Представление опыта работы по использованию логоритмики в коррекции речи
методическая разработка по коррекционной педагогике

Раевская Елена Анатольевна

Создание условий для коррекции речевого развития детей посредством использования логоритмических упражнений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для коррекции речевого развития детей посредством использования логоритмических упражнений Подготовила: Раевская Е.А., у читель–логопед МБДОУ детского сада №14 Управления образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Августовское педагогическое совещание работников города Новочеркасска, Секция педагогов- психологов, учителей – логопедов, воспитателей логопедических групп г. Новочеркасск, 2020 год

Слайд 2

Нормативная база

Слайд 3

Актуальность использования логоритмических упражнений Логоритмика - это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и речь. Логоритмические упражнения позволяют решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Слайд 4

Состав детей Старшие Группы компенсирующей направленности

Слайд 5

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ

Слайд 6

Программно-Методическое обеспечение

Слайд 7

Реализуемые задачи:

Слайд 8

Формы работы

Слайд 9

Использование логоритмических упражнений на логопедических занятиях Форма работы В какой части занятия Логоритмические упражнения Индивидуальные занятия Подготовительная Артикуляционные и мимические упражнения, дыхательная гимнастика. Основная Пальчиковые игры и сказки, ритмические игры, физкультминутки Заключительная Чистоговорки , речевые игры. Подгрупповые занятия Подготовительная Упражнения на развитие внимания и памяти, коммуникативные игры . Основная Пальчиковые игры и сказки, ритмические игры, физкультминутки, ч истоговорки , речевые игры. Заключительная Дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения.

Слайд 12

Артикуляционные и мимические упражнения

Слайд 13

дыхательная гимнастика

Слайд 14

фонопедические и оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла

Слайд 15

упражнения на развитие внимания и памяти

Слайд 16

чистоговорки

Слайд 17

речевые игры

Слайд 18

Ритмические игры

Слайд 19

пение песен и вокализов

Слайд 20

пальчиковые игры и сказки Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику , речь.

Слайд 21

элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

Слайд 22

театральные этюды

Слайд 23

коммуникативные игры

Слайд 24

подвижные игры

Слайд 25

хороводы

Слайд 26

физкультминутки

Слайд 27

Результаты



Предварительный просмотр:

Управления образования Администрации города Новочеркасска

Методический кабинет

Августовское педагогическое совещание работников города Новочеркасска,
Секция педагогов – психологов, учителей – логопедов, воспитателей логопедических групп

Создание условий для коррекции речевого развития детей посредством использования логоритмических упражнений

Подготовила: Раевская Е.А.,

учитель–логопед

МБДОУ детского сада №14

г. Новочеркасск

2020 год

Добрый день. Я учитель – логопед детского сада №14, представляю выступление из опыта работы по теме: «Создание условий для коррекции речевого развития детей посредством использования логоритмических упражнений».

Слайд 1 Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Статья 79, п.2 – «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
  • ФГОС ДО учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-развивающее направление включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учётом особенностей развития.  
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР  МБДОУ детского сада № 14 от 01.09.2016 Приказ №73.
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МБДОУ детского сада № 14 от 18.04.2019 Приказ№56.
  • Рабочая программа кружка «Лопотушки» от 29.08.2019 Приказ№ 90
  • Проект «Весёлые говорушки и топотушки» от 29.08.2019 Приказ № 90

Слайд 2   Актуальность использования логоритмических упражнений  

Логоритмика - это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и речь. Логоритмические упражнения позволяют решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

  • Наличие коррекционных групп в ДОУ.
  • Реализация рекомендаций МПМП
  • Запрос родителей.

На основании нормативной документации, адаптированных программ детского сада, рекомендаций МПМПК и запросов от родителей, в ДОУ разработали рабочую программу кружка «Лопотушки» и проект «Весёлые говорушки и топотушки». В основу легли методические разработки Картушиной.

Слайд 4 Состав детей старшие группы компенсирующей направленности

В нашем детском саду в двух старших группах компенсирующей направленности 26 детей, из них:

10 человек с тяжёлыми нарушениями речи;

8 человек с задержкой психического развития;

И 8 человек с фонетико–фонематическим недоразвитием речи.

