КАРТОТЕКА ИГР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Христолюбова Диана Константиновна

Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра.  Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют педагогов уделять данному разделу специальное внимание. В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр для проведения занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 

Формы организации и проведения игр: индивидуальная, подгрупповая.

 Восприятие цвета

Разложи по цвету

Задачи:

- формировать умения детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета;

- формировать умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование: 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрашенные в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: педагог ставит перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть - коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта - желтая, а вон - зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики. «Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. Дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам

Найди цветок для бабочки

Задачи:

- формировать умения понимать слова: такой, не такой; красный, зелёный, жёлтый, синий;

- активизировать пассивный и активный словарь детей.

Оборудование:четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2-3 цветка и по 2-3 бабочки);

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно - она спряталась. Затем дети выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно»

Накормим птичек

Задачи:

- способствовать развитию умения детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета;

- формировать умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

Цветные кружочки

Задачи:

-развивать у детей мелкую моторику рук;

- формировать у детей сенсорные эталоны;

- формировать у детей умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование:четыре связанных больших круга с пуговицами, (красный, желтый, зеленый, синий), и по 5 на каждый круг связанных маленьких круга такого же цвета.

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры:воспитатель показывает детям вязаный круг - основание и предлагает найти кружочки нужного цвета. На столе в беспорядке лежат маленькие кружочки разного цвета. Ребенок должен для каждого круга найти свой «домик», то есть, чтобы цвет кружочка и основания совпали. Ребёнок находит нужные кружки и пристегивает их к основанию

Восприятие пространства и ориентировка в нем.

Кто внимательный

Задачи:

- формировать у детей восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу;

- формировать у детей умения внимательно, следить за действиями взрослого;

- развивать способность детей самостоятельно анализировать несложный образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.

Оборудование:наборы строителя «Цвет и форма», «Построй поселок» и др. по числу детей.

Форма проведения: индивидуально или подгруппами.

Описание игры:педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает 4-6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. В конце дается оценка выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно»

Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)

Задачи:

- формировать у детей восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот;

- формировать у детей умения воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Оборудование: набор мелких игрушек и строительного материала.

Форма проведения: индивидуально и небольшими подгруппами по 2-3 ребенка.

Описание игры: Педагог сажает ребенка напротив и дает ему два предмета - кубик и шарик, точно такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать, как он, быть внимательным. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педагог фиксирует действие: «Шарик на кубике», тут же меняет предметы местами, ставит кубик на шарик. Ребенок выполняет то же и убеждается, что конструкция неустойчива, кубик приходится удерживать руками. «Кубик на шарике»,– говорит педагог и просит ребенка отпустить руки - кубик падает. Ребенок еще раз убеждается в том, что различия в форме определяют успех действия с предметами. Потом педагог ставит кубик по одну сторону от шарика: «Кубик и шарик рядом». Затем предметы меняются местами. «Кубик и шарик поменялись местами, но все равно остались рядом» - завершает педагог.

Возьми игрушку

Задачи:

- развивать у детей ориентировку в ближнем пространстве;

- уточнять значение слов «далеко», «близко».

Оборудование: разные игрушки.

Форма проведение:индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: двое детей сидят на стульях около большого стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и раскладывает игрушки на столе - одну в пределах досягаемости руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог предлагает им взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот, чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий раз педагог две игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, почему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Игрушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Педагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать». Дети играют с ними

Развитие неречевого слуха

На чем играл зайка

Задачи:

- формировать у детей умения различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и маракасов);

- развивать у детей слуховое внимание.

Оборудование: ширма, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, маракасы.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: педагог показывает детям поочередно барабан и маракасы, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на маракасах. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на маракасах, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Педагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают или показывают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на маракасах. Можно использовать и другие инструменты.

Восприятие формы

Круг, Квадрат

Задачи:

-формировать у детей умения соотносить форму предметов с помощью метода проб;

- формировать у детей умения воспроизводить чередование форм.

Оборудование: лента, нарисованная на бумаге и готовые разные формы одного цвета.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание игры: педагог кладет перед ребенком рисунок с лентой и готовые формы (круг квадрат). Сначала педагог выкладывает сам чередование, после просит воспроизвести чередование ребенка. Потом можно выкладывать без ленты

Построй домик

Задачи:

- формировать у детей умения соотносить полученный результат с за данной конструкцией;

- развивать у детей навык конструирования из плоскостных геометрических фигур;

- воспитывать аккуратность при работе с конструктором.

Оборудование: раздаточный материал: геометрические фигуры, матрешка (большая и маленькая).

Форма проведения игры: индивидуальная (подгрупповая).

Описание игры: по показу детям предлагается построить домик из геометрических фигур для матрешки

Восприятие величины.


Какой мяч больше?

Задачи:

- формировать у детей умения различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: большие и маленькие мячи.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание игры: воспитатель стоит на расстоянии 3 - 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...