Рабочая программа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Петрова ВалентинаАлександровна

Оглавление

 

1.      Пояснительная записка                                                                             2

1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей развития воспитанников и деятельности образовательного

учреждения                                                                                                 2                  

1.2.Планируемые результаты                                                                   3

2.      Содержание образовательной деятельности (перспективное и комплексно-тематическое

     планирование)                                                                                             6

3.      Примерное планирование коррекционно-образовательной

деятельности                                                                                               10

4.      Перспективный план сотрудничества с семьей                                     29

Перечень методической литературы для реализации программы       30

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  1. Цель и задачи реализации «Программы»
  1. Планируемые результаты
  2. Содержание образовательной деятельности
  3. Список литературы
  4. Примерное планирование коррекционно-образовательной деятельности

  1. Пояснительная записка

 «Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей и психического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности в группах старшего дошкольного возраста.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речеваым нарушениям в дошкольном возрасте.

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

  1. Цель и задачи реализации «Программы»

Цель реализации «программы» - проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи «Программы»:

  • помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей с речевыми расстройствами;
  • способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей) детского сада, а также при участии родителей в реализации программных требований. Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагаются на администрацию (заведующего, старшего воспитателя), психолого-медико-педагогический консилиум и попечительский совет родителей.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ОВЗ психологическую готовность к обучению в школе.

Планируемые результаты

Логопедическая работа

Ребенок:

  • обладает мотивацией к школьному обучению;
  • усваивает значения новых слов;
  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
  • подбирает слова с противоположным и сходным значением;
  • употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • подбирает однокоренные слова, образовывает сложные слова;
  • строит простые распространенные предложения с однородными членами, простейшие вида сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • составляет различные виды описательных рассказов;
  • осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков;
  • владеет простыми формами фонематического анализа;
  • владеет понятием «слово», «слог», «предложение»;
  • составляет графические схемы слогов, слов, предложений;
  • знает печатные буквы (без употреблений алфавитных названий);
  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  • воспроизводит слова с различной звукослоговой структурой.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и пр.;
  • выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
  • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
  • передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
  • регулирует сове поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнёрства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
  • отстаивает в играх знания, полученные в ходе наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, мультфильмами и пр.;
  • переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное  развитие

Ребенок:

  • обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношений элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
  • использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной инструкции: словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;
  • самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
  • воссоздаёт целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
  • владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах 10, знает цифры, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи;
  • определяет пространственное  расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, надо мной, , подо мной), геометрические фигуры и тела;
  • определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • использует в речи простые математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;
  • владеет разными видами конструирования: из бумаги, природного материала, деталей конструктора.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

  • знает основные цвета и оттенки;
  • понимает доступные произведения искусства: картины, иллюстрации к сказкам и рассказам;
  • понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции;
  • проявляет интерес к музыке и к музыкальным инструментам;
  • воспринимает музыку, художественную литературу;
  • сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

Ребенок:

  • выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
  • осуществляет
  • осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
  • знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
  • знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, в двигательном режиме, при формировании полезных привычек.

Содержание образовательной деятельности

(перспективное и комплексно-тематическое планирование)

Содержательный раздел

Старший дошкольный возраст

Логопедическая работа по коррекции ТНР

  1. Подготовительный этап логопедической работы

1.1.        Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Усвоение объемных и плоскостных геометрических форм.

Усвоение величин предметов. Обозначение величины предметов словом.

Усвоение  цветов и цветовых оттенков. Обозначение цвета и оттенка словом.

Определение пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева и пр.), расположение предмета по отношению к себе. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных., перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).

Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти с использованием предметов, картинок, геометрических фигур, неречевых звуков и слов и пр.

1.2.        Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики.

Дальнейшее обучение двигательной сферы детей.

Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.

Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Развитие кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов.

Развитие кинетической основы артикуляторных движений.

Развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.

1.3.        Формирование мыслительных операций анализа, синтеза., сравнения, обобщения, классификации.

Учить детей обобщать конкретные понятия («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и пр.)

Обучение установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку» и пр.).

Обучение детей иносказательного смысла загадок.

1.4.        Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Формирование понятий «длинное», «короткое», «громкое», «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов.

1.5.        Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия.

Учить распознавать звуки. Обучать детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа звука.

2.Основной этап логопедической работы

2.1.        Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.

Усвоение значения слов о предметах и явлениях окружающего мира.

Учить дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи. Кто моется, кто моет и пр.»). обучение различению в импрессивной речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик будет есть» и пр.).

Обучение детей различению предлогов за-перед, за-у, под-из-за и пр.

Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов («Покажи, где чай. а где чайник», «»Покажи, где бусы, а где бусина» и пр.).

Учить понимать значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Формировать понимание значений приставок с-, у-. под-, от-, за-. по-, пере-, до- и из различение («Покажи, где мальчик входит в дом», «Покажи, где птичка подлетает к клетке» и пр.).

Формировать умение понимать вопросы по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

 

2.2.        Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.

Закрепление в словаре экспресивной речи числительных: один, два, , …, девять.

Обучать детей умению подбирать слова с противоположным значением (стоять-бежать, войти-выйти, далеко-близко и пр.).

Обучать детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, стекло, резина и пр.).

Обучать детей осмыслению образных выражений в загадках.

Формирование у детей умения употреблять многозначные слова (ножка стула – ножка гриба, ручка двери – ручка зонта и пр.).

2.3.        Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

Учить детей правильному употреблению глаголов изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет – моется, одевает – одевается и т.д.).

Учить детей навыку согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Учить детей правильно употреблять словосочетания, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.

Учить детей образовывать глаголы при помощи приставок (с-, у-. под-, от-, за-. по-, пере-, до-).

Учить детей образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффиксов –ин-, -и- и относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -н-, -ан-, -енн- (заяц – заячий, волк – волчий. Учить детей образовывать качественные прилагательные с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-. –оват-, -еньк- (красивый, дождливый беленький и пр.).

Обучать детей подбору однокоренных слов (зима – зимний – зимующие – зимушка и пр.).

Обучать детей образованию сложных слов (листопад, снегопад, мясорубка и пр.)

2.4.        Формирование синтаксической структуры предложения.

Учить детей правильно строить простые предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием союзов а, потому что, если и пр. (Цветы засохли, потому что их не поливали).

2.5.        Формирование связной речи.

Учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, картинам и т.д.

2.6.        Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.

Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.

Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение первого и последнего звука в слове).

Учить детей навыку фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа УМ).

Знакомить детей с понятием «слово» и «слог». Учить детей определять количество слогов в слове.

Учить правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов типа: клумба, кружка, спутник и пр.

2.7.Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.  Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.

Формирование диафрагмального физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки и не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения типа «Загони мяч в ворота», задуй свечу») и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. И т.д.)

Отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи. Отработка мягкой атаки голоса.

2.8. Обучение грамоте.

Формирование мотивации к школьному обучению.

Знакомство с понятием «предложение», составление графических схем предложе6ния (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех слов без предлога, простое предложение из трех слов с предлогом).

Обучение составлению графических схем слогов и слов..

Развитие звукового анализа и синтеза. Знакомство с элементарными правилами правописания: в конце предложения – точка, в начале предложения заглавная буква.

Знакомство с печатными предложениями (без алфавитных названий). Обучение графическому начертанию букв.

Составление, печатание и чтение:

  • сочетаний из двух букв, обозначающие гласные буквы (АУ)
  • сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ)
  • сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА)
  • односложных слов по типу СГС (КОТ)

Список литературы

  1. Н.В. Нищева «Система коррекционный работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», С.-Петербург «Детство-пресс», 2000г.
  2. Н.В. Нищева «Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей см ОНР», С.-Петербург «Детство-пресс», 2007г.
  3. Н.В. Нищева «Конспекты логопедических занятий в средней  группе детского сада для детей см ОНР», С.-Петербург «Детство-пресс», 2007г.
  4. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», С.-Петербург «Детство-пресс», 2001г.
  5. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников», С.-Петербург «Детство-пресс», 2004г.
  6. И.А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда», С.-Петербург «Каро», 2009г.
  7. И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи», М. «Аквариум», 1995г.
  8. Н.А. Гурьева «Рабочая тетрадь. Год до школы. Развиваем память», С-Петербург «Светлячок», 1999г.
  9. Н.А. Гурьева «Обучение грамоте», С-Петербург «Паритет», 2006г.
  10. А.В. Никитина «33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет», С.-Петербург «Каро», 2008г.
  11. А.В. Никитина «Покажи стихи руками», С.-Петербург «Каро», 2008г.
  12. А.С. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», С.-Петербург «Каро», 2009г.
  13. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков, 4-5 лет», С.-Петербург «Каро», 2007г.
  14. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков, 5-6 лет», С.-Петербург «Каро», 2007г.
  15. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков, 6-7 лет», С.-Петербург «Каро», 2007г.
  16. Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит», С.-Петербург «Акцидент», 1997г.
  17. Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений», С.-Петербург «Детство-пресс», 1999г.
  18. М.Б. Успенский, Л.П. Успенская «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить», (книга 1, 2, 3), С.-Петербург «Специальная литература», 1997г.
  19. Н.В. пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей 4-6 лет», М. «Творческий центр «Сфера», 2010г.
  20. Л.Б. раряева, Е.Т. Логинова, Н.В. Лопатина «Обучение грамоте», С.-Петербург «Союз», 2004г.
  21. Е.И. Тимонен, Е.Т. Туюлайнен «Непренрывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)», С.-Петербург «Детство-пресс», 2004г.
  22. Т.С. овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», С.-Петербург «Каро», 2006г.
  23. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмичкеских занятий с детьми 2-3лет», М. «Творческий центр «Сфера», 2010г.
  24. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмичкеских занятий с детьми 6-7 лет», М. «Творческий центр «Сфера», 2010г.
  25. Н.М. Савицкая «Логоритмика для малышей 4-5 лет», С.-Петербург «Каро», 2009г.
  26. А.Я. мухина «Речедвигательная ритмика», М. «Астрель»2005г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

Рабочая программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие)

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для детей с ограниченными возможностями здоровья «Фанк - аэробика» возраст обучающихся 5 – 6 лет

Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально - волевых качеств.В последние годы заметно возросло количество физичес...

Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализ...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...