ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с синдромом Дауна
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 260», программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД № 260»

Принято:

на заседании

педагогического совета

учреждения

Протокол № _______

 от «____»  _______2020г

Утверждаю:

ЗаведующийMБДОУ

«Детский сад № 260»

_______Щелканова О.А.

Приказ № __от___2020г

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для ребенка с синдромом Дауна

 (6 лет)  

 (2020-2021 учебный год)

Специалисты по сопровождению:

Педагог – психолог: Михайлова И.В.,

Учитель – логопед: Погонина Н.В.,

Учитель – дефектолог: Борзова Н.Я.,

Музыкальный руководитель: Левина А.Г.,

Инструктор по физической культуре: Алексеева Н.Д.

 

Новокузнецкий городской округ, 2020 г.

Содержание

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4.

Характеристика особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью

6

1.5.

Психолого – педагогическая характеристика ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

7

1.6.

Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

8

1.7.

Мониторинг освоения индивидуальной программы ребенком с синдромом Дауна

9

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (по пяти областям)

10

2.2

Формы, способы, методы, средства реализации Программы

18

2.3

План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка

19

2.4.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка

20

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

20

3.2.

Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием

21

3.3.

Режим дня

22

Список литературы

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1.  Пояснительная записка

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 260», программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

•ФГОС ДО;

• Устав учреждения.

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

  1. Цели и задачи программы

 

Цель составления индивидуальной программы -  разработка содержания индивидуальной коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Индивидуальная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и с его родителями.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • создать условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целях обогащения его социального опыта;
  • осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование и коррекция высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий);
  • формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
  • включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.

             Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Основными принципами построения программы являются деятельностный, онтогенетический принцип единства диагностики, коррекции и развития и другие общедидактические принципы.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и способностей ребенка; характера деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

        Программа имеет в своей основе следующие принципы:  

·       принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

·        принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

·        принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

·        принцип междисциплинарного подхода.

     Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

·        принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

·        принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

1.4. Характеристика особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью

           Интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.

Структура дефекта при интеллектуальной недостаточности характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. При этом тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность - в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.

Мышление имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета, особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.

 Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.

Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете.

Особенностью эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе.

В своих эмоциональных переживаниях, так же, как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи, с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события.

Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий.

Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.  

1.5.  Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

ФИО ребенка

Диагноз

Дата рождения/ возраст

Социальный статус ребенка:

Характеристика семьи

Социальный статус семьи

Проживает совместно с

Микроклимат семьи

Социальное развитие

При первичном психолого-педагогическом обследовании девочка вступила в контакт с удовольствием; проявила интерес к предложенной игровой деятельности, но не поняла условия заданий. Заинтересовалась игрушками с дополнительными стимулами (заводные, музыкальные), с которыми действовала совместно со взрослым. узнает себя в зеркале, знает свое имя, откликается на него, узнает своих близких. Девочка общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне экспрессивно-мимическими средствами, со сверстниками взаимодействует редко. Использует различные формы общения с людьми: улыбается, смотрит в глаза, при прощании –машет, шлет «воздушные поцелуи». владеет элементарными навыками самообслуживания и опрятности. Поведение достаточно устойчивое, но подвержено колебаниям настроения. Саморегуляция и контроль низкие.

Физическая сфера

Девочка активна, моторно неловка, движения размашисты, некоординированы. Мелкая моторика развита неплохо, умеет работать, захватывая предметы всей кистью. Не достаточно развита зрительно-моторная координация.

Познавательная деятельность

 У девочки   сформирован интерес к игрушкам и предметам, действует с ними, не всегда учитывая их свойства; отмечаются долгие и однообразные манипуляции с одним предметом. Имеет пассивный словарь, показывает картинки из серии овощи, фрукты, животные, некоторые виды мебели, транспорта, игрушек. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, нескольких слов.

Восприятие

Зрительное восприятие развито слабо, пространственное - нарушено. Наглядно - образное восприятие не развито, уровень операции абстрагирования отсутствует. Уровень обобщения не сформирован. Нет целостного восприятия предметного изображения. Отмечается грубая задержка речевого развития. Девочка не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировочно-познавательной деятельности действует хаотично, методом силы. Количественные представления сформированы частично: не выделяет один /много.

