Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Абалян Аида Владимировна

Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Индивидуальная  коррекционно-развивающая программа с

детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

на 2021 – 2022 учебный год    

Составил: педагог – психолог

Абалян Аида Владимировна

                                   

с. Звериноголовское 2021 г.

Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Направление коррекционной работы:

Развитие когнитивных процессов.

Психологическое сопровождение представляет собой комплекс мер, обеспечивающих создание благоприятных условий для активизации личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Психологическое сопровождение по следующим направлениям:

-проведение диагностического обследования: интеллектуального развития; зрительного восприятия; психических процессов -  памяти, внимания, мышления; развития эмоционально - волевой сферы и поведения; развития общения со взрослыми и сверстниками; личностного развития;

-организация адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в форме присутствия и сопровождения режимных моментов, занятий педагогов группы, участие в педагогическом обследовании;

-проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми по развитию когнитивной, двигательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативной деятельности на основе использования разных видов игр с использованием современных психокоррекционных методик и технологий.

Цель данной программы: 

1.Оказание помощи в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

2. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Задачи: 

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Содержание программы. 

Программа  направлена на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти, мелкой моторики рук. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 56

 В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Календарно-тематический план занятий.

                             Сентябрь

Тема

Цели

  1. Наблюдение

Выявить особенности психического развития ребенка, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

  1. Наблюдение
  1. Наблюдение
  1. Наблюдение

1 неделя

Октября

1. Наблюдение

2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой)

1.Развивать мышление, познавательную активность;

обогащать словарь названиями детёнышей животных.

3.Выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам АОП

1. Рассматривание игрушек «Домашние животные»

 2.Д/У. «Кто спрятался?»

3. Диагностика 2

2 неделя

Октября

1. Д/И. «Чудесный мешочек» (цветные кубики);

2. Д/У. «Спрячь в ладошке»

1. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

2. Познакомить с понятием величины.

1. Д/И – «Закрой окошки»

2. Д/И – «Найди свою игрушку»

3 неделя

Октября

1. Д/У – «Выложи как я»

 2. Д/У. «Собираем шишки»

1. Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.                                        2. Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

1. Д/И – «Пуговицы»

2. Упражнение «Что спрятано в песке?»

4 неделя

Октября

1. Д/И «Запомни картинки»

2. Упражнения на ручные умения.

1. Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.

2. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

1. Д/И – «Песочные прядки»

2. Д/И – «Найди свою игрушку»

1 неделя

Ноября

1. Упр. «Яблочко»

2. Упр. «Хлопни в ладоши»

 1. Концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

2. Развитие образного мышления, закреплять знания о среде обитания животных.

1.Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь»

 2. Игры с кинетическим песком «Клад»

3. Д/И - «Где живет?»

2 неделя

Ноября

1. Д/И – «Сравни предметы»

2. Д/И – «Много - мало»

1. Развитие способности выделять черты сходства и различия по

существенным признакам; развитие мыслительных операций

2. Развитие мышления, внимания.  Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

1. Кинезиологическое упр. – «Колечко»

2. Д/У – «Выложи как я»

3 неделя

Ноября

1.Пальчиковая гимнастика

2. Рассматривание картинок – одежда.

3. Упр. – «Что куда оденем?»

1. Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр.

2. Закреплять знание об одежде, о сезонных изменениях.

3.Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.

1.Пальчиковая гимнастика

2. Д/И -«Найди отличия»

3. Упражнение «Веселые матрешки»

4 неделя

Ноября

1.Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь»

 2. Игры с кинетическим песком «Клад»

3. Д/И - «Где живет?»

1. Развитие способности выделять черты сходства и различия по

существенным признакам; развитие мыслительных операций

2. Развитие мышления, внимания.  Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

1. Д/И – «Сравни предметы»

2. Д/И – «Много - мало»

 1 неделя

Декабря         

1. Д/И. «Наши друзья — животные»

 2.Д/И. «Большой, маленький»

1.Закрепить знания детей о домашних животных

2. Познакомить с понятием величины.

3. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

1. Д/И. «Найди свою игрушку»

2. Упражнение «Что спрятано в песке?»

2 неделя

Декабря         

1. Д/И - «Что кому»

2.Упражнение с прищепками.

1.Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических  действий с предметами.

1.Упражнения на ручные умения.(игры на бизиборде)

2.Д/И -  «Так бывает или нет?»

3 неделя

Декабря           

1. Д/И – «Четвертый лишний»

2. Д/И – «Сложи узор» (Кубики Никитина)

1. Развитие умения классифицировать предметы по существенным

признакам и обобщать.

2. Умение решать

нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

3. Развитие целостности восприятия, целенаправленного запоминания и припоминания.

1. Д/У - «Дорисуй фигуры»

2.Д/И -  «Кто не на месте?»

4 неделя

Декабря

         

1. Д/И. «Наши друзья — животные»

2. Упражнение «Что спрятано в песке?»

3. Д/И. «Большой, маленький»

1. Продолжать знакомить с понятием величины.

2. Продолжать учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

3. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических  действий с предметами.

1.Упражнение с прищепками.

2.Д/И -  «Так бывает или нет?»

3. Упражнения на ручные умения.(игры на бизиборде)

2 неделя

Января

1. Д/И. «Собери грибочки для ежика»

2.Д/И -  «Найди такой же»

1.Развивать мышление, пространственное воображение.     2. Умение подбирать  предметы по образцу.

3. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

1. Д/У – «Выложи как я»

3. Упражнение в сухом бассейне

3неделя

Января

1. Д/У. «Круглое квадратное»                                                             2.Д/И -  «Разложи по коробочкам»

1.Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

2. Фиксировать внимание на цветовые свойства предметов, группировать предметы по цвету.                                                  3. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

1. Д/У - «Дорисуй к шарику ниточку»                           2. Д/И - «Найди такой же предмет»

4 неделя

Января

1. Д/И. «Песочные прятки»

2. Д/У. «Цветные камешки»

1. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

2. Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине.

2.Упражнение «Чудесный мешочек» (фрукты, овощи)

3. Д/И – «У кого хвостик длиннее»

1 неделя

Февраля

1. Д/И. «Собери бусы» (игры с пуговицами)

2. Д/У – «Шнуровка»

. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

1. Д/У – «Шнуровка»

2. Игровое упражнение «Построй лесенку» (палочки Кьюзенера)

2 неделя

Февраля

1. Д/У. «Цветные камешки»

2. Д/И -  «Что изменилось?»

1. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету и форме.

2. Развивать связную речь, внимание и находчивость, закреплять знания о временах года, их характерных признаках;

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И – «Когда это бывает»

3 неделя

Февраля

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игры с кинетическим песком

1. Развитие тактильной чувствительности.

2. Учить различать положение предметов в пространстве.

3. Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

1. Упражнения «Забавные шнурочки»

2. Д/И – «Собери бусы»

4 неделя

Февраля

1 Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И «Вкладыши»

3. Д/И - «Опиши предмет»

1. Продолжать закреплять знание  о плоских геометрических формах -  квадратом, кругом, треугольником;

2. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету и величине.

1. Упражнения «Тактильные мешочки»

2. Д/И - «Опиши предмет»

3. Д/И – «Собери бусы»

1 неделя

Марта

1. Д/И. «Магнитная мозайка»

(солнышко, домик, елочка) 

2. Упражнение и игры на развитие восприятия величины.

1. Развитие логического мышления.

2. Составление сериационных рядов по высоте.

3. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

1. Пальчиковая игра «Ветер»

2. Упражнения с мягкими пазлами (геометрические фигуры, цифры).

2 неделя

Марта

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение «Веселые матрешки»

3. Д/И - "Хорошо-плохо"

1. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

2. Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

3. Учить соотносить предметы по цвету.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Д/И – «Цветной гараж»

3 неделя

Марта

1. Рассматривание картинок – одежда

Упражнение «Что куда оденем?»

2. Д/И. «Магнитная мозайка»

1. Закрепить знание детей о сезонной одежде.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

3. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

1. Дорисуй по точкам снежинку

2.Упражнение – «Веселые застежки»

4 неделя

Марта

1. Д/И.  «Необыкновенные следы» (пескотерапия)

2. Упражнение с камешками «Выложи рожицу»

1. Развитие тактильной чувствительности, воображения.

2. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания.

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2.Д/И -  «Геометрические фигуры»

3. Упражнение с камешками «Солнышко»

5 неделя

Марта

1. Массаж кистей и пальцев рук.

2.Упражнение с кубиками Никитина

3. Упражнения – «Веселые шнурочки»

1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

3.Учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять

общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки».

2. Упражнение с кубиками Никитина

3. Упражнение с камешками – «Смешные человечки»

1 неделя

Апреля

1. Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь»

2.Д/У – «Выложи как я»

3.Игры с кинетическим песком «Клад»

1. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

2. Развитие образного мышления, закреплять знания о среде обитания животных.

3. Расширение объема памяти и развитие внимания.

1. Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь»

2. Д/И - «Где живет?»

3. Д/У – «Выложи как я»

4.Игры с кинетическим песком «Клад»

2 неделя

Апреля

1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

2.Рисование геометрических фигур на песке

3. Игры с мягкими пазлами

1.Закрепление понятий о форме «квадрат», «круг», «треугольник».

2. Дифференциация величин «большой маленький».

3.Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

2. Д/И - «Опиши предмет»

3. Рисование «Весенний цветок»

3 неделя

Апреля

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение – «Веселые застежки»

3. Рисование пальчиками на песке

1.Снятие  напряжения, мышечные зажимы; снижать агрессивность.

2. Коррекция предпосылок мышления  на основе действия с предметами.

1.Массаж кистей и пальцев рук.

2. Упражнение – «Веселые застежки»

3. Дорисуй по точкам

4 неделя

Апреля

1. Д/И.  «Цветные заборчики» (цветные палочки, влажный песок)

 2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой)

1. Развитие мышления, моторики.

2. Выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам АОП

1. Д/У. «Ласковые лапки»

2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализ...

Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья.

в даной презентации размещена информация оСоздании современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья...