Алгоритм, который поможет воспитателям составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Оксана Владимировна Питайкина

        Данная памятка поможет педагогам последовательно проанализировать разные виды деятельности ребенка в течение дня, а затем описать их в ИОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

методические рекомендации

Алгоритм, который поможет воспитателям составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут входит в перечень документов для работы с детьми с ОВЗ, которые должны быть в дошкольной организации наряду с заключениями ПМПК и психолого-педагогического консилиума детского сада, адаптированной основной общеобразовательной программой, характеристикой воспитанника с ОВЗ и согласиями родителей. Наличие индивидуального образовательного маршрута часто требуют нормативные акты регионального уровня или локальные акты конкретной дошкольной организации. Поэтому документу с воспитанником работают не только специалисты, но и воспитатели, которые составляют свою – воспитательскую – часть ИОМ. Если для специалистов этот документ не новый, то педагоги испытывают с ним сложности: не знают, что именно и как нужно писать. Алгоритм и готовые формулировки помогут последовательно проанализировать разные виды деятельности ребенка в течение дня, а затем описать их в ИОМ.

Оцените навыки одевания и гигиенические навыки ребенка

День в детском саду всегда начинается с того, что ребенок приходит, переодевается и идет мыть руки. Это прекрасная возможность, чтобы оценить сформированность у него бытовых и гигиенических навыков. Дополнительную информацию дают переодевание на прогулку и поход в туалет. Здесь важно отметить, может ли ребенок самостоятельно ухаживать за собой или ему необходима помощь взрослого, ведь развивать бытовые навыки дошкольника будет именно воспитатель.

Проанализируйте прием пищи и сон

После мытья рук дети садятся завтракать, а позже – обедают и идут спать. В эти режимные моменты необходимо проанализировать вторую часть бытовых навыков – самостоятельность приема пищи и пользование столовыми приборами. В ИОМ важно отразить различные особенности пищевого поведения, которые бывают у некоторых детей с ОВЗ. Например, они могут есть или наоборот избегать определенные продукты. В тихий час необходимо отметить, самостоятельно ли засыпает ребенок и сколько времени он спит.

Оцените поведение и умения ребенка на занятиях

Музыкальные, физкультурные занятия в зале и занятия в группе – важный пункт в распорядке дня. Здесь педагог должен провести наблюдение в двух направлениях: поведение ребенка во время занятий и его знания, умения и навыки.

В первую очередь необходимо обратить внимание на самостоятельность и усидчивость ребенка во время выполнения заданий. Бывают дети, у которых ничего не получается, но они снова и снова пытаются сделать все сами. Есть такие, кто не делает даже попыток решить что-то самостоятельно, а есть дети, кто не дослушивает задание до конца и сразу бросается его выполнять. Все эти особенности будут либо ресурсами, на которые можно опираться в работе с воспитанником, либо дефицитами, которые необходимо преодолевать. Поэтому это важно отразить в ИОМ ребенка. Здесь же педагог отмечает, как ребенок относится к помощи: принимает ли он ее и просит ли сам помочь при затруднениях.

Оценка второго направления – знаний, умений и навыков, во многом зависит от возраста ребенка, поскольку каждый возраст является сензитивным для формирования определенных умений. Например, в норме в три года формируется речь и усваиваются сенсорные эталоны, а к семи годам ребенок должен овладеть элементарными математическими представлениями. Однако для некоторых категорий детей с ОВЗ характерны задержки развития, поэтому и формироваться отдельные навыки могут позже.

Еще один важный критерий для оценки развития ребенка с ОВЗ – моторика. В первую очередь необходимо посмотреть на развитие мелкой моторики воспитанника, поскольку от уровня ее сформированности зависит способность ребенка овладеть письмом.

Проанализируйте игру и взаимодействие ребенка с другими детьми

Игровая деятельность и взаимодействие с другими детьми – немаловажная часть пребывания ребенка в детском саду. Для дальнейшего гармоничного развития воспитанника необходимо определить актуальный уровень его игровой деятельности: манипулятивная, процессуальная, сюжетная, игра по правилам, отразить это в ИОМ и сформулировать задачи по ее совершенствованию. Некоторые дети с трудом вступают в игровое взаимодействие со сверстниками, что также нужно зафиксировать в документе.

Оцените общение и речь воспитанника

Практически у всех детей с ОВЗ есть задержка или искажение речевого развития, а значит и сложности в общении, недостаток коммуникативных компетенций. Все трудности, которые относятся к этой стороне жизни ребенка, должны решать совместно учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель. Поэтому и задачи в этой части ИОМ у всех воспитателей и специалистов могут быть схожими.

