Алгоритм, который поможет воспитателям составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Данная памятка поможет педагогам последовательно проанализировать разные виды деятельности ребенка в течение дня, а затем описать их в ИОМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
методические рекомендации
Алгоритм, который поможет воспитателям составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут входит в перечень документов для работы с детьми с ОВЗ, которые должны быть в дошкольной организации наряду с заключениями ПМПК и психолого-педагогического консилиума детского сада, адаптированной основной общеобразовательной программой, характеристикой воспитанника с ОВЗ и согласиями родителей. Наличие индивидуального образовательного маршрута часто требуют нормативные акты регионального уровня или локальные акты конкретной дошкольной организации. Поэтому документу с воспитанником работают не только специалисты, но и воспитатели, которые составляют свою – воспитательскую – часть ИОМ. Если для специалистов этот документ не новый, то педагоги испытывают с ним сложности: не знают, что именно и как нужно писать. Алгоритм и готовые формулировки помогут последовательно проанализировать разные виды деятельности ребенка в течение дня, а затем описать их в ИОМ.
Оцените навыки одевания и гигиенические навыки ребенка
День в детском саду всегда начинается с того, что ребенок приходит, переодевается и идет мыть руки. Это прекрасная возможность, чтобы оценить сформированность у него бытовых и гигиенических навыков. Дополнительную информацию дают переодевание на прогулку и поход в туалет. Здесь важно отметить, может ли ребенок самостоятельно ухаживать за собой или ему необходима помощь взрослого, ведь развивать бытовые навыки дошкольника будет именно воспитатель.
Проанализируйте прием пищи и сон
После мытья рук дети садятся завтракать, а позже – обедают и идут спать. В эти режимные моменты необходимо проанализировать вторую часть бытовых навыков – самостоятельность приема пищи и пользование столовыми приборами. В ИОМ важно отразить различные особенности пищевого поведения, которые бывают у некоторых детей с ОВЗ. Например, они могут есть или наоборот избегать определенные продукты. В тихий час необходимо отметить, самостоятельно ли засыпает ребенок и сколько времени он спит.
Оцените поведение и умения ребенка на занятиях
Музыкальные, физкультурные занятия в зале и занятия в группе – важный пункт в распорядке дня. Здесь педагог должен провести наблюдение в двух направлениях: поведение ребенка во время занятий и его знания, умения и навыки.
В первую очередь необходимо обратить внимание на самостоятельность и усидчивость ребенка во время выполнения заданий. Бывают дети, у которых ничего не получается, но они снова и снова пытаются сделать все сами. Есть такие, кто не делает даже попыток решить что-то самостоятельно, а есть дети, кто не дослушивает задание до конца и сразу бросается его выполнять. Все эти особенности будут либо ресурсами, на которые можно опираться в работе с воспитанником, либо дефицитами, которые необходимо преодолевать. Поэтому это важно отразить в ИОМ ребенка. Здесь же педагог отмечает, как ребенок относится к помощи: принимает ли он ее и просит ли сам помочь при затруднениях.
Оценка второго направления – знаний, умений и навыков, во многом зависит от возраста ребенка, поскольку каждый возраст является сензитивным для формирования определенных умений. Например, в норме в три года формируется речь и усваиваются сенсорные эталоны, а к семи годам ребенок должен овладеть элементарными математическими представлениями. Однако для некоторых категорий детей с ОВЗ характерны задержки развития, поэтому и формироваться отдельные навыки могут позже.
Еще один важный критерий для оценки развития ребенка с ОВЗ – моторика. В первую очередь необходимо посмотреть на развитие мелкой моторики воспитанника, поскольку от уровня ее сформированности зависит способность ребенка овладеть письмом.
Проанализируйте игру и взаимодействие ребенка с другими детьми
Игровая деятельность и взаимодействие с другими детьми – немаловажная часть пребывания ребенка в детском саду. Для дальнейшего гармоничного развития воспитанника необходимо определить актуальный уровень его игровой деятельности: манипулятивная, процессуальная, сюжетная, игра по правилам, отразить это в ИОМ и сформулировать задачи по ее совершенствованию. Некоторые дети с трудом вступают в игровое взаимодействие со сверстниками, что также нужно зафиксировать в документе.
Оцените общение и речь воспитанника
Практически у всех детей с ОВЗ есть задержка или искажение речевого развития, а значит и сложности в общении, недостаток коммуникативных компетенций. Все трудности, которые относятся к этой стороне жизни ребенка, должны решать совместно учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель. Поэтому и задачи в этой части ИОМ у всех воспитателей и специалистов могут быть схожими.
Дайте характеристику ребенку по трем группам
Характеристики, которые помогут описать все стороны жизни ребенка в детском саду, можно условно разделить на три группы – смотрите схему. Первую группу составляют бытовые, гигиенические навыки, сенсорные эталоны, умение использовать игрушки по назначению и другие игровые навыки, знание сказок, принятие помощи.
Три группы характеристик для индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
|
Вторая группа характеристик – это поведение ребенка на занятиях, самостоятельность во время выполнения заданий, отношение к помощи. Также сюда относятся запас представлений ребенка об окружающем мире, элементарные математические представления, достаточный уровень воображения, которое проявляется в игре, рисовании и другой творческой деятельности; коммуникативные навыки, речевая грамотность и др.
Все дети с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК относятся к той или иной категории, например, слабовидящие дети, дети с ТНР, ЗПР, РАС и т. д. У каждой из этих категорий детей есть определенный набор особенностей поведения и развития, их слабые и сильные стороны. Это и есть третья группа характеристик.
Например, для детей с РАС характерны, в первую очередь, поведенческие и коммуникативные проблемы, а для детей с ТНР – речевые проблемы. Поэтому ИОМ воспитанников с данными диагнозами должны учитывать эти особенности, а задачи на учебный год должны включать коррекцию и преодоление наиболее дифицитарных сторон развития ребенка.
Примеры формулировки для воспитательской части индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Дефициты ребенка | Ресурсы ребенка | Задачи развития ребенка на учебный год | Специальные условия обучения и воспитания |
Не владеет навыками самообслуживания в полном объеме (не ходит в туалет сам, не наводит гигиену). Не может одеваться самостоятельно. Не ест самостоятельно. Отказывается ложиться в постель, кричит; не спит днем. Не проявляет интереса к игрушкам, берет то, что «попало под руку». Не использует игрушки для игры. Не вступает в игры с другими детьми. Не обращается к взрослому за помощью. Демонстрирует плохое знание цветов и форм. Наблюдается недостаточное развитие слухового внимания, памяти, навыков коммуникации. Понимание обращенной речи ограничено обиходно-бытовой тематикой. Словарный запас ребенка состоит в основном из существительных. Отмечается нарушение звукопроизношения. Наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики. Плохо владеет ножницами, пластилином | Владеет отдельными навыками самообслуживания: сам моет руки. Сообщает о возникшей нужде, просится в туалет. Сотрудничает со взрослым в процессе одевания (поднимает ноги при надевании брюк, снимает перчатки и шапку). Садится за стол, открывает рот, когда воспитатель его кормит. Быстро успокаивается, если воспитатель сидит рядом. Может некоторое время рассматривать игрушки вместе с педагогом. Может играть, сидя рядом с другим ребенком. Охотно принимает предлагаемую помощь. Хорошее зрительное восприятие. Проявляет кратковременный интерес к книгам и сказкам. Проявляет заинтересованность в общении со взрослыми. Агрессивное поведение отсутствует. Преобладающее настроение – позитивное. Речь интонационно выразительна. Проявляет интерес к творческой и конструктивной деятельности | Формировать навык самостоятельного посещения туалета. Учить наводить гигиену самостоятельно. Учить самостоятельно снимать/надевать отдельные вещи (натягивать на ягодицы надетые штаны, застегивать молнию, снимать кофту). Учить самостоятельно пользоваться ложкой/вилкой во время приема пищи. Учить засыпать самостоятельно, уменьшая время нахождения воспитателя рядом. Формировать интерес совместным рассматриванием игрушек. Учить использовать игрушки по назначению. Вовлекать ребенка в кратковременные игры с другими детьми. Учить просить помощь при возникновении трудностей. Учить различать основные/оттеночные цвета и простые/сложные формы. Тренировать слуховое внимание чтением сказок, увеличивая их длину. Тренировать навык выполнения просьб (поведение слушателя). Учить очередности в игре. Учить просить и делиться игрушками вместо отнимания. Формировать игровые навыки. Развивать понимание обращенной речи. Расширять словарь существительных, действий, признаков. Работа над автоматизацией звуков по заданиям учителя-логопеда. Учить пользоваться ножницами, выполнять элементарные аппликации, простые поделки из пластилина. Развивать любознательность ребенка, его интересы и познавательную мотивацию. Расширять представления об окружающем мире | Наличие:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Алгоритм, который поможет воспитателям составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Чтобы помочь воспитателям написать свою часть индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, предложите им готовый алгоритм....
Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...
Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Алгоритмсоставления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут входит в перечень документов для работы с детьми с ОВЗ...