коррекционная программа для ребенка с синдромом Дауна (ЗПР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шерафетдинова Любовь Викторовна

коррекционная программа для ребенка с синдромом Дауна (ЗПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации Программы

1.2. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

1.3. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна

1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с синдромом Дауна

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка

2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна

2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка  с синдромом Дауна

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Общие данные

ФИО ребенка ……….

Пол женский

Дата рождения: 3года10мес.

Социальный статус ребенка:

Характеристика семьи: полная

Социальный статус семьи: многодетная, неблагополучная

Состояние здоровья ребенка: ребенок с ОВЗ (синдром Дауна)

Перенесенные заболевания: частые ОРЗ

Соматическое здоровье

Физическое развитие

Группа здоровья: 2

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Влияние детского сада можно сравнить с влиянием программы ранней педагогической помощи на развитие этих детей.

Большое значение для родителей играет то, что их особенный ребенок посещает обычный детский сад. Детский сад в свою очередь является как бы продолжением семьи, а с другой стороны он реально воплощает то, что называется поддержкой общества, давая тем самым дополнительный стимул и ребенку и самой семье.

Посещая детский сад, дети получают определенные знания, умения, навыки. А дети с синдромом Дауна, как ни кто другой нуждаются в таком разностороннем развитии. Плюс ко всему общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и  общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна  составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Физическое развитие.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.

Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Информационно-просветительская.

3. Организация детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план).

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цели реализации программы:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;

4) формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

Задачи реализации Программы:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.

1.2 Планируемые результаты освоения

индивидуальной образовательной программы

Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития.

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна –__________, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

ребенок знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;

эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;

у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.3 Характеристика индивидуальных особенностей развития

ребенка с синдромом Дауна

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и

средовыми факторами.

Социально - бытовые навыки и ориентировка.

Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки,

появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться).

Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.

Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.

Усвоение программы, трудности в усвоении программы.

Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.

Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.

Ребенок общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Девочка легко идет на контакт. Процесс адаптации после летних каникул проходил без особенностей.

Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.

Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.

1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с синдромом Дауна

Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью шкал оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и

навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.

Уровни сформированности компетентностей:

1. Высокий уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях

2. Средний уровень – ребенок самостоятельно или с направляющей помощью взрослого действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки.

3. Низкий уровень – ребенок действует только с организующей помощью взрослого.

Методические пособия для осуществления психологической диагностики:

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.
  2. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. +
  3. Прил. (268. с. ил.).
  4. Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
  5. отсталостью. - М.: Творческий Центр, 2007
  6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
  7. школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
  8. Поле Е.В. Дневник развития. - М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика образовательной деятельности

в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка

 с синдромом Дауна

Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка.

В учебно-методический комплекс индивидуальной образовательной программы для ребенка с синдромом Дауна вошли:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (основа УМК).

2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.

Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком. Вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком строится на материале лексических тем, в соответствии с тематическим планом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные задачи:

  • Учить детей обращаться к сверстникам с просьбой поиграть.
  • Продолжать знакомить ребенка с игрушками, действиями с ними; вызывать интерес к игрушкам и желание играть.
  • Совершенствовать навыки в осуществлении разнообразных предметно-игровых действий с использованием игрушек.
  • Продолжать учить понимать обращенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений.
  • Поощрять стремление детей совершать отражательные действия за взрослым.
  • Учить сопровождать игровую деятельность словами и репликами.
  • Продолжать учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным назначением.
  • Вызывать стойкий интерес к игре, учить взаимодействию в игре со взрослым и сверстником.
  • Формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
  • Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении.
  • Учить совершать с игрушкой: -предметные действия, -процессуальные действия, -цепочку игровых действий, -игру с элементами сюжета.
  • Учить соотносить игрушки с потешками и стихами.

Темы игр-занятий с использованием элементов сюжетно-ролевой игры

  • «Девочка кушает», «Девочка спит», «Кукла одевается, «Катание куклы в коляске», «Покатаем на машине», «Построим дом», «Вымой Кате ручки», «Катя заболела», «Кукла поет и пляшет», «У нас в гостях лошадка», «Покатаемся на машине», «Покатаемся на поезде».
  • Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные задачи:

  • Учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий -твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий – тихий.
  • Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик).
  • Сличать два основных цвета (красный, желтый).
  • Учить ребенка определять выделенное свойство словесно в пассивной форме.
  • Формировать целостное восприятие представлений об окружающем мире.
  • Знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями.
  • Расширять представления о ближайшем окружении.

Примерный перечень игр и оборудования:

  • «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?», «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», « «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.
  • Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи; разнообразные матрешки; пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные; различные музыкальные инструменты; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).
  • Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи:

  • Учить детей слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.
  • Развивать умение в течение 5-10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине; умение слушать рассказ, отвечая словами ил жестами на простые вопросы.
  • Учить детей здороваться и прощаться («пока»), просить дать предмет («дай», «хочу»); просить об услуге, отказываться («да», «нет»), отказываться от предмета, сообщать о событии.
  • Учить детей помогать друг другу при одевании-раздевании, совместно манипулировать с игрушками, рассматривать книги.
  • Продолжать работу по формированию интереса к книге.