С детьми работают воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Слайд 5. Предметно развивающая среда

В ДОУ были созданы условия для реализации проектной и кружковой деятельности по развитию речи посредствам использования логоритмики в музыкальном зале, логопедическом кабинете и групповых помещениях.

  • Логопедический кабинет
  • Интерактивный комплекс «Стол учителя-логопеда»
  • Интерактивная панель.
  • Детские музыкальные инструменты (трещотка, бубенцы, ложки и пр.)
  • «Шумелки» и «Свистелки», прочий подручный материал.
  • Музыкальный зал
  • «Мультимедийный кабинет»
  • Синтезатор.
  • Акустическая автономная система.
  • Пианино.
  • Наборы музыкальных и шумовых инструментов.
  • Групповые помещение
  • Детские музыкальные инструменты
  • «Шумелки», «Свистелки», «Стучалки» и прочее

Слайд 6 Программно-методическое обеспечение

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР  МБДОУ детского сада № 14 от 01.09.2016 Приказ №73

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МБДОУ детского сада № 14 от 18.04.2019 Приказ№56

Рабочая программа кружка «Лопотушки» от 29.08.2019 Приказ №90

Проект «Весёлые говорушки и топотушки» от Приказ № 90

Картотека «Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста».

Методические пособия: Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004г. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 272 с. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006 Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие.

Слайд 7.  Реализуемые задачи:

  • Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • Расширение лексического запаса;
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Слайд 8. Формы работы

Для реализации поставленных задач, использую следующие формы работы:

Индивидуальные -2 раза в неделю по 20 мин.

Подгрупповые (Подготовка обучению грамоте, формирование и развитие связной речи и лексико-грамматических категорий) по 1 разу в неделю по 25 мин.

Кружковые – 1 раз в неделю по 25мин.

Слайд 9.

Форма работы

В какой части занятия

Логоритмические упражнения

Индивидуальные занятия

Подготовительная

Артикуляционные  и мимические упражнения, дыхательная гимнастика.

Основная

Пальчиковые игры и сказки, ритмические игры, физкультминутки

Заключительная

Чистоговорки, речевые игры.

Подгрупповые занятия

Подготовительная

Упражнения на развитие внимания и памяти, коммуникативные игры.

Основная

Пальчиковые игры и сказки, ритмические игры, физкультминутки, чистоговорки, речевые игры.

Заключительная

Дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения.

Вариативность использования логоритмических упражнений, позволяет сделать индивидуальные и подгрупповые занятия более интересными и разнообразными.

Слайд 10

Не всем воспитанникам одинаково даётся усвоение образовательных программ ДОУ, из 26 воспитанников, в кружок было зачислено 16 детей. Которые нуждались в создании особых условий. Кроме рекомендаций МПМПК, учитывалось и желание родителей.

Слайд 11. Структура занятия кружка.

Как говорилось ранее, за основу была взята структура занятий по Картушиной. Так как её тематическое планирование хорошо сочетается с лексическими темами в адаптированных образовательных программах.

Подготовительная часть
Цель: Подготовка организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам.
Содержание: вводная ходьба и ориентирование в пространстве

Основная часть
Цель: коррекция и профилактика речевого развития ребёнка.
Содержание: Артикуляционные  и мимические упражнения, дыхательная гимнастика, фонопедические и оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла, упражнения на развитие внимания и памяти, чистоговорки, речевые игры, ритмические игры, пение песен и вокализов, пальчиковые игры и сказки, элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, коммуникативные игры, подвижные игры, хороводы, физкультминутки.  

Заключительная часть
Цель: восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Содержание: спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

Предлагаю немного подробнее разобрать логоритмические упражнения, составляющие основную часть кружкового занятия

Слайд 12. Артикуляционные  и мимические упражнения

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

        Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны

        Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой

        Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны

        Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед

        Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх

        Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Слайд 13. Дыхательная гимнастика

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

        «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

        «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)
И.п.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

        Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)
И.п.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

Слайд 14. Фонопедические и оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла

Цель упражнений — активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

        Упражнение «Резиновая игрушка» 
Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто. Согласные произносятся на выдохе легко и тихо. Она сказала: -Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: — С-с-с-с! 3атем сказала: -Х-х-х-х! Потом устало: — Ф-ф-ф-ф! Потом так странно: — К-к-к-к! И так обычно: — Т-т-т-т! Потом легонько: — П-п-п-п! И очень твердо: — Б-б-б-б! Жужжала тихо: -Ж-ж-ж-ж! И вовсе сдулась.

        Упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки, мы погреем их немножко… Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом — «А-а-а». Далее чередуют: на правую — бесшумно, на левую — с голосом, потом наоборот.

        Упражнение «Посчитаем»
 Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. Например: 1 — шепотом, 2 -тихо, 3 -громче, 4 — еще громче и т. Д.        

Слайд 15. Упражнения на развитие внимания и памяти

Цель: развитие зрительной, слуховой, моторной памяти, активизация внимания и быстрой переключаемости.  

        «Послушай и повтори»
Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

        «Тройка»
Детям предлагаются ряды из трех слов, которые взрослый произносит ребенку. После этого взрослый  называет лишь первое слово в каждом ряду, а ребенок должен произнести два остальных:
* ПРЯЖА - НИТКА -СВИТЕР;
* СИРЕНЬ - ВАЗА -ЦВЕТЫ;
* РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ –ПОЕЗД.

        «Кто за кем?»
Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются. Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.

        «Карлики и великаны»
Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. и так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.

Слайд 16. Чистоговорки

Цель: автоматизация звуков, отработка чёткого, ритмичного произношения фонем и слогов.

        На-на-на – на небе луна.

        На-на-на – на небе луна.

        Ду-ду-ду – я козу веду.

        Би-би-би – топором руби.

        Па-па-па – на пол сыплется крупа.

        Вы-вы – прячьтесь мыши от совы.

        Па-па-па – на пол сыплется крупа.

        Ты-ты-ты – зеленые кусты.

        Ка-ка-ка – наша речка широка

        Жа-жа-жа – жили-были два ежа

Слайд 17. Речевые игры

Цель: расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха и слухового внимания.

        Массаж спины - “Дождик” муз. Е.Попляновой

        Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.

        1. Дождик бегает по крыше,

        Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.

        Бом, бом, бом! По веселой звонкой крыше,

        Постукивают пальчиками. Бом, бом, бом!

        2. Дома, дома посидите,

        Поколачивают кулачками. Бом, бом, бом!

        Никуда не выходите,

        Растирают ребрами ладоней. Бом, бом, бом!

        3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами

        В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.

        А уйду – тогда гуляйте, Поглаживают ладонями сверху вниз.

        Бом, бом, бом!

        Игра 

        Козлики, какие вы? - Рогатые, рогатые. Приставить «рожки» к голове

        Котики, какие вы? - Мохнатые, мохнатые. Погладить свои руки

        Зайчики, какие вы? - Ушастые, ушастые! Приставить раскрытые ладони к голове

        Волчата, какие вы? - Зубастые, зубастые! Соединить кисти, постучать кончиками пальцев

        Ёжики, а ёжики, какие вы? - Колючие, колючие! Ладони в замочек, поднимать и опускать пальцы

        Мячики, какие вы? - Прыгучие, прыгучие! Тарелочки или Прыжки на месте

        Девочки, какие вы? - Красивые, красивые! Пружинки с поворотом или наклоны головы в стороны

        А дети какие? - Любимые, любимые! Развести руки в стороны и обнять себя

        Мальчики, , какие вы? - Сильные, мы сильные! Развести руки в стороны на уровне плеч и согнуть их

Слайд 18. Ритмические игры

Цель: ритмизация движений от самых простых до самых сложных – артикуляционных. Развитие координации движений и формирование умения менять темп и ритм движения

        Хлопай — топай»

        Выбирается музыкальное произведение с четкой ритмической пульсацией (в размере четыре четверти).

        Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.

        
«Калинка-малинка»

        Дети сидят «по-турецки» лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе пропевается текст знакомой песни: «Калинка, малинка, малинка моя». Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу справа и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке «путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим «хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста.

