Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство активации речевого развития дошкольников
учебно-методический материал
В докладе описано о важности сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрасте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство активации речевого развития дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается высоким. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Согласно ФОП ДО, задачи раздела «Речевое развитие дошкольника» включают:
- владение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества,
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В условиях реализации ФОП ДО новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать взрослым, образы которых сохранились в его опыте. В процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом, обучением и воспитанием.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространенными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению речи.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок словом обозначает свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, закреплению и обогащению словаря, автоматизации звуков в словах, в предложениях и в тексте, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения.
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, какие имеющиеся педагог...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.
quot;Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький...

Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"
В статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи....

Интерактивные компьютерные игры как эффективное средство в речевом развитии дошкольников
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Опыт работы "Развивающие и дидактические игры как средство познавательно-речевого развития дошкольников"
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

Игры на липучках и круги Луллия – как средство познавательно-речевого развития дошкольников.
Работая в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе...