Непослушание-запущенность или сигнал тревоги?
статья ( группа) на тему

Гент Ирина Леонидовна

Часто задаваемый вопрос родителей: "Почему ребёнок не слушается?" Эта статья поможет расширить круг ответов на этот насущный вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposlushanie.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Непослушание- запущенность или сигнал тревоги.

Почему ребенок не слушает и делает все наоборот? Существуют причины, которые мешают взаимопониманию родителей и детей. Рассмотрим наиболее популярные причины непослушания:

1. Взрослые могут просчитывать на несколько ходов вперед, и поэтому знают, после каких действий ребенок может, например, получить синяк или ссадину. И заметив возможную опасность, мама повышает голос, ругает или наказывает кроху за то, что он еще не сделал. Малыш в голосе мамы слышит осуждение, но не понимает, почему его наказывают без причины. Из-за этого возникает обида, и ребенок не желает слушаться. А родителям вместо того, чтобы ругать кроху за еще несовершенное действие, нужно объяснить, по какой причине вы недовольны, и дать хороший совет.

2. Детки, которые еще не умеют говорить, часто не могут выразить свои желания, мысли и недовольство. Поэтому на запреты реагируют бурно, то есть размахивают ручками и бьют кулачками маму или папу, а могут даже и укусить. Так, ребенок, который еще не умеет говорить, демонстрирует свое отрицание запрета. Не нужно ругать карапуза из-за его реакции. Лучше изобразите удивление, а потом начните жалеть себя и говорить, что он сделал вам больно.

 3. Чувство вины — это рычаг, которым нередко пользуются взрослые, чтобы заставить детей делать так, как родители того желают. Например, фразы: «Мама очень переживает, потому что ты не убрался в своей комнате», «Папа слишком рассердился, если бы увидел, как ты себя ведешь» только расстроят вашего ребенка. Ребята в любом возрасте болезненно относятся к критике, поэтому так воспитывать ребенка неэффективно и опасно для психики малыша. Постоянное ощущение вины вызывает у малыша чувство ответственности за эмоции и переживания других людей. А это, в свою очередь, может стать причиной неврозов, участившихся у современных детей.

 4. Иногда запреты звучат столь не убедительно, что родители и сами не верят в них. И ребенку не понятна суть запрета. Например, когда мама говорит: «Содержи комнату в чистоте всегда», то такая фраза лишена логики. Наиболее правильно будет сказать: «Перед тем, как ложиться спать убери свои игрушки 

5. Никто не любит выполнять чьи-то команды. Может быть, один раз поиграть в «армию» будет весело, но каждый день практиковать приказной тон нельзя. Каждый раз, когда появляется возможность предоставить крохе право выбора, давайте ему такой шанс. Принятие самостоятельных решений очень важно для развития ребенка.

 6. Посмотрите на проблему непослушания, с другой стороны. У вашего малыша есть характер, ведь настойчивость и упорство — это достойные качества, если их развивать в правильном направлении. Не стоит сравнивать вашего малыша с другими ребятами. Если он не просматривает книги и не рисует спокойно рисунки в альбоме, как другие детки, — это не означает, что он непослушный. Просто каждый ребенок уникален и ему нужна свобода выбора. А родителям не нужно руководствоваться общепринятыми правилами и условностями. Позвольте ребенку реализовать свой потенциал. Возможно, тогда кроха услышит и поймет вас быстрее. 

Практика консультирования показывает, что столь многообразные жалобы нередко (хотя, конечно, далеко не всегда) имеют в основе одну общую причину: незнание или сознательное игнорирование родителями возрастных норм и необходимых условий развития. (Заметим, что подобные жалобы особенно часто высказываются родителями, имеющими единственного ребенка.) Широко распространенная установка на «всегда послушного» («удобного») ребенка или стремление добиваться опережающего хода развития и превосходства своего ребенка над другими - при всем различии эти родительские позиции на практике приводят к общему следствию - завышению требований к детям. Конкретные примеры попыток искусственного форсирования развития, перегрузок и сверхтребований к дошкольникам весьма многочисленны: от настойчивого обучения трех-четырехлетних детей чтению до интенсивных занятий шестилетнего ребенка одновременно музыкой, иностранным языком.

       Таким образом, на фоне высокой тревожности и неверных родительских установок, а также незнания специфики дошкольного возраста ряд типичных жалоб родителей возникает, по сути дела, в связи с вполне нормальными («законными») возрастными особенностями психического развития детей. Например, современные дети очень часто страдают от дефицита совместной деятельности и общения с родителями, особенно таких форм общения, как внеситуативно-познавательное и личностное. Данная ситуация провоцирует у дошкольников разные проявления бессознательного протеста, в том числе негативизм, непослушание, капризность, которые, однако, обычно интерпретируются родителями как проявления «дурного характера».

 В то же время анализ многих случаев показывает, что большое число неадекватных требований, предъявляемых к детям, редко объясняется только неосведомленностью родителей относительно возрастных норм развития: гораздо чаще они бывают связаны с различными личностными проблемами самих родителей. В большинстве случаев такая ситуация свидетельствует по меньшей мере о недостаточно чутком отношении родителей к ребенку, об их низкой чувствительности к его потребностям и реальным возможностям, а подчас даже об эмоциональном неприятии его. Неадекватные жалобы на своих детей характерны, например, для родителей, не удовлетворенных собой и проецирующих нереализованность собственных желаний на детей или склонных к авторитарности, эгоцентризму, лишенных гибкости поведения. В этом же ряду следует упомянуть и некоторых отцов, и матерей, недостаточно зрелых для роли родителей, тяготящихся заботой о ребенке, загруженных своими собственными делами и проблемами. В таких случаях жалобы родителей указывают не только на неблагополучие собственно детско-родительских отношений, но и обстановки в семье в целом, что требует терапии семейных отношений и (или) проработки родителями собственных проблем .Также способствуют дисгармоничности отношений между родителями и детьми выраженные различия их темпераментов или характерологического склада, если данные расхождения не осознаются и не учитываются в должной степени родителями.

Своевременный и строго индивидуальный психологический анализ системы взаимоотношений в каждом из таких случаев является, по-видимому, единственным путем оказания эффективной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД "Три сигнала светофора"

План – конспект по правилам дорожного движения по теме:«Три сигнала светофора»...

"Три сигнала светофора"

Занятие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения,  для детей среднего возраста....

Три сигнала светофора

Данный материал поможет при ознакомлении детей с правилами дорожного движения...

Рассказ воспитателя на тему "Красная книга-сигнал опасности".

Познакомить детей с Красной книгой и охраняемыми растениями....

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ПДД С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Безопасность» и «Коммуникация». Тема: «ТРИ СИГНАЛА СВЕТОФОРА».

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ПДД С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Безопасность» и «Коммуникация».Тема: «ТРИ ...

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения "Три сигнала сфетофора". Планирование на все возрастные группы

НеделиГруппыЗанятия, беседы,экскурсииДругие виды деятельностиРабота с родителямиПримечание 1...

Сценарий досуга в средней группе «Три сигнала светофора»

Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.Задачи:-Закрепить представление о назначении светофора, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал св...