Рекомендуемые темы игр-занятий

  • «Мы играем», «Что это?», «Найди свою игрушку», «Что надеваем?», «Что надела девочка?», «С чем это делают?», «Разложи картинки», «Овощи», «Назови и положи правильно», «Огород», « Кто с нами живёт?» (домашние животные), «Кто к нам пришёл?», «Кто как кричит?», «Кого мы встретили в лесу?», «Курочка- пеструшка», «Как зовут лошадку?», «Зайчик и кошечка».
  • Русские народные песенки, потешки: «Зайчишка-трусишка»«, «Гуси, вы гуси»«, «Ножки, ножки, где вы были?», «Сидит, сидит зайка»«, «Кот на печку пошел»«, «Барашеньки»«, «Идет лисичка по мосту»«, «Иди, весна, иди, красна».
  • Сказки: «Лисичка-сестричка и волк».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основные задачи музыкального обучения:

  • Продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям.
  • Накапливать музыкальные впечатления, развивать музыкальную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыку.
  • Приучать подпевать слова отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого. Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе во указанию взрослого или по музыкальному сигналу.
  • Учить водить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, согласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.

Музыкальный материал

  • Слушание. «Ах, вы, сени» р.н.м, «Баю-баю», «Елочка» Красева, «Осенняя песенка» Александрова, «Веселая песенка» Левкодимова, «Зима» Карасевой, «Серенькая кошечка» Витлина, «Зима прошла» Метлова, «Как у наших у ворот» р.н.м. «Грибок» Раухвергера Пение. «Зайка» р.н.м., «Осень» Михайленко, «Лошадка» Михайленко, «Дед Мороз» Филиппенко, «Елка», «Маме песенку пою», «Солнышко» Попатенко, «Пришла зима», «Собачка» Раухвергера, «Петушок» р.н.м, «Жук» Карасевой.
  • Музыкально-ритмические движения
  • Упражнения. «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Ножками затопали» Раухвергера, «Лужа», «Пальчики шагают», «Лошадка» Макшанцевой, «Вот снежок летит», «Паровоз» Филиппенко, «Мы идем» Рустамова, «Платочки» Ломовой, «Ах, вы, сени» р.н.м.
  • Пляски. «Стукалка» р.н.м., танец с листочками по усмотрению музыкального руководителя, «Мишутка пляшет», «Чек да чок», «До чего ж у нас красиво» Макшанцевой, «Сапожки» р.н.м., «Потанцуй со мной, дружок» Арсеева, «Березка» Рустамова, танец у елки, новогодний хоровод по усмотрение музыкального руководителя.
  • Игры. «Прогулка» Ломовой, «Погремушки», «Мишка ходит в гости» Раухвергера, «Кошка и котята» Витлина, «Игра с ленточками», «Тихие и громкие звоночки» Рустамова, «Тихо-громко» Тиличеевой, «Игра в куклой» Карасевой, «Прятки» р.н.м., игра с Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.

Основные задачи художественного творчества:

Рисование:

  • Знакомить детей с кистью, красками; учить правильно держать кисть,  учить набирать краску на кисть.
  • Воспитывать аккуратность при работе с краской.
  • Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, знакомить с нетрадиционным способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).

Лепка:

  • Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к лепке.
  • Воспитывать желание играть с поделками.
  • Учить детей работать аккуратно; после занятия протирать доски.
  • Продолжать развивать мелкую моторику детей, учить работать с тестом, глиной.

Аппликация:

  • Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
  • Учить самостоятельно работать с кистью, клеем.
  • Продолжать учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.

Примерные темы занятий

  • Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»).
  • Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («колбаски», «конфетки»).
  • Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «бревнышки для домика» (сам домик собирает педагог);
  • Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»).
  • Соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки.
  • После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»).
  • Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»).;
  • Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).
  • Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки», «цветочки»).
  • Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цветы»).
  • Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью камка пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверятам».

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основные задачи:

  • Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
  • Продолжать под руководством медицинских работников проводить
  • комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов
  • (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
  • Продолжать приучать детей следить за чистотой тела, опрятностью
  • одежды, прически.

Примерные упражнения

  • Ежедневная утренняя гимнастика продолжительностью 8-10 минут).
  • Во время непосредственно образовательной деятельности и в промежутках проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.

