Главные вкладки

    Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
    учебно-методическое пособие по музыке (младшая группа) по теме

    Чихватова Елена Юрьевна

    Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx35.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека (младший возраст) по теме:

    Картотека театрализованных игр

    Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации.

    Цель: развитие творческой активности

    Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.

                        В гости к Дашеньке

    Воспитатель:    Ребята, вы любите ходить в гости? А бывает так, что ваши друзья живут далеко и  надо добираться к ним на транспорте?      Сегодня я приглашаю вас в гости к Дашеньке. На чём мы поедем?  (Дети предлагают: на самолёте, на лошадке, на поезде…)  Дашенька живёт далеко, и нам придётся ехать на разных видах транспорта.

     Сначала мы с вами отправимся на самолёте.

                   Речевое упражнение « Самолёт »

    - Как гудит самолёт? ( У-у-у. Дети, подражая педагогу, расставляют руки в стороны, вытягивают губы трубочкой, протяжно произносят звук «у-у-у», повышая и понижая голос, и «летят» друг за другом.)

    Теперь нам нужно пересесть в поезд.

                            Речевое упражнение « Поезд »

    - Как стучат колёса?  (Чух-чух-чух. Вслед за педагогом дети сгибают руки в локтях,сжимают кулачки и, произнося «чух-чух», двигаются друг за другом.)   На станции нас встречает лошадка.

                            Речевое упражнение «Лошадка»

    - Как цокают копыта у лошадки?  (Дети, подражая педагогу, щёлкают языком и скачут, высоко поднимая ноги.)

    - Наконец мы приехали! Посмотрите, кто нас встречает!  ( Воспитатель

    берёт в руки большую куклу – это Дашенька.)

    -Поздороваемся с Дашей!  (Дети каждый по-своему здороваются с куклой.)

                             Хоровод с показом движений

          Ай, люли, ай, люли! В гости к Дашеньке пришли:

          Петушок в сапожках, курица в серёжках,

          Селезень в кафтане, утка в сарафане,

          Котик в новой свитке, кошечка в накидке,

          С перстеньком на лапке, а собака – в шапке!

    ( Характерные движения: петух и курочка – важно вышагивают, селезень и утка – переваливаются с лапки на лапку, мягко ступает кошечка, собака прыгает от радости.)

                                    В зимнем лесу

        Дети слушают вальс.

    - Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой?

    (Дети делают глубокий вдох носом и, надув щёки, с силой выдыхают воздух на четыре счёта)

    - Ветер принёс снежинки. Они полетели, закружились!

    (Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку)

    - Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю.

    (Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковёр)

    - Снег укрыл тёплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит?

                                                Загадка

        Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг.

        По снежочку тык, тык.

               Игра на имитацию движений с приговариванием

    - Представьте себе, что вы – маленькие заиньки.

    Зайка маленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так!                      И ушами шевелит.

    Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

    Надо лапочки погреть.

    Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: скок-скок, скок-скок!

    Надо зайке поскакать.

      Дети имитируют движения и проговаривают стих.

                          Игра « Кого боится зайка? »

    - Кого боится зайка?  (Волка, лисы…)

    - И вдруг из-за ёлки показалась лиса!  (игрушка или би-ба-бо)

    -Увидел заяц лису, испугался. Помчался заяц от лисы!

    Хвост дрожит, дрожат усы. Нет спасения в лесу, прыгнул к ёжику в нору.

    (Дети-зайчишки дрожат от страха, убегают от лисы, прыгают в «норку» к ёжику)

    - Что же делает зимой ёж?  (спит)

    - Как в норке спит ёж?  (свернувшись клубком)

    Воспитатель предлагает поудобнее «улечься», звучит колыбельная.

                         Весёлый огород

    Дети называют знакомые овощи, показывают муляжи.

    -Представьте себе, что мы с вами в огороде на грядке  ( дети «рассаживаются на грядке» ).

    Воспитатель ходит и приговаривает:

    Вот пришла я в огород! Репка, свёколка растёт.

    И картошка, и капуста, и морковочка, и лук.

    Детям я сварю сегодня овощной полезный суп!

