Специфика коррекционной работы с детьми с ТНР в условиях логопедической группы.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ракович Людмила Александровна

Работа учителя-логопеда с безечевыми детьми в условиях группы компенсирующей направлености по речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика коррекционной работы с детьми с ТНР в условиях логопедической группы.

Л.А. Ракович, учитель-логопед МБДОУ №11, г.Мценск

   В последнее время в современной педагогике и психологии наиболее актуальными становятся вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Для современной логопедии проблема работы с безречевыми детьми крайне актуальна. По данным ведущих отечественных педиатров обследование детей раннего возраста показывает, что наиболее частым среди последствий перинатальной отягощенности являются речевые расстройства- 50,5 %.(1). Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья ставит на первое место проблему их социализации и адаптации в обществе. В данной статье представлен материал, раскрывающий специфику логопедической работы с детьми с ТНР дошкольного возраста.

   Дети с ОНР 1 уровня характеризуются наличием лепетной речи или ее полным отсутствием. Свои желания дети выражают жестами или отдельными словами, грамматически не связанными друг с другом. Активный словарь таких детей состоит из звукоподражаний и общеупотребительных  слов. Работоспособность у таких детей крайне низкая, внимание не устойчивое. Зрительное и слуховое внимание характеризуются несформированностью, а так же наблюдается снижение темпов психического развития в целом (2). Из данного определения вытекают направления коррекционной работы с детьми с ТНР: развитие понимания речи, активной подражательной речевой активности, формирование словаря детей; развитие внимания, памяти и мышления детей.

  Работа с безречевыми детьми строится с учетом следующих принципов: использование информационных технологий, опора на разные виды деятельности, использование максимального количества анализаторов, активное включение родителей в работу, направленную на стимуляцию общения. В связи с тем, что дети с ОНР 1 уровня речевого развития не в полном объеме владеют пониманием речи, а так же наличием  имеющихся специфических особенностей психической деятельности логопедические занятия проводятся индивидуально в игровой форме. Каждое занятие содержит: артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения на развитие понимания речи, формирование словаря, пальчиковую гимнастику, развитие активной подражательной речевой деятельности, а так же упражнения для развития памяти, внимания, мышления детей дошкольного возраста.

Для развития мотивации к общению и к коррекционным занятиям, используем информационные технологии. Уточним, что информационные технологии включают не только компьютерные технологии, но и видео-, аудио- и фотоматериалы. Для оптимизации процесса логопедического воздействия на детей с ОВЗ используем мультимедийные презентации. Разумеется, компьютер не может заменить логопеда, поэтому в нашей комплексной системе занятий  применение демонстрационных компьютерных технологий направлено на развитие мотиваций речевого общения, создает на занятии ситуацию заинтересованности, активизирует мыслительную деятельность детей.

   В настоящее время появляется большое количество разнообразных компьютерных игр, которые являются обучающими программами в различных видах речевой деятельности детей с ТНР. Одним из первых проводится занятие по ознакомлению ребенка с предметным словарем по теме «Фрукты» т.к. подобная работа позволяет задействовать максимальное количество анализаторных систем ребенка. Дети знакомятся со словами: киви, банан, лимон, манго, слива. Логопед, демонстрируя детям, натуральные фрукты дает им их пощупать, понюхать, погладить, отжать сок из фруктов, соком можно капать на руку произнося слово «сок» или звукоподражательное «как-кап». Логопед постоянно не навязчиво стимулирует ребенка к повторению этих слов. Для закрепления темы «Фрукты» проводятся занятия на компьютере. В начале работы ребенок знакомится с главным персонажем компьютерной программы, которого зовут Говорун. В дальнейшем все задания, порицания и поощрения происходят от героя программы, где взрослый не является объектом недовольства ребенка, не обижается на него и не спорит с ним, а наоборот, стремиться ему угодить, т.е. повторяет за ним те или иные слова. Задания для закрепления лексической темы «Фрукты» направлены на стимуляцию произнесения новых слов, словосочетаний «вот лимон», «дай лимон» и т.д. Подобным образом проводятся и другие занятия по закреплению употребляемых слов различных лексических тем.

   Применение театрализованной деятельности на логопедических занятиях дает хороший результат в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ. Интересно  и не навязчиво проводим артикуляционную гимнастику, используя «Театр животных». Использование в рассказе сказок фигурок настольного, «шагающего» театра вызывает интерес к активному подражанию и самостоятельному участию детей. Однако дети с ОВЗ, которые пока не могут выполнить роль, принимают участие в массовых сценах.

   Сложные виды работы по формированию словаря, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия проход более интересно, продуктивно при использовании метода песочной терапии. Игры с песком можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью фигурок, ребенок раскрывается, представляет себя сказочником способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно.

   Для не говорящих детей уникальным средством является использование бионергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которое оказывает чрезвычайное благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

   Используем также самомассажные упражнения лица и речевого аппарата. Для этого мы применяем мнемосхемы, которые определяют последовательность выполняемых упражнений. Для развития речи и мелкой моторики используем пальчиковый массаж с применением различных предметов: грецких орехов, шишек, прищепок, шестигранных карандашей, массажных мячиков, Су-Джок массажоров. Проговаривание стихов одновременно с массажем пальцев рук для детей с ТНР способствует ритмизации речи, развитию слухового внимания детей. Речь приобретает четкость и эмоциональную окраску.

  Существенную роль в формировании произносительной стороны речи у детей с ТНР играет фонетическая ритмика. Это система  специальных упражнений, сочетающая речь и движение, глее проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Характер движения определяется характером звука. В начале работы с детьми используются игры на умение чередовать расслабление и напряжение. Далее  знакомим детей с гласными звуками, которые поют сказочные животные. Затем дети знакомятся с согласными звуками. С помощью фонетической ритмики быстро удается восстановить нарушенную структуру слова(3).

   Для достижения максимально успешных результатов в работе по преодолению речевой патологии у детей с ОВЗ применяем такое нетрадиционное средство, как мультфильм. Привлечение на коррекционных занятиях героев современных мультипликационных фильмов способствует стимуляции желания ребенка получать знания. Доброжелательный характер таких героев, как Маша, Смешарики, Смурфики настраивают детей на позитивные эмоциональные переживания. Дети стараются подражать действиям  животным с игрушками, движениям общей и артикуляционной моторики. Затем переходим к подражанию звукам и словам, производимые героями мультипликационных фильмов.

   Вышеперечисленные методы и приемы в организации обучения детей с ОВЗ повышает мотивацию к общению у безречевых детей и является мощным стимулятивным средством для развития речи и личности ребенка.

Список литературы:

1.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.:АСТ: Астрель 2006.-222с.

2.Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) М., 1951г.

3. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374.

   
 

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматической стороны речи

Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми....

Конспект интегрированного занятия « Валеологическое воспитание - как средство коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР в подготовительной логопедической группе»

Занятие позновательного цикла с использованием игр и упражнений для развития речи детей, экспериментально-исследовательская  деятельность....

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетч...

Доклад на педсовете "Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР".

             По данным различных исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте достиг...

Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития.

В данной работе рассмотрены особенности работы с детьми с задержкой психоречевого развития....

«Специфика  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи»

Цель методической разработки:обогащение лексического словаря детей с ОНР.Задачи и направленность:•подготовка детей к усвоению курса родного языка;•накопление у детей определенного  лекс...