средство познавательно-речевого развития дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

Игры на липучках и круги Луллия – как средство познавательно-речевого развития дошкольников.

Работая в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе...