Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Гончаренко Евгения Валентиновна

"Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

                                                                                                 А. М. Горький

Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно- ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно- ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать им находить образцы и сюжеты для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей. Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

 Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, углублять и реализовывать свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, примеряет на себе разные роли усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя фантазию и воображение, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают с кем играть, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.  Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно-ролевую игру.

Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

Второй принцип организации сюжетной игры — воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику.  Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

Наблюдая за детьми во время их общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей — лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я сделала вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5–7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности — это серьезное занятие.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Сюжетно-ролевая игра — идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания.

Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Литература:

 Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с. 4.

Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — с. 31–40.

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение, 2008.- 156с.

Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г. -251с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры являются основным средством в физическом развитии дошкольника

Все подвижные игры благоприятно влияют на всестороннее развитие дошкольника. Лесгафт считал: что игры являются натболее доступными, понятными для детей дошкольного возраставследствии близости игровых ...

Игра-драматизация как средство социально-личностного развития дошкольников

Материал из опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у детей в процессе  игр-драматизаций"...

План по самообразованию: : "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"

Ф.И.О. - Васильева Валентина ВладимировнаОбразование - высшее Тема: "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"Работа начата: 01.10. 2014 годПредполагается ...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Игра-драматизация, как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...