Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) в старшей, подготовительной группе
методическая разработка по коррекционной педагогике

Абалян Аида Владимировна

Коррекционно-развивающие занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционные занятия31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная  коррекционно-развивающая программа с

детьми с ограниченными возможностями здоровья (НОДА)

В старшей подготовительной группе

Составил: педагог – психолог

Абалян Аида Владимировна

с. Звериноголовское 2021 г.

Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Направление коррекционной работы:

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослыми, формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, доступных игровых действий.

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

У детей с НОДА часто наблюдается отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Цель данной программы: помощь детям с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, оказание помощи в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Содержание программы. 

Занятия проводятся 2 раза  в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 56

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения, способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Календарно-тематический план занятий.

Дата

проведения

Содержание

Цель

Сентябрь

Наблюдение

Выявить особенности психического развития ребенка, определить исходный уровень обучаемости, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

1 неделя Октября

 1. Пальчиковая игра «Здравствуй»

2. Диагностика 1 (по методике Е. А. Стребелевой)

1. Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр.

2. Выявление уровня развития способностей и личностных качеств и их соответствие с прогнозируемым результатам АОП.

1. Игры с сухим песком.

2. Диагностика 2 (по методике Е. А. Стребелевой)

2 неделя

Октября

1. Д/У – «Выложи как я»

 2. Д/У. «Собираем шишки»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка.

1. Д/И – «Пуговицы»

2. Упражнение «Что спрятано в песке?»

3 неделя Октября

1. Массаж кистей и пальцев рук.  Действия в соответствии с текстом.

2.Д/У – «Ктоспрятался?»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Развивать мышление, познавательную активность; обогащать словарь названиями детенышей животных.

3. учить запоминать предмет в группе, определять какой убрали.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Раскручивание и закручивание баночек.

3. Д/И – «Цветные кубики»

4 неделя Октября

1. Д/И. «Чудесный мешочек» (цветные кубики);

2. Д/У. «Спрячь в ладошке»

1. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.

2. Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

1. Д/И – «Закрой окошки»

2. Д/И – «Найди свою игрушку»

1 неделя

Ноября

 1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Д/И – «Найди свою игрушку»

3.Коррекционные упражнения (пальчиковые игры).

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание, память, логическое мышление.

3.Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И «Запомни картинки»

3. Раскручивание и закручивание баночек.

2 неделя

Ноября      

 1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Рисование пальчиком.

3. Упражнения на ручные умения.

1. Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.

2. Коррекция зрительно слухового внимания  на основе указаний взрослого.

3. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев на основе разберания и собирания матрешки.

4.Формирование ручных умений

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Игра «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку»

3. Упражнение «Веселые матрешки»

3 неделя

Ноября

1.Пальчиковая гимнастика

2. Рассматривание картинок – одежда.

3. Упр. – «Что куда оденем?»

1. Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр.

2. Закреплять знание об одежде, о сезонных изменениях.

3.Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.

4.Развивать цепкость и силу кончиков пальцев на основе разберания и собирания матрешки.

1.Пальчиковая гимнастика

2. Д/И -«Найди отличия»

3. Упражнение «Веселые матрешки»

4 неделя

Ноября

1. Массаж кистей и пальцев рук

2.Упражнение с массой для лепки

3. Упражнение «Цветные клубочки»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе практических действий с предметами.

3. Формирование манипулятивной функций рук и согласованных движений пальцев рук.

1. Массаж кистей и пальцев рук

2.Упражнение « Пуговицы»

1 неделя

Декабря

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение с прищепками.

3. Д/И – «Песочные прядки»

1. Формирование ручных умений.

2. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

3. Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И - «Что кому»

3.Упражнение с прищепками.

2 неделя

Декабря

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнения на ручные умения.(игры на бизиборде)

3.Д/И -  «Так бывает или нет?»

1. Формирование ручных умений: включать и выключать выключатель, вставлять вилку в розетку, задвигать шпингалет, закрывать крючок, закрывать и открывать замок, крючок.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических  действий с предметами.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И - «Назови  одним словом»

3.Упражнение «Веселые матрешки»

3 неделя

Декабря

1. Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь»

 2. Игры с кинетическим песком «Клад»

3. Д/И - «Где живет?»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

3. Развитие образного мышления, закреплять знания о среде обитания животных.

4. Расширение объема памяти и развитие внимания.

1. Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь»

2. Д/У – «Выложи как я»

3. Упражнение в сухом бассейне

4 неделя

Декабря

1. Кинезиологическое упр. – «Колечко»

2. Д/И – «Много - мало»

3. Д/И – «Найди свой домик»

1. Формирование манипулятивной функции рук и согласованных движений пальцев рук.