       Игровая деятельность как ведущая не сформирована, проявляет интерес   к продуктивным видам деятельности.

       Работоспособность высокая, но зачастую зависит от настроения девочки, внимание неустойчиво, затруднен перевод из кратковременной в долговременную память. 

  1. Планируемые результаты освоения индивидуальной

образовательной программы

Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Варвара Н., данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
  • ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
  • ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств.

  1. Мониторинг развития ребенка с синдромом Дауна

Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.

Уровни сформированности компетентностей:

I группа (10-12) – ребенок действует только с организующей помощью взрослого.

II группа (13-23) – ребенок эмоционально реагирует на игрушки, включается в совместные действия со взрослыми.

III группа (24-33) – ребенок заинтересован в действиях с игрушками и может выполнять самостоятельно некоторые задания.

IV группа (34-40) – у ребенка отмечается интерес к познавательным задачам.

Методические пособия для осуществления психологической диагностики:

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (по пяти областям)

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

Диагностический блок направлен на:

организацию комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка;

определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционный блок направлен на:

формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка;

на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Блок развивающих задач направлен на:

развитие наиболее сохранных функций,

социализацию ребенка,

повышение его самостоятельности и автономии.

«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
  2. Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
  3. Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.
  4. Обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
  5. Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, потребностях, желаниях, интересах.
  6. Формировать уверенность, чувство закрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.
  7. Формировать представления о своем «Я», о своей семье.

Задачи концентра «Я сам»:

  • откликаться на свое имя;
  • узнавать себя в зеркале, на фотографии;
  • показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;
  • самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым.
  • Задачи концентра «Я и другие»:
  • узнавать свою маму среди других людей (если нет матери – взрослого, ее заменяющего);
  • формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться);
  • наблюдать за действиями другого ребенка;
  • эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
  • фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
  • указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.

Задачи концентра «я и окружающий мир»:

  • проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
  • демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
  • фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
  • выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;                        
  • испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
  • эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки.

              В целом все содержание работы в разделе «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптацию к жизни в обществе. На начальном этапе коррекционной работы у ребенка формируется готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности.

Ребенок научится:

  • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
  • положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
  • выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
  • адекватно вести себя в привычных ситуациях;
  • выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

«Познавательное развитие»

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы:

  • сенсорное воспитание;
  • формирование элементарных количественных представлений (один – много);
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие понимания речи;
  • развитие активной подражательной речевой деятельности;
  • развитие мелкой моторики.

 Сенсорное развитие

           На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

            Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

Задачи:

Сенсорное развитие

  • учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;
  • формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых задач;
  • формировать восприятие свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

  • учить ребенка выделять предмет из общего фона;
  • учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;
  • учить складывать из двух, трех частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

  • учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
  • учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
  • учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
  • учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
  • учить воспринимать величину (большой, маленький);
  • учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;
  • знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
  • учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

  • знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
  • вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;
  • учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
  • учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

  • учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца.

«Речевое развитие»

Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка, что и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи осуществляется:

  • в живом общении с ребенком;
  • на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом и др. специалистами.

 Цели:

  • создание предпосылок к развитию речи; расширение объема понимания обращенной речи;
  • формирование доступных средств общения;
  • зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания,
  • общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
  • активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.

 Развитие пассивного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

·        существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

·        глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

·        прилагательные (аналогичная методика).

Понимание связной речи.

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

·        изолированные действия демонстрируются и называются простые бытовые действия;

·        жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

·        демонстрация этого же действия по картинке.

Развитие активного словаря.

·        называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).

·        Работа по вызыванию звуков:

·        Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

          - повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

          - поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

·        побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

·        имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

·        спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

«Физическое развитие»

Физическое развитие    направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных 

движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

Занятия по физическому развитию строятся так, чтобы с их помощью 

решались как общие, так и коррекционные задачи. 

