Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
презентация к уроку по теме

Забродская Наталья Юрьевна

Психолого- педагогическое обследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.odp59.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный образовательный маршрут Воспитатель Забродская Н.Ю.

Слайд 2

I -дигностический этап Основные задачи работы: - Проведение психолого-педагогического обследования ребенка, испытующего трудности в речи и его семьи; - Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи этому ребенку и психолого-педагогической поддержки его семьи; - Осуществление работы по социализации и интеграции; - Включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребёнка; - Определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.

Слайд 3

II этап-конструирование Организация развивающей среды: Для работы помещение площадью 18 кв.м, отвечающее педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Помещение оборудовано в виде игровой сенсорной комнаты. Успешность речевого, физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Организационная цель : создание педагогического пространства активного взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей, в котором ребёнок с нарушениями в развитии речи получает комплексное коррекционно-развивающее обучение, воспитание, опыт активного освоения мира в процессе различных видов детской деятельности.

Слайд 4

Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми (до 4-х лет) ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Формирование элементарных графомоторных навыков. 1 этап (октябрь, ноябрь) Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого ; Нормализовать состояние тонуса мелких мышц; Развивать интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование кистью, пальчиком, ладошкой, нанесение цветовых пятен и т.д. 2 этап (декабрь, январь) Учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.д. Развивать моторику рук: совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие одной рукой, закреплять различные способы хватания – кулачком, щепотью; При выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию; Учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные движения рукой, при этом сначала ребёнок пассивно участвует в совместной со взрослыми деятельности (взрослый водит рукой ребёнка), а затем выполняет движения самостоятельно.

Слайд 5

3 этап (февраль, март) Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»); Закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим); Развивать движения кистей рук; Учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застёгиванию пуговиц (на специальных пособиях); Учить изображать точки заданной яркости, располагать их с рахличной частотой, учить изображать вертикальные и горизонтальные линии, вести линии в разных направлениях (при этом использовать приёмы копирования, ободки, рисования по опорам, рисования по ограниченной поверхности, произвольное рисование линий с игровой мотивацией, дорисовывание по опорным точкам, раскрашивание листа без ограничения поверхности в разных направлениях) 4 этап (апрель, май) Учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); Развивать навыки застёгивания (пуговиц, кнопок, липучек) и шнуровки; Учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизациях («Идёт коза рогатая», «Пальчик, мальчик, где ты был»); Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на словесную инструкцию; Учить изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии, учить при закрашивании листа выполнять движения в одной плоскости.

Слайд 6

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ Развитие зрительного восприятия 1 этап (октябрь, ноябрь) Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребёнка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве; Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные; Развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (при этом объекты перемещаются на глазах ребёнка). 2 этап (декабрь, январь) Вырабатывать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств (ребёнок выполняет инструкции типа: «Дай такую же игрушку», «Найди одинаковые мячики»); Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; Учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой, маленький); Развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам; Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из 2-х, 4-х частей); Развивать пространственные ориентировки (прежде всего следует учить ребёнка ориентировке в собственном теле по подражанию: «Покажи где у тебя голова, руки, ноги», и т.д.)

Слайд 7

3 этап (февраль, март) Учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию, сличению; Учить воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один, много; Учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а так же частях тела другого человека. 4 этап (апрель, май) Учить выполнять инструкцию типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предмета; Развивать оптико-пространственные функции в играх с разрезными картинками; Совершенствовать восприятие формы в играх на подбор объёмных геометрических тел и плоскостных фигур более сложной конфигурации (звёздочка, овал, многоугольник); Развивать пространственный гнозис в конструировании по подражанию и образцу (используется настольный строительный материал, а так же счётные палочки, из которых ребёнок складывает простые фигурки); Формировать пространственные ориентировки в координатах вверху – внизу.

Слайд 8

Развитие слуховых функций 1 этап (октябрь, ноябрь) Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушек; Развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит» - за экраном производится звучание, а ребёнок выбирает нужную игрушку из двух находящихся перед ним. 2 этап (декабрь, январь) Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу- что это едет?, «Кто тебя зовёт – мя-я-яу»? 3 этап (февраль, март) Развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов; Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И». Мама качает дочку и поёт песенку: «А-а-а-а» и т.д.; Развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх. Например, ребёнок должен найти игрушку, ориентируясь на громкость звучания барабана (громко - близко, тихо – далеко).

Слайд 9

4 этап (апрель, май) Ориентировка в звучании музыкальных инструментов: дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон; Учить воспринимать и воспроизводить итеративный ритм (ритм поворота, звуки предъявляются с одинаковыми временными промежутками); Учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой или маленький кот?»; Учить с закрытыми глазами находить местонахождение источника звука; Закрепить умение ориентироваться на звучание гласных звуков; Учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шёпот).