2.Развитие мышления, внимания.  Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

3. Развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

1. Кинезиологическое упр. – «Колечко»

2. Рисование красками – «Праздничная елка»

2 неделя

Января

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение «Чудесный мешочек» (фрукты, овощи)

3. Д/И – «У кого хвостик длиннее»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

3. Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине.

4. Формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Лепка –«Снеговик»

3 неделя

Января

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/У – «Шнуровка»

3. Игровое упражнение «Построй лесенку» (палочки Кьюзенера)

1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

3. Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И – «Кто где»

3. Упражнения на ручные умения.(игры на бизиборде)

4 неделя

Января

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Д/И – «Собери бусы»

3. Упражнение – «Веселые застежки»

1. Формирование ручных умений: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний и липучек.

2. Развивать связную речь, внимание и находчивость, закреплять знания о временах года, их характерных признаках;

3. Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И – «Когда это бывает»

3. Д/И -  «Что изменилось?»

1 неделя

Февраля

1. Пальчиковая гимнастика

2. Д/И – «Сложи узор» (игры с кубиками Никитина)

1. Развитие логического мышления, уметь сравнивать.

2. Развивать концентрацию внимания, зрительную память, ассоциативное мышление, произвольное внимание, речь.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра «Сорока-белобока»

3. Игры с кинетическим песком

2 неделя

Февраля

1. Пальчиковая гимнастика

2. Упражнения «Забавные шнурочки»

3. Д/И – «Собери бусы»

1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

3. Учить различать положение предметов в пространстве.

4. Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

1. Пальчиковая гимнастика

2. Д/И – «Кто где»

3. Аппликация «Снежинка»

3 неделя

Февраля

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнения «Тактильные мешочки»

3. Д/И - «Опиши предмет»

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Учить запоминать признаки и свойства предмета.

3. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И -  «Выложи по памяти».

3. Упражнение – «Веселые застежки»

4 неделя

Февраля

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Д/И – «Собери бусы»

3. Упражнение – «Веселые застежки»

1. Формирование ручных умений: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний и липучек.

2. Развивать связную речь, внимание и находчивость, закреплять знания о временах года, их характерных признаках;

3. Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И – «Когда это бывает»

3. Д/И -  «Что изменилось?»

1 неделя

Марта

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение «Веселые матрешки»

3. Д/И - "Хорошо-плохо"

1. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев на основе разбирания и собирания матрешки.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

3. Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

4. Учить соотносить предметы по цвету

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И – «Цветной гараж»

2 неделя

Марта

1. Пальчиковая игра «Ветер»

2. Упражнение и игры на развитие восприятия величины.

3. Упражнения с мягкими пазлами (геометрические фигуры, цифры).

1. Составление сериационных рядов по высоте.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

3. Закрепление понятий о геометрических фигурах, цифрах.

4. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

1. Пальчиковая игра «Ветер»

2. Дорисуй по точкам снежинку

3.Упражнение – «Веселые застежки»

3 неделя

Марта

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2.Д/И -  «Геометрические фигуры»

3. Упражнение с камешками «Выложи рожицу»

1.Учить различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал.

2. Развивать умение отличать фигуры по величине и цвету.

3. Составление сериационных рядов.

4. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания.

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2. Упражнение с сюжетными картинками «Три медведя»

3.Упражнение с камешками «Цветок для Машеньки»

4 неделя

Марта

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнения на зашнуровывание и расшнуровывание - «Подарок»

3.Упражнение с кубиками Никитина

1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

3.Учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять

общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение с блоками Дьенеша

5 неделя

Марта

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2. Упражнение с кубиками Никитина

3. Упражнение с камешками – «Смешные человечки»

1. Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

2. Развитие мыслительных операций: классификации, обобщения.

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2. Упражнение с сюжетными картинками «Семья»

1 неделя

Апреля

1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

2.Рисование геометрических фигур на песке

3. Игры с мягкими пазлами

1.Закрепление понятий о форме «квадрат», «круг», «треугольник».

2. Дифференциация величин «большой маленький».

3.Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

2. Д/И - «Опиши предмет»

3. Рисование «Весенний цветок»

2 неделя

Апреля

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение с матрешкой.

3. Д/И -  «Выложи по памяти».

1. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев на основе разбирания и собирания матрешки.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение – «Веселые застежки»

3. Дорисуй по точкам

3 неделя Апреля

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение – «Веселые застежки»

3. Рисование пальчиками на песке

1.Снятие  напряжения, мышечные зажимы; снижать агрессивность.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение – «Веселые застежки»

3. Дорисуй по точкам

4 неделя

Апреля

1. Д/И.  «Цветные заборчики» (цветные палочки, влажный песок)

 2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой)

 1. Развитие мышления, моторики.

2. Выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам АОП

1. Д/У. «Ласковые лапки»

2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования воспитанника с ограни...