Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
учебно-методическое пособие по музыке (младшая группа) по теме

Чихватова Елена Юрьевна

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx35.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека (младший возраст) по теме:

Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации.

Цель: развитие творческой активности

Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.

                    В гости к Дашеньке

Воспитатель:    Ребята, вы любите ходить в гости? А бывает так, что ваши друзья живут далеко и  надо добираться к ним на транспорте?      Сегодня я приглашаю вас в гости к Дашеньке. На чём мы поедем?  (Дети предлагают: на самолёте, на лошадке, на поезде…)  Дашенька живёт далеко, и нам придётся ехать на разных видах транспорта.

 Сначала мы с вами отправимся на самолёте.

               Речевое упражнение « Самолёт »

- Как гудит самолёт? ( У-у-у. Дети, подражая педагогу, расставляют руки в стороны, вытягивают губы трубочкой, протяжно произносят звук «у-у-у», повышая и понижая голос, и «летят» друг за другом.)

Теперь нам нужно пересесть в поезд.

                        Речевое упражнение « Поезд »

- Как стучат колёса?  (Чух-чух-чух. Вслед за педагогом дети сгибают руки в локтях,сжимают кулачки и, произнося «чух-чух», двигаются друг за другом.)   На станции нас встречает лошадка.

                        Речевое упражнение «Лошадка»

- Как цокают копыта у лошадки?  (Дети, подражая педагогу, щёлкают языком и скачут, высоко поднимая ноги.)

- Наконец мы приехали! Посмотрите, кто нас встречает!  ( Воспитатель

берёт в руки большую куклу – это Дашенька.)

-Поздороваемся с Дашей!  (Дети каждый по-своему здороваются с куклой.)

                         Хоровод с показом движений

      Ай, люли, ай, люли! В гости к Дашеньке пришли:

      Петушок в сапожках, курица в серёжках,

      Селезень в кафтане, утка в сарафане,

      Котик в новой свитке, кошечка в накидке,

      С перстеньком на лапке, а собака – в шапке!

( Характерные движения: петух и курочка – важно вышагивают, селезень и утка – переваливаются с лапки на лапку, мягко ступает кошечка, собака прыгает от радости.)

                                В зимнем лесу

    Дети слушают вальс.

- Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой?

(Дети делают глубокий вдох носом и, надув щёки, с силой выдыхают воздух на четыре счёта)

- Ветер принёс снежинки. Они полетели, закружились!

(Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку)

- Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю.

(Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковёр)

- Снег укрыл тёплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит?

                                            Загадка

    Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг.

    По снежочку тык, тык.

           Игра на имитацию движений с приговариванием

- Представьте себе, что вы – маленькие заиньки.

Зайка маленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так!                      И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: скок-скок, скок-скок!

Надо зайке поскакать.

  Дети имитируют движения и проговаривают стих.

                      Игра « Кого боится зайка? »

- Кого боится зайка?  (Волка, лисы…)

- И вдруг из-за ёлки показалась лиса!  (игрушка или би-ба-бо)

-Увидел заяц лису, испугался. Помчался заяц от лисы!

Хвост дрожит, дрожат усы. Нет спасения в лесу, прыгнул к ёжику в нору.

(Дети-зайчишки дрожат от страха, убегают от лисы, прыгают в «норку» к ёжику)

- Что же делает зимой ёж?  (спит)

- Как в норке спит ёж?  (свернувшись клубком)

Воспитатель предлагает поудобнее «улечься», звучит колыбельная.

                     Весёлый огород

Дети называют знакомые овощи, показывают муляжи.

-Представьте себе, что мы с вами в огороде на грядке  ( дети «рассаживаются на грядке» ).

Воспитатель ходит и приговаривает:

Вот пришла я в огород! Репка, свёколка растёт.

И картошка, и капуста, и морковочка, и лук.

Детям я сварю сегодня овощной полезный суп!

-Ой, что это на грядке выросло?   (дети называют овощи)

-Морковки, полезайте в корзинку! Идите ко мне! (встают кучкой)

И вдруг….Ах, овощи рассыпались!  (дети разбегаются)

Воспитатель их вновь созывает, дети собираются, крепко держась за руки.

-Все овощи собраны, лежат в корзинке. Корзину я ставлю в машину и весь урожай едет домой.

♪   Едем, едем мы домой на машине грузовой.

         Нам ворота отворяй, едет с поля урожай!

-Вот мы и дома. Пора варить овощной суп.

♪  Имитация:  дети моют овощи, чистят, режут, кладут в кастрюлю, солят, мешают, пробуют, кормят кукол.

                    Две зелёные лягушки

На болоте две подружки, две зелёные лягушки.

Под лопух на кочку сели, свою песенку запели!