Слайд 10

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 этап (октябрь, ноябрь) Развивать сомато-сенсорный гнозис в играх на локализацию прикосновения. Например, ребёнку предлагают: «Поймай киску». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый касается игрушкой ножки, ручки, головы ребёнка. Ребёнок должен поймать киску; Развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов; Обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение (ложка, чашка, совок, ведёрко, лейка и т.д.); 2 этап (декабрь, январь) Совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску; Учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; Учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук; Упражнять в захватывании и переноске предметов, разных по величине и форме; Учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях: «Достань игрушки из банки» и т.д.

Слайд 11

3 этап (февраль, март) Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту; Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.д.; Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот – зевнуть, вытянуть губы – подуть, показать язычок – «а-а-а-а» - не болит ли горло; Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадётся, петушок гордо шагает, зайка прыгает; Учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях; Организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия – построить башню, поочерёдно ставя кубики один на другой. 4 этап (апрель, май) Расширять диапазон совместной со взрослыми деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят» и т.д.; Применять элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений; Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание; Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные снимки: «Наши праздники», «Мы гуляем» и т.д.; Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.д.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Слайд 12

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 этап (октябрь, ноябрь) Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач: Ребёнок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; Учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай», «Возьми», «Иди» и т.д. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»; Учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени. В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребёнок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» - поёт мама», «УА-уа-уа» - плачет малыш» и т.д. Следует побуждать ребёнка произносить имеющиеся слова по отношению к определённому предмету. 2 этап (декабрь, январь) В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им. Лексика Обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных – названий частей тела: нога, рука, голова, нос и т.д., частей тела животных (по аналогии); Учить понимать и выполнять инструкции: «найди», «покажи», «дай», «назови», «принеси», «открой» и т.д.; понимать прилагательные: «дай большой», «дай маленький»; местоимения: я, ты, мой, твой, такой; В активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: у меня, у тебя, у него; Побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»; Закрепить умение выполнять простые конструкции.

Слайд 13

3 этап (февраль, март) Фонетико-фонематическое развитие Повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А,У,И,АУ. В импрессивной речи: Узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы домашнего обихода, природные явления, названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребёнком с близкими людьми, животными; Учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребёнка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребёнка. В экспрессивной речи: Учить употреблять слова, простые по слоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А.К. Марковой), названия родных людей, их имён, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны; Побуждать к высказыванию просьб («Дай», «Ещё», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: «не хочу», «не пойду» и междометьями: «Ах», «Ну», «Вот»); Учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав, «Би-би»); Учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже; Учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай маме куклу»); Словарь расширяется за счёт понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; прилагательных, обозначающих величину в начальной форме; Формирование синтаксической стороны речи

Слайд 14

4 этап (апрель, май) Развитие фонематических процессов Совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях; Учить подражать произнесению гласных (А,У,И,О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА); Учить вслушиваться в звучание согласных (П,Б,М,В,Ф,Т,К,Г,Х), соотносить с показом определённых предметов, в названии которых слышится данный звук. Обогащение словаря: В импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять наиболее употребительные названия одежды, мебели, посуды, домашних и диких животных; Учить понимать и использовать глаголы с противоположными значениями: надень – сними; Понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (тёплый, пушистый), некоторых параметров величины (большой, маленький), некоторых свойств (новый, грязный, мокрый); В активной форме использовать притяжательные местоимения (мой, твой), числительные (один, два); В импрессивной речи понимать указания, обозначающие пространственные характеристики («поставь на стол», «положи в ящик», «посмотри вверх»). Формируя морфологическую систему языка, целесообразно: Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять существительные в форме родительного падежа в значении частичного объекта, в форме дательного падежа в значении лица, которому передаётся действие;

Слайд 15

Учить понимать существительные в форме родительного падежа в сочетании с числительными, в форме предложного падежа для обозначения места; Понимать согласование в роде прилагательных с именем существительным (белый кот, белая кошка); Понимать значение приставок некоторых глаголов (подойди, отойди, уехал, пришёл). Формируя синтаксическую систему языка, следует: Включать в импрессивную и экспрессивную речь словосочетания прилагательного с существительным, двусоставные нераспространённые предложения (существительное + глагол); Учить диалогу, отвечать на вопрос «Кому?», употребляя существительное в дательном падеже, побуждать обращаться с просьбой, вопросом; Учить воспроизводить по подражанию предложения структуры субъект – предикат – объект («Я кушаю кашу»), предикат – объект – объект («Дай зайке морковку»); Учить понимать инструкции, противоречащие показу, понимать ряд последовательных инструкций, понимать песенки, потешки-четверостишья, сопровождать их выразительными движениями, формируя звуковую культуру речи.