В занятия включаются физические упражнения, направленные на 

развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), также общеразвивающие упражнения, упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого     пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

 

Задачи обучения и воспитания

  • учить выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи);
  • учить ловить и бросать мяч большого и среднего размера;
  • учить метать в цель предмет (мешочек с песком);
  • учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;
  • учить ходить по гимнастической скамейке с сохранением динамического равновесия;
  • учить подлезать под воротами, различными конструкциями и перелезать через них;
  • формировать умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней;
  • учить ходить на носках, с перешагиванием через препятствия, высоко поднимая колени, как цапля;
  • учить передвигаться прыжками вперед.

Основные направления и задачи коррекционно – педагогической работы:

1. Метание.

2. Ходьба.

3. Бег.

4. Прыжки.

5. Ползание, лазанье, перелезание.

6. Общеразвивающие упражнения:

-  упражнения без предметов;

 - упражнения с предметами;

 -  упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

 -  упражнения для развития равновесия.

7. Подвижные игры.

Ребенок научится:

  • выполняет действия и упражнения по показу взрослого;
  • выполняет речевые инструкции взрослого;
  • умеет бросать и ловить мяч большого размера;
  • умеет прыгать на месте и с продвижением;
  • умеет сохранять равновесие при выполнении упражнений на гимнастической скамейке; ·        перелезает через препятствия и   подлезает под них.

 

«Художественно-эстетическое развитие»

Содержание раздела направлено на развитие интереса у ребенка к изобразительной деятельности, к овладению навыками рисования, лепки, аппликации, способности выражать свои чувства в художественном творчестве.

 

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

1.     Овладение элементарными навыками рисования.

2.     Развитие интереса к художественной деятельности

3.     Развитие мелкой моторики.

 

Основными методами и приемами работы на занятиях являются:

  • игровой прием;
  • беседа;
  • показ;
  • работа с наглядным материалом;
  • указания и пояснения;
  • совместное рисование;
  • практическая работа.

 Задачи:

·        обучать элементарным навыкам рисования;

·        развивать и поддерживать у ребенка интерес к рисованию;

·        развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации;

·        развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук;

·        формировать необходимые технические умения в ходе рисования, лепки, аппликации;

·        формировать умение работать вместе с другими детьми.

Оборудование и материалы:

·        цветные карандаши, кисти, краски, восковые мелки, фломастеры;

·        штампы, поролон, ватные палочки;

·        бумага разного формата, размера, цвета, текстуры.

 Ребенок научится:

·        формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности; 

·        развитие элементарных навыков рисования;

·        формирование основных навыков работы с пластическими материалами.

«Музыкальное развитие»

Содержание раздела направлено на развитие у ребенка способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; ритмического слуха

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

1. Слушание музыки.

2. Музыкально-ритмические движения

3.Игра на элементарных музыкальных инструментах.

Основными методами и приемами работы на музыкальных занятиях являются:

·        наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудиофайлов);

·        зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен); 

·        показ взрослым действий, отражающих характер музыки;

·         совместные действия ребенка со взрослым;

·        подражание действиям взрослого.

Задачи обучения и воспитания:

·        воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;

·        учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);

·        учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;

·        поддерживать активность, стимулировать заинтересованность на занятиях.

Оборудование и материалы:

·        музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.);

·        деревянные ложки;

·        аудиофайлы различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);

·        наборы кукол для пальчикового театра;

·        куклы-бибабо.

2.2. Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности

         Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, которая обеспечивается специалистами через различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач.

          Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.

Взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы

Образовательные области

Содержание коррекционной работы

Виды деятельности по осуществлению коррекции

Социально-коммуникативное развитие

 

Элементарные навыки культуры и поведения. Навыки невербальной коммуникации.

Общение и речевое развитие. Социально-бытовые навыки.

Организованные занятия, общение, обучение родителей,

Познавательное развитие

 

 

Знакомство с окружающим миром. Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего.

Специально-организованные занятия, игры

Речевое развитие

 

Речевое развитие, вербальная коммуникация

Специально-организованные занятия, общение, игры

Художественно-эстетическое развитие

Формирование интереса к творческим видам деятельности. Обучение способам действий в различных видах продуктивной деятельности. Знакомство с различными материалами и способами их использования.

Специально-организованные занятия, игры.

Физическое развитие

 

Создание условий, побуждающих к двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков.

Игры, специально-организованные занятия.

 

  1. План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка

Участник сопровождения.

Мероприятия.

Периодичность

Педагог-психолог

 

-психологическая диагностика;

-индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

-консультации для родителей;

- консультации для педагогов

 

 

- 2 раза в год;

- 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.

- по запросу.

Учитель-логопед

 

- диагностика речевого развития;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

 

 

- 2 раза в год;

- 56 занятий, 2 раза в неделю, по15 мин;

- по запросу.

Учитель-дефектолог

  - диагностика;

 - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

 

 - 2 раза в год;

 

- 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин;

- по запросу.

Инструктор по физической культуре:

 

- диагностика;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей.

 

 

 - 2 раза в год;

- 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин;

- по запросу.

Музыкальный руководитель:

 - диагностика;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей.

 

  - 2 раза в год

- 56 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка

         Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.

Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса: индивидуальные консультации, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников.

Также немаловажным является создание информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы

Старшая группа № 5 имеет отдельный вход, спальню, раздевалку. В раздевалке находятся детские шкафчики для одежды, специальные уголки со стендами, информацией о жизни группы.

В группе существует своя наполняемость образовательного пространства в зависимости от возраста и учебно - познавательной деятельности ребёнка, с учётом психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований.

Расположение мебели может меняться в зависимости от того, чем занимаются дети. Предметы для игр хранятся как на открытых полках, так и в шкафах для игр и пособий. Игрушки мелкого размера ребёнок используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Материально-техническая база ДОУ представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для нормального функционирования и развития учреждения в целом. В детском саду создаются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников.

Предметно-пространственная среда, созданная педагогами, служит интересам, особым образовательным потребностям ребёнка, его развитию. Материально-техническая база ДОУ ежегодно пополняется, обновляется. Администрация ДОУ ведет систематическую работу по ее укреплению.

Материально-технические условия реализации программы отвечают следующим требованиям:

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- соответствие правилам пожарной безопасности;

- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

- соответствие требований к развивающей предметно-пространственной среде;

-укомплектованность учебными, методическими пособиями, техническими средствами обучения.

3.2. Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием

Физкультурный уголок

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Оборудование для катания, бросания, ловли. Атрибуты к подвижным и спортивным играм.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Календарь природы. Сезонный материал, стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику, литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы. Материал для проведения элементарных опытов.

Обучающие и дидактические игры по экологии. Инвентарь для трудовой деятельности. Природный и бросовый материал.

Уголок развивающих игр

Расширение познавательного сенсорного опыта ребёнка Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.

Дидактический материал по сенсорному воспитанию, дидактические игры, настольно-печатные игры. Напольный и настольный строительный материал.

Пластмассовые конструкторы, транспортные игрушки.

Игровая зона

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта, социализация и адаптация к социуму.

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и другие.

Уголок безопасности

Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности

Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП. Дорожные знаки

Литература о правилах дорожного движения.

Книжный уголок

Формирование умения самостоятельно работать с книгой.

Детская художественная литература в соответствии с возрастом ребёнка.

Театрализованный уголок

Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях

Различные виды театров (в соответствии с возрастом). Предметы-декорации.

Творческая мастерская

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Бумага разного формата, разной формы, разного тона. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки). Наличие цветной бумаги и картона.

Ножницы с закругленными концами, материал для аппликации. Место для сменных выставок детских работ, совместных работ с родителями. Место для сменных выставок произведений изоискусства. Альбомы - раскраски. Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки. Предметы народно – прикладного искусства.

Музыкальный уголок

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

Детские музыкальные инструменты.

3.3. Режим дня

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать особенности организации образовательного процесса, описание данного раздела должно включает:

Распорядок дня – чередование видов деятельности по количеству времени, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность человека. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка распорядок укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Распорядок дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Так в соответствии с действующим СанПин, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов, в соответствии с медицинскими рекомендациями: продолжительность прогулки 3-4 часа,

приём пищи с интервалом 3-4 часа, дневной сон 2-2,5 часа, самостоятельная деятельность детей 5-6 лет составляет 3- 4  часа.

Режим дня – чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности.

Примерный распорядок дня детей от 5 до 6 лет

Примерный режим дня

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.

В таблице приведены примерные режимы дня для различных возрастных групп. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. При выборе иной длительности пребывания ребенка дошкольная организация самостоятельно составляет режим дня.

В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки. В середине занятий статического характера рекомендуется проводить физкультминутки.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Распорядок дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.

Старшая группа (5-6 лет)

Примерный режим дня в холодный период года

Прием воспитанников, утренняя гимнастика, дежурство.

7.30 - 8.25

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.25 - 8.50

Игры. Самостоятельная деятельность воспитанников.

8.50 - 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00-10.30

Второй завтрак

10.30-10.50

Подготовка к прогулке, прогулка  (игры, наблюдения, труд)

10.50-12.30

Возвращение с прогулки. Игры

12.30-12.40

Подготовка к обеду. Обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну. Сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00 -15.25

Подготовка к полднику. Полдник

15.25-15.40

Игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность детей.

15.40-16.30

Подготовка к прогулке. Прогулка.

16.30 -18.00

Возвращение с прогулки, игры        

18.00-18.20

Подготовка к ужину. Ужин

18.20-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

Примерный режим дня в теплый период года

Прием. Осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00 - 8.35

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.35 – 9.00

Игры, подготовка к занятиям, прогулкам и выход на прогулку.

9.00- 9.15

Непосредственно образовательная деятельность на участке

9.15- 9.40

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры.

9.40-12.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры.

12.10-12.40

Подготовка к обеду. Обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну. Сон.

13.10-15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры.

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник.

15.25-15.45

Игры, подготовка  и выход на прогулку, наблюдения.

15.45-18.00

Возвращение с прогулки.

18.00-18.15

Подготовка к ужину. Ужин

18.15-18.35

Игры. Уход домой

18.35-19.00

Планируется одна образовательная деятельность в день (музыка, физическая культура).

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Прием пищи. Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность принимать пищу в своем темпе.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема — это способствует утомлению.

Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях). Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня. Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации.

Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг, обсуждение прочитанного материала помогает воспитывать в детях социально-нравственные качества. При этом нельзя превращать чтение в занятие.

Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку.

Учебная нагрузка

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:         для детей 6-го года жизни - не более 25 минут.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.

НОД проводится в кабинете учителя-дефектолога, который укомплектован всеми необходимыми методическими, дидактическими, демонстрационным и раздаточным материалами.  НОД имеют гибкое расписание.

В середине каждой коррекционно-развивающей непосредственной образовательной деятельности педагоги проводят физкультминутку, обязательным условием для детей с нарушением зрения является проведение гимнастики для глаз. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.

В июне коррекционно-развивающая НОД не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, развлечениям, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-дефектолог организует индивидуальную деятельность с детьми.

Список литературы

  1. «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» /Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. - М.2003
  2. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» /под ред. Е.А.Стребелевой. -3-е изд.-М.: Просвещение,2007.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». – М., 2005
  4. «Специальная психология» /под. ред. В.И.Лубовского.М.2005.
  5. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова – СПб. 2009 г.
  6. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания»: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005.
  7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.
  8. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2002.
  9. Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» — М., 1985.
  10. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2012.
  11. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2011.
  12. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб: Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные»

Цель: развитие подражательной речевой деятельностиЗадачи:1.     Вызывание звукоподражания;2.     Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;3....

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные» средняя группа

Конспект индивидуального занятия с ребенком с индромом Дауна на тему: «Домашние животные» средняя группа...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих дтей. В данной методической разработке предс...

коррекционная программа для ребенка с синдромом Дауна (ЗПР)

коррекционная программа для ребенка с синдромом Дауна (ЗПР)...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...