Статья "Педагогическая запущенность".
статья по коррекционной педагогике

Борисова Анна Николаевна

Статья "Педагогическая запущенность" о девиантном поведении у детей, актуальность, причины, виды коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисова Анна Николаевна, воспитатель

Педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – это очень актуальная проблема современного общества. Чаще эта проблема встречается у детей школьного возраста, но начинает закладываться ещё в дошкольном возрасте.

Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.

Психика детей с проблемой педагогической запущенности поддается коррекции. Если вовремя выявить предрасположенность к педагогической запущенности, ребенка будет не сложно адаптировать к общепринятым нормам этического поведения.

Социально педагогическая запущенность выражается агрессивным отношением к окружающим ребенка людям, не желанием придерживаться правил поведения в обществе, протест против обучения в школе или детском саду.

На сегодняшний день - это одна из самых распространённых девиаций развития детей и подростков.

 Девиантное поведение, обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Оно тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков и формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность. Ребёнок не может стать «таким как все» в силу своих индивидуально-личностных особенностей, но и все попытки как-то проявить себя оказываются социально не одобряемыми, так как у запущенного ребёнка наблюдается неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии.

Проблема педагогической запущенности изучалась многими исследователями: М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими. Но в научно-педагогической литературе на настоящий момент нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».

Несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности – это недостатки воспитательно-образовательной работы, которые и обуславливают педагогическую запущенность. Педагогическая запущенность обычно проявляется в труднообучаемости, трудновоспитуемости. Такие дети считаются «трудными», у них не выражена индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У школьников младших классов наблюдается неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, низкая учебно-познавательная нагрузка.

И именно в общеобразовательной школе происходит основная работа с педагогически запущенными детьми и подростками, так как школа является не только образовательным, но и воспитательным учреждением. Воспитание в школе осуществляется как на уроках, так и во внеурочном учебно-воспитательном процессе, школа выступает институтом социализации. Очень часто дети не могут получить квалифицированной помощи в связи с тем, что педагогическая запущенность трудно распознается. Её не учитываются ни в учебном процессе, ни в воспитательной работе. Такие дети зачастую покидают школу, и в дальнейшем становятся асоциальными личностями, жертвами преступлений или преступниками.

Педагогическая запущенность как проблема.

Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Однако, по мнению Зюбина Л.М., между ними существуют различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным".

Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.

Педагогический словарь, под редакцией Кирова И.А. это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. А также отмечаются основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность.

Гиль С.С. дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами.

Понятие «педагогическая запущенность» можно встретить в работах Медведева Г. П. и Давыдова В. В. Помимо понятия «педагогическая запущенность», в научной литературе есть такие понятия, как «трудный подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), "дети с отклонением в нравственном развитии" (В.М. Обухов), «учащийся с проблемами» в работах зарубежных исследователей, «социально-педагогически запущенный» (А.С. Белкин) и др.

Все эти понятия, конечно, синонимичны, так как имеют общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода.

Таким образом, педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Исследователь Э.С.Заседателева выделила три компонента педагогической запущенности:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценен, искажен, противоречив.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности.

Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определённые индивидуальные качества.

Обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность - возрастные особенности, которые наслаиваются на ранее перечисленные отставания.

  1. Отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

В связи с выделением этих компонентов, следует дать определения:

Поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой

Отношение - это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств.

Развитие личности - это процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Познавательные процессы – это динамические явления психики, направленные на познание мира (и себя). Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память.

Так как обычно педагогическая запущенность закладывается еще в раннем детстве или в дошкольном возрасте, и если вовремя не принять никаких мер по ее преодолению, то педагогическая запущенность прогрессирует и переходит в более серьезную стадию, на которой происходит закрепление негативных качеств.

В науке рассматривается несколько видов педагогической запущенности:

  1. Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий и безнравственным поведением.
  2. Интеллектуально-педагогическая. Инфантильность в отношении учебы и нежелание всесторонне развиваться.
  3. Нравственно-эстетическая. Искаженное чувство «прекрасного» и «безобразного».
  4. Медико-педагогическая. Физические отклонения в последствие не соблюдения элементарных правил гигиены.
  5. Нравственно-трудовая. Отрицание необходимости трудиться как физически, так и умственно.

           Эти виды педагогической запущенности встречаются на практике, как в отдельных проявлениях, так и совместно. Могут проявляться в большей или меньшей степени. Устранение проявлений асоциальности возможно только при объединении усилий педагога и семьи.

Конечно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат взрослые установить практически невозможно, но изучая проблему педагогической запущенности можно выявить целый ряд факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:

  • Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;
  • Постоянная критика со стороны взрослых людей, имеющих авторитет для ребёнка или подростка;
  • Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
  • Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
  • Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
  • Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
  • Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
  • Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес ребёнка.