- Какую песенку запели лягушки?   (Дети протяжно квакаают)

- Как запоют весёлые лягушки?       (Дети весело и громко квакают)

На болоте две подружки, две печальные лягушки,

Под лопух на кочку сели, тихо песенку  запели.

- Как будут петь печальные лягушки?   (Дети тихо, жалобно квакают)

Над ширмой появляется кукла – лягушка:

- Здравсвуйте, ребята, ква-ква-ква, вы ребята – лягушата?    (Да)

- Что же вы сидите, прошёл тёплый дождь, пора на прогулку! Растопыривайте ваши лапки, прыгайте на полянку.

      Под весёлую музыку дети прыгают, как лягушата.

- Лягушата, вы проголодались? А посмотрите, вокруг вас столько комаров! Ловите их!   (Дети открывают рты и двигают  язычками) 

- Наелись? Теперь можно поиграть!

                   Подвижная игра «С кочки на кочку»

    На полу раскладываются обручи, под музыку дети скачут с кочки на кочку (прыгнуть в обруч), а со словами воспитателя: «Цапля идёт!» - дети прячутся-приседают.

                         Мини – сценка  «Полянка»

Стихи к разыгрыванию сценки необходимо накануне раздать на дом.

Лисичка:  Над полянкой, над лесной дует ветер озорной.

                  Этот ветер очень мил: он мне шёрстку распушил!

Бабочка:  Светит солнышко с небес, разговаривает лес,

                  И приятная жара начинается с утра!

Зайчик:   Весёлая полянка, душистые цветы!

                 Зелёная полянка, понравилась мне ты!

Лягушка:   День хорош?  Какая чушь! Отвратительная сушь!

                    Очень скверная погода: нет ни сырости, ни луж! Ква!

Кукла-лягушка прощается с детьми:    Мне пора скакать в болото,

                Много у меня заботы. Ждут меня мои ребята, озорные лягушата.

                До свидания! Ква-ква-ква!  До свидания!

               Зайка весёлый и грустный

Воспитатель вносит  зайку и грустным голосом читает стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

- Посмотрите, ребята, какой Зайка мокрый,  грустный, одинокий. Давайте мы его пожалеем.  (Дети вытирают Зайку, гладят, жалеют. Воспитатель помогает подобрать ласковые, утешительные слова: не плачь, Заинька, мы тебя любим, приласкаем, какой ты хороший….)

- Посмотрите, Зайка заулыбался, стал весёлым.  (Воспитатель демонстрирует пиктограммы: весёлую и грустную, просит показать, каким был Зайка, каким он стал. Дети выбирают нужные пиктограммы.)

Мы умеем улыбаться, можем мы и погрустить.

Очень любим мы смеяться, ну а главное – дружить!

(Дети выполняют мимические упражнения: улыбаются, «грустят», смеются, на последней строчке дают друг другу руки.

                                 Игра на пальцах

- Посмотрите, как крепко умеют дружить наши дети. А как умеют дружить наши пальчики? Покажите их.

Дружат в нашей группе       (пальцы обеих рук соединяются в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся,      (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики.  

Раз-два-три-четыре-пять,    (поочерёдное касание пальцев обеих рук,

Начинай считать опять.        начиная с мизинца) 

Раз-два-три-четыре-пять      (руки вниз, встряхнуть кистями)

Мы закончили считать!      

                  Игра с движениями «Весёлые зайчата»

Мы -  весёлые зайчата, любим прыгать и скакать.

Ну – ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!

   Роль лисицы предлагается любому ребёнку, остальные дети – зайчата.

Пока дети проговаривают слова, лисичка сидит в «норке», а затем ловит убегающих зайчат.

                Кисонька – мурлысонька

Воспитатель напевает:  Детушки - касатушки!

                                        Вы садитесь, не стесняйтесь,

                                        Поудобнее располагайтесь!

                                        Всем ли видно, всем ли слышно?

                                        Приготовьте ушки, глазки,

                                        Расскажу сейчас вам сказку!

                             С куклой кошкой или с ребёнком.

-  Кисонька – мурлысонька, ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурлысонька, что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурлысонька, что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька – мурлысонька, с кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна!

                   Кто в гости пришёл?

Воспитатель держит в руках куклу Дашеньку.

- Вспомните, у кого мы с вами были недавно в гостях? А сегодня Дашенька у нас в гостях, давайте с ней поздороваемся и пригласим её в наш дружный хоровод.

 Дети берутся за руки и вместе с куклой встают в круг, повторяя за воспитателем слова:

                                    Хоровод

Хоровод водили, озорными были.

Вот и встали мы в кружок, а кто рядом здесь,  дружок?

Педагог обращается к какому-либо ребёнку:

- Кто с тобой рядом стоит?  (ребёнок называет рядом стоящего по имени в уменьшительно – ласкательной форме,  например,   Танечка)

Хоровод продолжается до тех пор, пока все имена не будут названы.