        Музыка
Играют 5 и более человек. Ход игры. Участники становятся в шеренгу. Водящий называет слова. Если они означают музыкальные термины, названия музыкальных инструментов, игроки хлопают в ладоши. Игрок, который хлопнет не во время или не хлопнет, когда нужно, делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте

        Игра «Мишка»  
Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим. Воспитатель: Шлепал мишка по дорожке: Шлеп-шлеп-шлеп! И захлопал он в ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп! А потом, а потом, Побежал скорей бегом: Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом! Он по кочкам Топ-топ-топ! Добежал до дому — Стоп! (Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Слайд 19. Пение песен и вокализов

Цель:

развивает память, внимание, мышление,

эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух;

укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Слайд 20. Пальчиковые игры и сказки

Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

Есть игрушки у меня:          
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход,  
Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан.
Сколько вместе?  Как узнать? Помогите сосчитать!

        Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

        Загибают пальчики на обеих руках.

        Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

Раз, два, три, четыре, пять      Будем листья собирать        
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,  
Листья осины,  
Листики дуба соберём,           Маме осенний букет отнесём.

        Загибают пальчики, начиная с большого.

        Сжимают и разжимают кулачки.

        Загибают пальчики, начиная с большого.

        «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Слайд 21. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

Цель: развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

        Игра на народных инструментах

        Игра на «Шумелках» и др. нетрадиционных инструментах

        Игра на подручных материалах (карандаши, бумага и пр.)

Слайд 22. Театральные этюды

Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

        Этюд «Утешение»
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.)

        Этюд «Фокус«
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака

        Этюд «Соленый чай»
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

        Этюд «Один дома»
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Слайд 23. Коммуникативные игры

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты и открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

        «Нос к носу»
Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

        Слепец и поводырь»
Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?»

        «Вежливые слова»
Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно)

Слайд 24.  Подвижные игры

Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях

        «Угадай кого поймали»
Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес

        «Карусель»
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!»

        «Свободное место»
Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается

Слайд 25. Хороводы

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

        «Затейники»
Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами: «Ровным кругом. Друг за другом. Мы идем за шагом шаг. Стой на месте Дружно вместе. Сделаем вот так» Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

        «Карусель» Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег. «Еле - еле, еле - еле, Закружились карусели, А потом кругом, кругом Все бегом, бегом, бегом. Тише - тише, не спешите! Карусель остановите! Раз - два, раз – два Вот и кончилась игра!» Затем сменить направление и продолжить игру.

        «Заря – зарница» Красная девица. По полю ходила, Ключи обронила Ключи золотые Ленты голубые Раз - два, не воронь, А беги как огонь». С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим. 

Слайд 26. Физкультминутки

Цель: предупреждения утомления на занятиях, связанных с однообразной деятельностью.

        «Три медведя» Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)   Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)    Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

        А сынок — малютка просто. (Присесть.)

        Очень маленький он был, (Присев, качаться  по-медвежьи.)

        С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)  Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

        «Зайка» Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. (Движения по тексту стихотворения.)

        «Ракета» А сейчас мы с вами, дети,  Улетаем на ракете.  На носки поднимись, А потом руки вниз..  Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь!  (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

        «Бабочка».  Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Слайд 27. Результаты

В ходе работы, нами были достигнуты следующие результаты:

Разработаны конспекты занятий по логопедической ритмике, составлена картотека «Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста».

Пополнена ППРС (барабаны, бубны, ложки и т.д.)

Проведено 22 занятия по лексическим темам с использованием ИКТ, в соответствии с перспективным планом рабочей программы.

Диагностическое обследование выявило положительную динамику речевого развития детей-логопатов (на конец года 100% детей имеют средний уровень речевого развития).

Дети включают в самостоятельную деятельность логоритмические упражнения.

Разработаны и проведены консультации для родителей и педагогов о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей и о возможностях использования логоритмических упражнений.

Опыт работы логоритмического кружка был представлен на городской ТН открытым занятием «Магазин игрушек», в ноябре 2019года.

Слайд 28. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Презентация опыта работы по использованию методики "Логопедическое обследование речи детей" В.М.Акименко

Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов,психологов, дефекктологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией...

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в гр...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...