1 квартал:

  • Ходьба, бег. Продолжать упражнять детей в равновесии, учить ориентироваться в пространстве зала, групповой комнаты. Учить ходить по извилистой линии между игрушками за воспитателем; учить детей ходить поп кругу, держась за руку.
  • Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч в корзину (расст. 1 м.).  прокатывать мяч в ворота, бросать мяч и ловить его двумя руками снизу.
  • Лазание. Продолжать учить детей ползать на четвереньках по лежащей на полу доске (шир. 30 см. дл. 1,5 м.); учить влезать на гимнастическую стенку (выс. 1 м.) и спускаться с нее произвольно.

2 квартал:

  • Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить по извилистой линии между предметами (кеглями).
  • Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч левой и правой рукой в даль; учить бросать мяч вверх, стараясь поймать его. Учить детей прокатывать мячи между кеглями (расст. 3 м., шир. ворот 30 см.). Учить детей бросать мячи в корзину из-за головы (выс. корзины 1-2 м. расст. 1,5 м.).
  • Лазание. Учить детей пролезать под веревку, дугу (выс.50 см.), учить влезать по гимнастической стенке с помощью согласованных движений рук и ног.

3 квартал:

  • Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить змейкой между предметами, ходить по шнуру, лежащему на полу.
  • Игра с мячом. Учить детей бросать мяч в горизонтальную цель двумя руками; учить ударять мяч об пол и ловить его.
  • Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимнастической стенке (с помощью взрослого), стараться согласовать движение рук и ног.

4 квартал.

  • Ходьба, бег. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве зала,  омнаты: ходить группами с нахождением игрушек. Продолжать развивать координацию движений: учить детей ходить по извилистой дорожке между предметами; продолжать учить детей ходить с перешагиванием через предметы. Учить детей ходить, держа руки на поясе.
  • Метание, игры с мячом. Продолжать учить детей попадать мячом (диам.6- 8  м.) в корзину, стоящую на полу, с расстояния 1,5-2 м., бросая мяч двумя руками из-за головы. Учить детей метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
  • Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимнастической стенке и спускаться с помощью взрослого, стараясь согласовать движение рук и ног.

Рекомендуемые игры

  • Подвижные игры: «Филин», «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Ель, елка, елочка», «Мячик покатился», «Найди свой цвет», «Поезд», «Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит»,  «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.
  • Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др.

2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1-2 неделя

Хорошо у нас в саду

3-4 неделя

Во саду ли, в огороде

Октябрь

1-2 неделя

Если добрый ты

3-4 неделя

Безопасность дорожного движения

Ноябрь

1-2 неделя

Мой город, моя малая Родина

3-4 неделя

Книги- лучшие друзья

Декабрь

1-2 неделя

Ах, ты, Зимушка-зима снежная красавица!

3-4 неделя

Новый год шагает по планете

Январь

1-2 неделя

Рождественские посиделки

3-4 неделя

Будем одеваться красиво

Февраль

1-2 неделя

В здоровом теле- здоровый дух

3-4 неделя

Защитники Отечества

Март

1-2 неделя

Мама- первое слово

3-4 неделя

Все работы хороши

Апрель

1-2 неделя

Перелетные птицы

3-4 неделя

Огонь- друг, огонь- враг

Май

1-2 неделя

Этот День Победы

3-4 неделя

Моя семья

2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка

с синдромом Дауна

Сентябрь

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

А) рисование пальчиковыми красками;

 Б) лепка из солёного теста

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры

Октябрь

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

А) рисование пальчиковыми красками;

 Б) Б) лепка из пластилина (сначала из солёного теста, глины)

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры

Ноябрь

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Декабрь

Арт-терапия

Лепка из глины, пластилина: - катать шарики и колбаски из пластилина; -резать пластилиновые колбаски ножом.

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры

Январь

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом.

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры

Февраль

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

А) рисование красками;

Б) лепка из пластилина: -втыкать в шарики спички (ёжик) .

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Г) театрализованные игры (куклы бибабо) ;

Д) «ладушки».

Социализация

хороводные игры

Март

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом.

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры, театрализованные игры.

Апрель

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

А) рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации;

Б) лепка из пластилина.

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры

Май

Развитие кисти

А) пальчиковые игры;

Б) самомассаж рук;

В) телесно-ориентированные игры.

Арт-терапия

А) рисование пальчиковыми красками; Б) пластилинография: взрослый рисует дерево, а ребёнок отрывает от колбаски из пластилина кусочки пластилина и прикрепляет на веточки (листочки).

Нагрузка на мышцы запястья

А) сжимать игрушку- пищалку;

Б) кидать мячи просто так;

В) игры с пирамидками.

Социализация

хороводные игры

2.4. Взаимодействие с семьей ребенка с синдромом Дауна

Основной задачей работы с родителями ребенка с синдромом Дауна является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Основные формы взаимодействия с семьей:

  • Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
  • Информирование родителей о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним.

Взаимодействие с семьей ребенка также благоприятно сказывается на обогащении развивающей среды группы, где находится данный ребенок.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды

для ребенка с синдромом Дауна

Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с синдромом Дауна

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 260», программа дошкольных образовательных учреждений ко...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна...