Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Морозова Галина Александровна

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_individualnogo_marshruta.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра человековедения и физической культуры

Итоговая

практико-значимая работа

«Проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанника на основе данных мониторинга освоения образовательных областей».

по курсу

«Деятельность педагогических работников

дошкольных образовательных организаций

в условиях введения и реализации ФГОС ДО»

(36 часов)

Слушатель: Морозова Галина Александровна

              Воспитатель

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

             «Детский сад комбинированного вида №8».

                                                        г.Сергиев посад

  Научный руководитель проекта: Н.Р. Яковлева,

преподаватель кафедры

МОСКВА

2016 год

Проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанника на основе данных мониторинга освоения образовательных областей.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников, логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Обеспечение в дошкольном учреждении реализации индивидуально-образовательных маршрутов воспитанников – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ребенка. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, что является педагогической поддержкой в коррекции речи конкретного ребенка.

Объект исследования: учебно-образовательный процесс воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут в познавательной деятельности воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Для выполнения данного исследования поставлена следующая цель:

раскрыть специфику и разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

-Изучить научную литературу по теме исследования;

-Выявить специфику индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением речи;

-Раскрыть методику разработки индивидуального образовательного маршрута.

-Разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи.

Гипотеза исследования состоит в том, что, процесс коррекции ребенка с нарушением речи будет эффективен если:

-разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с учетом его диагностических данных;

-использовать различные методы и методики в исправлении ОНР.

В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». (А. С. Макаренко). Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе исследования данные подтверждают о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать логоритмику, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи связную речь в целом. На основе этих диагностических данных был разработан индивидуальный образовательный маршрут и применен на практике, представим в качестве примера фрагмент ИОМ Степана Л. В результате исследования связной речи Степан Л набрал 7 баллов.

В ходе диагностики  были выявлены следующие проблемы :

-составление предложения по трем картинкам;

-пересказ рассказа был составлен по наводящим вопросам, связность изложения была нарушена;

-сочинение рассказа на основе личного опыта воспитанник не рассказал;

-рассказ-описание был составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображало многих его существенных свойств и признаков. Не отмечался какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.

Индивидуальный образовательный маршрут Степана Л на срок с 01.02.2016г по 15.03.2016г.

Качество личности

Характеристика качества личности

Методы и формы

Сроки

Ожидаемые результаты

Полученный результат

Стремление к самостоятельности

Способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью

Работа в уголке природы: полив комнатных растений

01.09.14

Практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни;

Знает о необходимости поливать растения ежедневно.Рассказывает о последовательности работы.

Стеснительность

Способствует ограничению наших возможностей

Беседа на тему: «Как я провел выходной?»

01.09.14-17.10.14.

Развитие уверенности и связанной речи. Умение вести диалог.

Формированы умение составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события и рассказывать;

Старательность

Стремление выполнить какую-нибудь работу, задание

Уборка игрушек в игровых уголках после игр.

Выполнение продуктивной деятельности.

01.09.14-17.10.14

Сформировать умения выполнять посильную работу, стараться доводить дело до конца.

Умеет убирать игрушки на свои места.

Старается выполнять аккуратно.(наблюдение), рассказывание стих-я «Игрушки».

Несформированность эмоциональной сферы

Испытывает трудноси в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески.

1.Заучивание заклички «Божья коровка».

2.Драматизация сказки «Теремок»

03.09.14

05.09.14

Научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Развитие связанной речи.

Умеет свои эмоции показывать мимикой,жестами рукой.(наблюдение).Правильное произношение звука[ж] и постановка ударений.

Общая моторная неловкость

Двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, скованность, зажатость движений.

1.Пальчиковые игра «Дождик» 2.подвижные игра«500 подруг»;

3.игровой массаж «Поиграем с носиком».

08.09.14

04.09.14

09.09.14

Движения становятся более уверенными, улучшается пространственная ориентация

Умеет действия сопровождать словами.(наблюдение). Старается все слова проговаривать правильно.

Коммуникативные нарушения: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения.

При установлении контактов с взрослыми и сверстниками.

Индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки»

10.09.14

Развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

с большим интересом и успехом играть в настольные и дидактические игры.

Ребенок узнает игрушки, умеет отгадывать загадки.четко проговаривает слова, строит правильно предложение.(наблюдение)

Интеллектуальное развитие: неполная сформированность процессов внимания, памяти, словесно-логического мышления

Проявляется в неустойчивости внимания, в трудности запоминания, быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.

Игра на развитие внимания-«Летает-нелетает», памяти Запомни и повтори»

11.09.14

Развитие психических процессов

Ребенок знает объекты которые летают и не летают. Отвечает не полными ответами.

Запоминает и выполняет ряд последовательных бытовых действий: положите карандаши в коробку.(наблюдена)

Тревожность, неуверен-

ность в своих

возможностях,

способностях.

Неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Семья»

Похвала, поддержка.

15.09.14

Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности

Умеет договариваться о сюжете и правилах игры, использовать предметы-заместители. Самостоятельно разрешает конфликты, возникающие в ходе игры. Ведет диалоговую речь.

Сенсорное развитие

Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространстве и временных отношениях.

1.игра на развитие дыхания «Бульки»,

2.дидактическая игра: «Геометрическое лото»,

3.Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком Су-джок,

4.игры для развития мелкой моторики «Магнитная мозайка»

22.09.14

24.09.14

29.09.14

02.10.14

Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).Формирование полноценных представлений об окружающем мире

Дует через трубочку.

Показывает и называет геометрические фигуры.

Правильно катает мячик Су-джок. Мелкая моторика развита недостаточна(индив.р-та) Автоматизация звука [р],[с].

Считаю необходимым пояснить некоторые моменты реализации ИОМ Степана Л.

Со Степаном Л проводилась индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки». Большое внимание уделяла при работе со Степаном на составление рассказа по серии сюжетных картин, рассказа-описания, разучивала с ним пальчиковые гимнастики, игровые массажи, предлагала играть в дидактические и настольные игры по развитию связанной речи. Ребенок очень эмоциональный и подвижный, с трудом соглашался на проведение индивидуальной работы. По окончании исследования проводила диагностику по методике Лалаевой Р.И и выявила такой результат: Степан Л. набрал 10,5 баллов. Планируется проводить индивидуальные работы в течение учебного года.

Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, старательность, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания.

Список используемых источников

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах — М., 1998, — 480 с.

2.Малофеев Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011 г./отв. ред. Е.И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А.А. Григорьева, д. п. н., и др.]. — Якутск: Офсет, 2011. — 276 с. — с. 31

3.Методические рекомендации педагогам дополнительного образования посоставлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Аршинова И.Ю.

4.Никольская О.С., Баинская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. — М.: Теревинф, 2009, — С. 38—60.

5.Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательнаяпрограмма школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 211 с.

6.Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва: Вузовский учеб., 2012. - 390 с.

7.Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов.обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 252 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка,  имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...