Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Абалян Аида Владимировна

Календарно-тематический план занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Индивидуальная  коррекционно-развивающая программа с

детьми с ограниченными возможностями здоровья (НОДА)

на 2020 – 2021 учебный год  

для детей 6 – 7 лет

Составил: педагог – психолог

Абалян Аида Владимировна

                         с. Звериноголовское 2020 г.

Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья.

Направление коррекционной работы:

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, продуктивного взаимодействия со взрослыми, формирование развитие психомоторных навыков, развитии и коррекции двигательных навыков. Коррекция эмоциональной сферы и развитие доступных игровых действий.

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

У детей с НОДА часто наблюдается отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Цель данной программы: помощь детям с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, оказание помощи в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Содержание программы. Программа  направлена на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

На коррекцию и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти, мелкой моторики рук. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 25  минут (в начале учебного года) до 30 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 26

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения  стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.                                       4. Развитие коммуникативных навыков.

Календарно-тематический план занятий.

Дата

проведения

Содержание

Цель

Метод.

обеспечение

1 неделя Октября

Занятие 1.  

1. Пальчиковая гимнастика

2. Упражнения

«Что  с начало? Что потом?»

3.Кинезиологичесое упр. «Колечко»

4. Упражнение  «Раскрась по образцу»

1. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

2. Выявления умения работать по правилу и по образцу.

1. Серия картинок с изображением простых бытовых сюжетов.

2. Два одинаковых контурных рисунка.

2 неделя

Октября

Занятие 2.

1. Массаж кистей и пальцев рук.  Действия в соответствии с текстом.

2. Д/И «Найди лишний предмет и назови одним словом»

3. Кинез. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

1. Закрепить умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать мышление, зрительное внимание.

2. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

1. Серия картинок с изображением предметов  и сравнить эти предметы между собой. Объяснить свой выбор, назвав отличия.

3 неделя Октября

Занятие 3.

1. Массаж кистей и пальцев рук.  Действия в соответствии с текстом.

2.Упражнение с геометрическими фигурами «Угадай, что это?»

3. Физ.минутка «Ветер»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи  и действиях взрослого.

1.Наборы плоскостных геометрических фигур — круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева, пластмассы, картона.

4 неделя Октября

Занятие 4.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Упражнение «Назови противоположности»

3. Игры с суджок мячом.

4. Упражнение «Раскрась противоположности»

1Учить находить отличия объектов с разными признаками, подбирать к заданной картинке карточку с противоположным значением признака.

1. Серия картинок с изображением предметов

1 неделя

Ноября

Занятие 5.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение « Пуговицы»

1. Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

2. Развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

Большой набор разных пуговиц.

2 неделя

Ноября      

Занятие 6

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И - «Что кому»

3. Упражнение «Цветные клубочки»

1. Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

2.Формирование манипулятивной функций рук и согласованных движений пальцев рук.

 

Предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Клубок ниток.

3 неделя

Ноября

Занятие 7.    

 1.Пальчиковая игра «Кулак-ребро-ладонь»

 2.Д/И -  «Так бывает или нет?»

3. Упражнение « Пуговицы»

1. Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях.                                  2. Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Работа с подгруппой (3 – 4 человека)

Набор цветных пуговиц.

4 неделя

Ноября

Занятие 8.

1. Пальчиковая игра «Кулак-ребро-ладонь»

2.Д/И - «Назови  одним словом»

3. Упражнение «Матрешки»

1. Упражнять детей в классификации предметов.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами.

Серия картинок с предметами.

Пяти составная матрешка.

1 неделя

Декабря

Занятие 9.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И - «Где живет?»

3. Упражнение с крупой в бассейне

1. Закреплять знания детей о среде обитания животных.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

Дидактическое лото «Животные»;

Сухой бассейн с крупой, маленькие игрушки из киндер сюрпризов.

2 неделя

Декабря

Занятие 10.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Игры с кинетическим песком «Клад»

1. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

2. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Поднос с кинетическим песком любого цвета, маленькие игрушки из киндер сюрпризов.

3 неделя

Декабря

Занятие 11.

1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия в соответствии с текстом.

2. Д/И - "Хорошо-плохо"

1. Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Серия сюжетных картинок по безопасному поведению детей в быту.

4 неделя

Декабря

Занятие 12.

1. Пальчиковая игра «Кулак-ребро-ладонь»

2.Упражнение с мерной полоской.

1. Учить детей использовать промежуточное средство — мерку — при определении высоты предметов.

2. Воспитание самостоятельности.

4. Развитие навыков самоанализа

Набор из пяти полосок (оранжевого цвета), длина полос (мерок) постепенно уменьшается от 25 до 5 см, пять елочек, высота также постепенно уменьшается.

2 неделя

Января

Занятие 12.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение в наматывании нитки на клубок «Цветные клубочки»

3. Игры с кинетическим песком «Клад»

1.Формирование манипулятивной функции рук и согласованных движений пальцев рук.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе словесных указаний взрослого.

3. Воспитание самостоятельности

Корзинка с клубками ниток разных цветов, игрушка кота, сюжетная картинка с изображением бабушки и котенка, играющего с клубком.

3 неделя

Января

Занятие 14.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. «Аппликация из семян»

1. Учить выполнять относительно точные движения кончиками пальцев: вдавливание, прикладывание.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе действия с предметами.

3. Воспитывать чувство прекрасного.

Небольшая баночка, покрытая пластилином, семена фасоли, гороха, тыквы.

4 неделя

Января

Занятие 15.

1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия выполняются по тексту

2.Упражнения с мягкими пазлами (геометрические фигуры, цифры).

1. Закрепление понятий о геометрических фигурах, цифрах.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических  действий с предметами.

3. Развитие навыков самоанализа

Мягкие пазлы.

1 неделя

Февраля

Занятие 16.

1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия выполняются по тексту.

2. Дидактическая игра «Танграмм»

1. Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам.

2.Воссоздавать форму предмета из геометрических фигур

Дидактическая игра «Танграмм»

2 неделя

Февраля

Занятие 17.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнения на зашнуровывание и расшнуровывание.

3. Дорисуй по точкам снежинку.

1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

Шнурки, сюжетная картинка.

Картинка с точечным

изображением снежинки.

3 неделя

Февраля

Занятие 18.

1. Массаж кистей и пальцев рук с помощью грецких орехов.

2. Упражнения с крупой в бассейне.

3. Упражнение с камешками «Выложи рожицу»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

Емкость, наполненная горохом (рисом, гречкой и т.п.), 3-4 мелкие игрушки.

Цветные камешки разной формы и величины.

1 неделя

Марта

Занятие 20.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение с палочками Кьюзенера

3. Физминутка «Грустный гном»

1.Учить классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте».

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания.

Набор палочек Кьюзенера

2 неделя

Марта

Занятие 21.

1. Пальчиковая игра «Ветер»

2. Упражнение с сюжетными картинками «Три медведя»

3. Физминутка «Грустный гном»

1.Составление сериационных рядов по высоте.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

3. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания.

Сюжетные картинки из сказки «Три медведя»

3 неделя

Марта

Занятие 22.

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2. Упражнение с кубиками Никитина

3. Физминутка «Ветер»

1.Учить  самостоятельно выкладывать геометрические

фигуры.

 2.Развивать речь, внимание и память;

3. Закреплять основные цвета.

4. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания.

Набор кубиков Никитина «Сложи узор»

4 неделя

Марта

Занятие 23.  

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение с набором кубиков Никитина

3. Физминутка «Грустный гном»

1.Учить детей самостоятельно выкладывать геометрический узор по образцу

2. Развивать речь, внимание и память, мелкую моторику.

3. Воспитание самостоятельности.

Набор кубиков Никитина «Сложи узор»

1 неделя

Апреля

Занятие 24.

1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»»

2.Упражнение с блоками

1. Закреплять понятие о геометрических фигурах, понятия:

«большой – маленький», «толстый – тонкий»;

2.Учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять

общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

Набор блоков Дьенеша

2 неделя

Апреля

Занятие 25.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение с блоками Дьенеша.

3. Упражнение с карточками кодами.

1. Учить называть геометрические фигуры,

размещать блоки в определенной последовательности, читать карточки –

символы.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

Набор блоков Дьенеша, карточки – схемы, карточки с кодами геометрических фигур

3,4 неделя

Апреля

Диагностические занятия по методике Стребелевой Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...