Дайте характеристику ребенку по трем группам

Характеристики, которые помогут описать все стороны жизни ребенка в детском саду, можно условно разделить на три группы – смотрите схему. Первую группу составляют бытовые, гигиенические навыки, сенсорные эталоны, умение использовать игрушки по назначению и другие игровые навыки, знание сказок, принятие помощи.

Три группы характеристик для индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

  1. Знания, умения, навыки, которые в норме формируются рано
  2. Знания, умения, навыки, которые обеспечивают успешность ребенка в школе
  3. Особенности, которые характерны для детей с ОВЗ конкретной категории

Вторая группа характеристик – это поведение ребенка на занятиях, самостоятельность во время выполнения заданий, отношение к помощи. Также сюда относятся запас представлений ребенка об окружающем мире, элементарные математические представления, достаточный уровень воображения, которое проявляется в игре, рисовании и другой творческой деятельности; коммуникативные навыки, речевая грамотность и др.

Все дети с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК относятся к той или иной категории, например, слабовидящие дети, дети с ТНР, ЗПР, РАС и т. д. У каждой из этих категорий детей есть определенный набор особенностей поведения и развития, их слабые и сильные стороны. Это и есть третья группа характеристик.

Например, для детей с РАС характерны, в первую очередь, поведенческие и коммуникативные проблемы, а для детей с ТНР – речевые проблемы. Поэтому ИОМ воспитанников с данными диагнозами должны учитывать эти особенности, а задачи на учебный год должны включать коррекцию и преодоление наиболее дифицитарных сторон развития ребенка.

Примеры формулировки для воспитательской части индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Дефициты ребенка

Ресурсы ребенка

Задачи развития ребенка

на учебный год

Специальные условия обучения и воспитания

Не владеет навыками самообслуживания в полном объеме (не ходит в туалет сам, не наводит гигиену).

Не может одеваться самостоятельно.

Не ест самостоятельно. Отказывается ложиться в постель, кричит; не спит днем.

Не проявляет интереса к игрушкам, берет то, что «попало под руку».

Не использует игрушки

для игры.

Не вступает в игры с другими детьми.

Не обращается к взрослому за помощью.

Демонстрирует плохое знание цветов и форм.

Наблюдается недостаточное развитие слухового внимания, памяти, навыков коммуникации.

Понимание обращенной речи ограничено обиходно-бытовой тематикой.

Словарный запас ребенка состоит в основном из существительных.

Отмечается нарушение звукопроизношения.

Наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики.

Плохо владеет ножницами, пластилином

Владеет отдельными навыками самообслуживания: сам моет руки.

Сообщает о возникшей нужде, просится в туалет.

Сотрудничает со взрослым в процессе одевания (поднимает ноги при надевании брюк, снимает перчатки и шапку).

Садится за стол, открывает рот, когда воспитатель его кормит.

Быстро успокаивается, если воспитатель сидит рядом.

Может некоторое время рассматривать игрушки вместе с педагогом.

Может играть, сидя рядом с другим ребенком.

Охотно принимает предлагаемую помощь.

Хорошее зрительное восприятие.

Проявляет кратковременный интерес к книгам и сказкам.

Проявляет заинтересованность в общении со взрослыми.

Агрессивное поведение отсутствует.

Преобладающее настроение – позитивное.

Речь интонационно выразительна.

Проявляет интерес к творческой и конструктивной деятельности

Формировать навык самостоятельного посещения туалета.

Учить наводить гигиену самостоятельно.

Учить самостоятельно снимать/надевать отдельные вещи (натягивать на ягодицы надетые штаны, застегивать молнию, снимать кофту).

Учить самостоятельно пользоваться ложкой/вилкой во время приема пищи.

Учить засыпать самостоятельно, уменьшая время нахождения воспитателя рядом.

Формировать интерес совместным рассматриванием игрушек.

Учить использовать игрушки по назначению.

Вовлекать ребенка в кратковременные игры с другими детьми.

Учить просить помощь при возникновении трудностей.

Учить различать основные/оттеночные цвета и простые/сложные формы.

Тренировать слуховое внимание чтением

сказок, увеличивая их длину.

Тренировать навык выполнения просьб (поведение слушателя).

Учить очередности в игре.

Учить просить и делиться игрушками вместо отнимания.

Формировать игровые навыки.

Развивать понимание обращенной речи.

Расширять словарь существительных, действий, признаков.

Работа над автоматизацией звуков по заданиям учителя-логопеда.

Учить пользоваться ножницами, выполнять элементарные аппликации, простые поделки из пластилина.

Развивать любознательность ребенка,

его интересы и познавательную мотивацию.

Расширять представления об окружающем мире

Наличие:

  • АООП, ИОМ;
  • ТСО;
  • методических и дидактических материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Алгоритм, который поможет воспитателям составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Чтобы помочь воспитателям написать свою часть индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, предложите им готовый алгоритм....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...