Слайд 16

понедельник Индивидуальные занятия с детьми, работа с индивидуальными логопедическими тетрадями: 9.00 – 9.30. вторник Индивидуальные занятия с детьми, работа с индивидуальными логопедическими тетрадями: 9.00 – 9.30. среда Методический день: - Консультативная работа с родителями - Составление, корректирование индивидуальных программ развития ребёнка - Изготовление пособий, подбор наглядного материала и литературы по проблеме четверг Индивидуальные занятия с детьми, работа с индивидуальными логопедическими тетрадями: 9.00 – 9.30. пятница Индивидуальные занятия с детьми, работа с индивидуальными логопедическими тетрадями: 9.00 – 9.30. График работы учителя-логопеда

Слайд 17

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ 9.00. – 10.00. Помощь в приёме детей – привитие навыков самообслуживания, культурно – гигиенических навыков. Сопровождение детей к специалистам. Влажная уборка. 10.00. – 12.30. Помощь воспитателям в подготовке и проведении совместной деятельности с детьми. Сопровождение детей к специалистам. Обеспечение питьевого режима. Влажная уборка физкультурного и музыкального залов между проведением занятий. 12.30. – 14.00. Санитарная обработка игрушек. Санитарная обработка санузлов. Уборка помещений (кабинет учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального и физкультурного залов, коридора)

Слайд 18

понедельник вторник четверг пятница Приём, осмотр ребёнка, подгрупповая совместная деятельность 9.20.- 9.30. 9.55.- 10.05. 9.20. – 9.30. 9.55.- 10.05. Учитель-логопед 9.35 – 9.50 10.10. – 10.25. 9.35 – 9.50 10.10. – 10.25. Воспитатель Ежедневно : совместная индивидуальная и подгрупповая деятельность Педагог-психолог 10.30.-10.45. 10.30.-10.45. Музыкальный руководитель 10.05. – 10.20. 10.05. – 10.20. Инструктор по физической культуре 10.35.- 10.50 10.35.- 10.50. Прогулка 11.20.-11.50 11.00.-11.30. 11.20.-11.50. 11.00.-11.30. Итого 9.20. – 11.50. (2 ч. 30 мин.) 9.55.-11.30. (1 ч. 35 мин.) 9.20.-11.50. (2 ч. 30 мин.) 9.55.-11.30. (1 ч. 35 мин.) Примерная циклограмма коррекционно-развивающей работы по индивидуальной программе развития ребенка

Слайд 19

IV этап -этап реализации. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка (2012 – 2013 учебный год) Ф.И. ребёнка Хмелевский мирослав Дата рождения 22.12.2008 года рождения Диагноз (при зачислении в группу): Задержка темпа речевого развития. Направление работы (специа Кол-во часов в неделю Время проведения Используемые программы и технологии Форма проведения образовательной деятельности Ф.И.О. специалиста Психологи-ческая помощь 1 час Вторник- 9.00 Среда- 9.30 А.И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате»; Л.Д. Постоева, Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай»; Н.В. Нищева «Новые разноцветные сказки»; Н.Ю. Кружева программа «Цветик-семицветик» Индивиду- альная Подгрупповая Тычинина М.П.

Слайд 20

Логопеди-ческая помощь 40 минут понедель-ник 15.30- 15.50; Четверг 9.55-10.15 Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада Индивидуальная Подгрупповая фронтальная Зубкова Т.А. Общеразвивающая подготовка в группе (воспитатель) 4 часа 40 мин. понедель- ник – четверг Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения Индивидуальная Подгрупповая фронтальная Забродская Н.Ю. Физическая культура 20 мин четверг 9.30-9.50 Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения Подгрупповая фронтальная Стулова И.В. Музыкаль- ное воспитание 20 мин пятница 9.00-9.20 Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения Подгрупповая фронтальная Богачкова Е.Э.

Слайд 21

V этап- завершающая диагностика Речевое развитие -Активно реагирует на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. -Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. -Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.- Понимает некоторые грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). -Активно употребляет (допускаются искажения звуко-слоговой структуры)) существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег).- Активно участвует в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). -Подражает жестам и мимике взрослого. -Включает речевое сопровождение в предметно-практическую деятельность.

Слайд 22

Выполнение орудийных действий Использует бытовые предметы с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием. Практическая ориентировка (в свойствах предметов) Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т.д.), величине (недифференцированные предметы: большой – маленький), идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один – много). Воспроизведение темпа в движениях под музыку Простейшие «повторения» ритмических структур в дидактических играх. Координационные движения рук При выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка,  имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...