Овчарова Р.В. даёт следующее определение: социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок. А также она выделяет внешние и внутренние причины социально-педагогической запущенности:

  • Внешними причинами в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
  • Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

Ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков, ведёт к так называемому “скрытому социальному сиротству”, проблематика которого в последнее время стоит очень остро.

Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет. Любой педагог и психолог понимает, что семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

В исследованиях Л.М. Шипицыной и др. отмечается, что острый социальный кризис в нашей стране не мог не отразиться не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи. Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:

  • резкое социально-экономическое расслоение общества;
  • постоянный дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • рост скрытой и явной безработицы;
  • нарастание вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
  • ограничение в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий.

Причины, вызывающие неблагополучие семьи весьма разнообразные, но все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин семейного неблагополучия, воздействующих на ребенка:

  1. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  3. причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

А также ослабление или даже разрыв семейных связей между родителями и детьми вызывают такие причины как:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство, наркомания родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.

Как правило, в трудной ситуации многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” образовательных учреждений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Кроме неуспеваемости по предметам учебной программы и сопротивлению педагогическому воздействию, у социально запущенных детей не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов, они профессионально не ориентированы. И так как у таких детей наблюдается глубокое отчуждение от семьи и школы, асоциальные, криминогенные подростковые группы оказывают на них своё губительное влияние, ведущее к деформации норм и ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Как уже отмечалось выше, огромную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья, так как семья обладает мощным адаптационным потенциалом.

Социальная адаптация - постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса.

Очень важно вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции педагогической запущенности. Необходимо создать ребёнку комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощрять его желание познавать что-то новое, в том числе полезным окажется посещение различных кружков, спортивных секций.

Можно сделать вывод, что проблема педагогической запущенности вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Взрослые должны контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышать лишний раз на него голос, из-за какого-либо проступка, а попробовать спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.

При работе с педагогически запущенными школьниками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Эти особенности можно выявить только при индивидуальном подходе к данному ребенку. В этой работе необходимо ориентироваться на следующие принципы:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся в системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.

2. Объективность.

3. Динамичность изучения личности.

4. Диалектность изучения, то есть изучение его в развитии, в различных связях и отношениях.

5. Принцип педагогического оптимизма. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия.

6. Профессионализм изучения, то есть глубокое знание психологии человека, психологии подростка и умение правильно принимать его.

7. Изучение его целеустремленности.

Эти принципы помогают создать доверительные отношения, необходимые для любой коррекционной работы, иначе она будет неэффективна.

Заключение.

Для профилактики педагогической запущенности необходимо:

  • пропаганда семейного воспитания
  • должна проводиться работа по установлению связи с семьей, налаживанию семейных взаимоотношений и возвращению детей в семью
  • диагностическая работа с целью раннего выявления семей «группы риска» и проведения работы на начальной этапе.

Таким образом, преодоление педагогической запущенности детей возможно при учете индивидуальных особенностей детей, налаживании с ними и их семьей доверительных отношений, контроля и помощи в учебной деятельности, формировании профессиональных планов и жизненных установок.

Библиография.

  1. Васильева Т.П. Баранова Н.Б. Берьесон Б. Нет "необучаемых детей": Книга о раннем вмешательстве / под ред. Кожевниковой Е.В., Клочковой Е.В. – Каро, 2007.
  2. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 2005.
  3. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / под ред. Холодюк А.Г. – Кишинев, 2005.
  4. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. – Омск, 1999.
  5. Назарова Н.М. Аксенова Л.И. Андреева Л.В. Специальная педагогика: В 3 тт: Т. 3: Педагогические системы специального образования: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.
  6. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей – Архангельск, 2006
  7. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности. – М., Академия, 192 стр., 2008 .
  8. Российская педагогическая энциклопедия. – т.2 / под ред. Давыдова В.В. – М,1993.
  9. Самыгин С.И. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – М., Феникс, 2009.
  10. Смирнов В.И. Общая педагогика. Учебное пособие. – Логос, 2009.
  11. Социальная педагогика. Курс лекций. /Под ред. Галагузовой М.А. – М, 2007.
  12. Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции http://festival.1september.ru/articles/312450/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

План работы с социально-запущенной семьёй

Годовой план работы с социально-запущенной семьёй (родителями и ребёнком)...

Педагогически запущенные дети в детском саду.

В настоящее время в каждой группе детского сада, есть дети, которых называют трудными или педагогически запущенными. В чём причина появдения трудновоспитуемых и каку работу педагогам и психологам след...

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Выступление на Окружном семинаре 2011 г: "Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения".

Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения. ...

Работа с педагогически запущенными детьми

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда вы...

Непослушание-запущенность или сигнал тревоги?

Часто задаваемый вопрос родителей: "Почему ребёнок не слушается?" Эта статья поможет расширить круг ответов на этот насущный вопрос....