           Театрализованная игра «Кто в гости пришёл?»

     Воспитатель предлагает детям представить, что они не дети, а разные звери, птицы.  По желанию можно выбрать шапочку – маску. Под музыкальное сопровождение ребёнок подходит к домику Даши и голосом своего героя просится в гости к Дашеньке. Она его «впускает».

   И вот все животные в домике.  Педагог напоминает детям русскую народную пословицу: «В тесноте, да не в обиде!»

                           Лошадка

Показать игрушку – лошадку:  Гоп-гоп, гоп-гоп, ты скачи в галоп!

                                                Ты лети, лошадка, скоро,

                                                Через реки, через горы.

                                                 Всё в галоп, в галоп.

                                                 Гоп – гоп, гоп – гоп!

- Как скачет большая лошадка? (гоп – гоп, гоп – гоп)

- Поскачем, как большие лошадки! (высоко поднимать ноги, подпрыгивая, делают большие шаги)

- А теперь вы маленькие жеребята.  ( гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп)

- Как скачут жеребята? ( маленькие шажки – подскоки)

             Инсценировка «Лошадка» А. Барто.

Погладить, покормить, но сначала нарвать травы; покататься.

                              Паучок

        Проговаривание чистоговорки:  Са – са – са,  вот летит оса.

  1. С разной силой голоса: тихо – громче – громко.
  2. Меняя интонацию:  удивлённо, вопросительно, испуганно.

    Разыгрывание мини – сценки  «Пчёлки и медведь»

Пчёлка- мама:   Пчёлки-детки, полетели собирать мёд с цветов.

                           Ой, медведь идёт!  Мёд у пчёлок унесёт! Пчёлки, домой!

Пчёлки:      Этот улей – домик наш!  Уходи, медведь, от нас!  Ж-ж-ж-ж!

   Роль мамы-пчёлки воспитатель берёт на себя.  Роль медведя предложить любому ребёнку.

                         Танец – игра «Паучок»

- В хоровод, в хоровод собирайся народ!

Воспитатель собирает детей в круг. Водящий садится в центре круга. Дети идут по кругу, приговаривая:

       Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки!

       Мы тебя кормили, мы тебя поили,

       На ноги поставили – танцевать заставили!

На этих словах дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.

-Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!

     Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения под музыку.

                          Прогулка к реке

- Ребята, мы отправляемся на прогулку к реке!

Маленькие ножки шагают по дорожке    (дети идут мелкими шажками)

Большие ноги идут по дороге                  (широко шагают, высоко поднимая ноги)

- Шли мы с вами по широкой дороге, а теперь пойдём по узенькой тропинке  (дети идут гуськом),  осторожно, не ступите в лужу!  На пути у нас канавка, осторожно, не упадите, перепрыгивайте по одному!  Мы дошли до речки и нужно перебраться по мостику на другой берег   (воспитатель кладёт на пол дощечку)

- Подойдём к речке, опустим руки в воду…Какая вода?   (ответы детей)

-Умоемся…        (дети набирают воображаемую воду в ладошки и проводят по лицу), стряхнём воду с рук.

Кто плещет в речке чистой спинкой серебристой?  (рыбка)

- Представьте, что ваши ладошки – это маленькие рыбки. Пусть они поплавают.  (включается музыкальный фон, дети двигаются по залу и делают волнообразные движения кистями рук)

- Ой, сколько рыбёшек в речке! И плотвичка, и карасики, и пескарики… И вдруг из камышей выплывает большая голодная щука! Рыбёшки, прячьтесь скорей за камушки!

  Дети прячутся за стульчики, ребёнок в маске-шапочке «щуки» пытается поймать рыбок.

                      Прогулка по лесу

Дети, держась за руки,  идут и  приговаривают:

Пошли, пошли, поехали за спелыми орехами,

За ягодами, грибами, что родятся под дубами,

Что растут под клёнами, под липами зелёными.

-Мы с вами пришли в лес. Послушайте, как тихо в лесу.

Су-су-су, тихо осенью в лесу!  ( дети повторяют )

-Послушайте, как шумит ветер в лесу?

Фу-фу-фу-фу!  (дыхательные упражнения)

-Летят по ветру листья ш-ш-ш-ш….и падают на землю.

Шур-шур-шур! Что шуршит у нас под ногами?  (листья)

-А под листьями спрятались грибочки и ягоды – брусника, клюква. Давайте поищем их.  (Имитация:  дети ходят,  наклоняются и собирают в корзинки)

-Что у тебя?  (гриб – картинка)

-Какой он?   (маленький, красивый)

-А у тебя что за ягоды?  (земляника – карточка)

-Как много грибов и ягод мы собрали, мне одной две корзины не донести. Помогите, пожалуйста!  (имитация)

-А кто ещё любит грибы, ягоды и собирает их на зиму?  (белки)

-Белочки скачут по лесу и собирают грибочки, ягоды, орехи.  (дети изображают белок)

    Вот какие белки трудолюбивые, много запасов сделали на зиму! Сделал дело, гуляй смело!

             Ходит осень по дорожке

Воспитатель:   Ходит осень по дорожке,  промочила в лужах ножки,

                             Льют дожди, и нет просвета, затерялось где – то лето.

                             Осень золото роняет, холод пташек угоняет.

                            «До свиданья, лес и луг!  Мы летим на тёплый луг».

     Осень – холодное время года, некоторые птицы улетают на юг.  А что же делают обитатели леса? ( роют норки, ищут укрытие от дождя и холода, устраивают берлоги).

                     Сказка «Теремок»

С использованием фланелеграфа, би-ба-бо или с участием самих детей.

    Я расскажу вам сказку про теремок, который нашли звери в лесу.

- Как начинается сказка?

- Кто же первый пришёл к теремку? (как? Просит голосом мышки)

- Кто следом за мышкой? (лягушка  просится - ква-ква)

- Что ответила мышка? (диалог)

- А за лягушкой кто пришёл?  И т. д. по сюжету сказки.

                                                  Хомячок

Воспитатель собирает детей в хоровод.

         К нам гости пришли! Дорогие пришли!

         Мы не зря кисель варили, пироги пекли!

- Подходите, гости дорогие, угощайтесь!   (Воспитатель раздаёт воображаемые пироги. Дети имитируют жевание)

- У кого пирог с малиной? А у кого с черникой? А с клюквой кому достался? Подкрепились? Вкусно? Посмотрите, ребята, к нам пришёл в гости Хомка-хомячок.  (на фланелеграфе  изображение хомяка)

- Хомячку на ухо села муха!  Проговорим медленно и чётко, меняя силу голоса (тихо-громче-громко), меняя интонацию (вопросительно, удивлённо, испуганно)

                       - А теперь мы с Хомкой поиграем!

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок!   (Дети поглаживают бока)

Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.  (Дети потягиваются)

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.      (Имитация)

Раз, два, три, четыре, пять,  Хомка хочет сильным стать!

 - Наш Хомка по весне сеет горох у себя на огороде.

                  Игра с использованием мимики и жестов.

     Представьте себе, что вы маленькие горошинки, вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошёл дождь, горошины стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился  сквозь землю и. раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился цветочек. Он качал своей головкой и улыбался солнышку.

     В игре обязательно используется музыкальный фон.

                  Что умеют ваши  ручки?

-Покажите ваши ручки. Вот они какие! Что умеют ваши ручки?

Дети двигают руками, пальцами рук делают непроизвольные движения.

                                    Игра на пальцах.

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя!

   Воспитатель, произнося текст, поочерёдно соединяет с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.

-А ещё наши ручки умеют превращаться! Посмотрите, наши ручки могут превратиться в травку!   Воспитатель ставит маленькую ширму, величиной с книгу, над ширмой показываются растопыренные пальцы рук.

-Наши руки могут превратиться в кустики!   Над ширмой показываются кисти рук.

-А теперь наши руки стали деревцами.   Руки вытягиваются до локтей

-Посмотрите, у нас вырос целый лес! А что такое лес?

-Но вот подул ветер и закачались деревца.  Руки наклоняются в разные стороны.

-Ребята, сложите ваши ладошки. Они похожи на зёрнышки. Что может вырасти из зёрнышек?    (дерево, кустик, цветок)

-Представьте себе, что ваше зёрнышко – это будущий цветок.

       Дети прячутся за ширмой.

-Упало зёрнышко в землю, пригрело солнышко, прошёл дождь, и из зёрнышка появился росток.   (Дети медленно поднимают над ширмой сложенные ладошки)

Росток рос, рос, и вскоре появился цветок   (дети вытягивают руки до локтей, а затем раскрывают ладошки)

-Посмотрите, сколько цветов распустилось у нас в саду!  А как они пахнут!    (Дыхательное упражнение:  глубокий вдох и медленный спокойный выдох)

-Ребята, а вы смогли бы превратиться в деревья?

Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клён.

Дети поднимают руки вверх, изображая деревце, и проговаривают слова.

-Ах, какое красивое деревце!  Детям в индивидуальном порядке предлагается сказать эту фразу с восхищённой интонацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.

Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.РАЗВИТИЕ  БЕГА, ПРЫЖКОВМедведь и дети (1 год 6 месяцев — ...

Родительское собрание в младшей группе на тему"Значение театрализованной деятельности в жизни ребенка"

В год театра в нашей группе была проведена  работа по знакомству детей с театром,развитию их театральных способностей.Чтобы активизировать родителей и показать им важность этого компонента в обще...

Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста по темам

В картотеке представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...