    -Ой, что это на грядке выросло?   (дети называют овощи)

    -Морковки, полезайте в корзинку! Идите ко мне! (встают кучкой)

    И вдруг….Ах, овощи рассыпались!  (дети разбегаются)

    Воспитатель их вновь созывает, дети собираются, крепко держась за руки.

    -Все овощи собраны, лежат в корзинке. Корзину я ставлю в машину и весь урожай едет домой.

    ♪   Едем, едем мы домой на машине грузовой.

             Нам ворота отворяй, едет с поля урожай!

    -Вот мы и дома. Пора варить овощной суп.

    ♪  Имитация:  дети моют овощи, чистят, режут, кладут в кастрюлю, солят, мешают, пробуют, кормят кукол.

                        Две зелёные лягушки

    На болоте две подружки, две зелёные лягушки.

    Под лопух на кочку сели, свою песенку запели!

    - Какую песенку запели лягушки?   (Дети протяжно квакаают)

    - Как запоют весёлые лягушки?       (Дети весело и громко квакают)

    На болоте две подружки, две печальные лягушки,

    Под лопух на кочку сели, тихо песенку  запели.

    - Как будут петь печальные лягушки?   (Дети тихо, жалобно квакают)

    Над ширмой появляется кукла – лягушка:

    - Здравсвуйте, ребята, ква-ква-ква, вы ребята – лягушата?    (Да)

    - Что же вы сидите, прошёл тёплый дождь, пора на прогулку! Растопыривайте ваши лапки, прыгайте на полянку.

          Под весёлую музыку дети прыгают, как лягушата.

    - Лягушата, вы проголодались? А посмотрите, вокруг вас столько комаров! Ловите их!   (Дети открывают рты и двигают  язычками) 

    - Наелись? Теперь можно поиграть!

                       Подвижная игра «С кочки на кочку»

        На полу раскладываются обручи, под музыку дети скачут с кочки на кочку (прыгнуть в обруч), а со словами воспитателя: «Цапля идёт!» - дети прячутся-приседают.

                             Мини – сценка  «Полянка»

    Стихи к разыгрыванию сценки необходимо накануне раздать на дом.

    Лисичка:  Над полянкой, над лесной дует ветер озорной.

                      Этот ветер очень мил: он мне шёрстку распушил!

    Бабочка:  Светит солнышко с небес, разговаривает лес,

                      И приятная жара начинается с утра!

    Зайчик:   Весёлая полянка, душистые цветы!

                     Зелёная полянка, понравилась мне ты!

    Лягушка:   День хорош?  Какая чушь! Отвратительная сушь!

                        Очень скверная погода: нет ни сырости, ни луж! Ква!

    Кукла-лягушка прощается с детьми:    Мне пора скакать в болото,

                    Много у меня заботы. Ждут меня мои ребята, озорные лягушата.

                    До свидания! Ква-ква-ква!  До свидания!

                   Зайка весёлый и грустный

    Воспитатель вносит  зайку и грустным голосом читает стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

    - Посмотрите, ребята, какой Зайка мокрый,  грустный, одинокий. Давайте мы его пожалеем.  (Дети вытирают Зайку, гладят, жалеют. Воспитатель помогает подобрать ласковые, утешительные слова: не плачь, Заинька, мы тебя любим, приласкаем, какой ты хороший….)

    - Посмотрите, Зайка заулыбался, стал весёлым.  (Воспитатель демонстрирует пиктограммы: весёлую и грустную, просит показать, каким был Зайка, каким он стал. Дети выбирают нужные пиктограммы.)

    Мы умеем улыбаться, можем мы и погрустить.

    Очень любим мы смеяться, ну а главное – дружить!

    (Дети выполняют мимические упражнения: улыбаются, «грустят», смеются, на последней строчке дают друг другу руки.

                                     Игра на пальцах

    - Посмотрите, как крепко умеют дружить наши дети. А как умеют дружить наши пальчики? Покажите их.

    Дружат в нашей группе       (пальцы обеих рук соединяются в замок)

    Девочки и мальчики.

    С вами мы подружимся,      (ритмичное касание пальцев обеих рук)

    Маленькие пальчики.  

    Раз-два-три-четыре-пять,    (поочерёдное касание пальцев обеих рук,

    Начинай считать опять.        начиная с мизинца) 

    Раз-два-три-четыре-пять      (руки вниз, встряхнуть кистями)

    Мы закончили считать!      

                      Игра с движениями «Весёлые зайчата»

    Мы -  весёлые зайчата, любим прыгать и скакать.

    Ну – ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!

       Роль лисицы предлагается любому ребёнку, остальные дети – зайчата.

    Пока дети проговаривают слова, лисичка сидит в «норке», а затем ловит убегающих зайчат.

                    Кисонька – мурлысонька

    Воспитатель напевает:  Детушки - касатушки!

                                            Вы садитесь, не стесняйтесь,

                                            Поудобнее располагайтесь!

                                            Всем ли видно, всем ли слышно?

                                            Приготовьте ушки, глазки,

                                            Расскажу сейчас вам сказку!

                                 С куклой кошкой или с ребёнком.

    -  Кисонька – мурлысонька, ты где была?

    - На мельнице.

    - Кисонька – мурлысонька, что там делала?

    - Муку молола.

    - Кисонька – мурлысонька, что из муки пекла?

    - Прянички.

    - Кисонька – мурлысонька, с кем прянички ела?

    - Одна.

    - Не ешь одна, не ешь одна!

                       Кто в гости пришёл?

    Воспитатель держит в руках куклу Дашеньку.

    - Вспомните, у кого мы с вами были недавно в гостях? А сегодня Дашенька у нас в гостях, давайте с ней поздороваемся и пригласим её в наш дружный хоровод.

     Дети берутся за руки и вместе с куклой встают в круг, повторяя за воспитателем слова:

                                        Хоровод

    Хоровод водили, озорными были.

    Вот и встали мы в кружок, а кто рядом здесь,  дружок?

    Педагог обращается к какому-либо ребёнку:

    - Кто с тобой рядом стоит?  (ребёнок называет рядом стоящего по имени в уменьшительно – ласкательной форме,  например,   Танечка)

    Хоровод продолжается до тех пор, пока все имена не будут названы.

               Театрализованная игра «Кто в гости пришёл?»

         Воспитатель предлагает детям представить, что они не дети, а разные звери, птицы.  По желанию можно выбрать шапочку – маску. Под музыкальное сопровождение ребёнок подходит к домику Даши и голосом своего героя просится в гости к Дашеньке. Она его «впускает».

       И вот все животные в домике.  Педагог напоминает детям русскую народную пословицу: «В тесноте, да не в обиде!»

                               Лошадка

    Показать игрушку – лошадку:  Гоп-гоп, гоп-гоп, ты скачи в галоп!

                                                    Ты лети, лошадка, скоро,

                                                    Через реки, через горы.

                                                     Всё в галоп, в галоп.

                                                     Гоп – гоп, гоп – гоп!

    - Как скачет большая лошадка? (гоп – гоп, гоп – гоп)

    - Поскачем, как большие лошадки! (высоко поднимать ноги, подпрыгивая, делают большие шаги)

    - А теперь вы маленькие жеребята.  ( гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп)

    - Как скачут жеребята? ( маленькие шажки – подскоки)

                 Инсценировка «Лошадка» А. Барто.

    Погладить, покормить, но сначала нарвать травы; покататься.

                                  Паучок

            Проговаривание чистоговорки:  Са – са – са,  вот летит оса.

    1. С разной силой голоса: тихо – громче – громко.
    2. Меняя интонацию:  удивлённо, вопросительно, испуганно.

        Разыгрывание мини – сценки  «Пчёлки и медведь»

    Пчёлка- мама:   Пчёлки-детки, полетели собирать мёд с цветов.

                               Ой, медведь идёт!  Мёд у пчёлок унесёт! Пчёлки, домой!

    Пчёлки:      Этот улей – домик наш!  Уходи, медведь, от нас!  Ж-ж-ж-ж!

       Роль мамы-пчёлки воспитатель берёт на себя.  Роль медведя предложить любому ребёнку.

                             Танец – игра «Паучок»

    - В хоровод, в хоровод собирайся народ!

    Воспитатель собирает детей в круг. Водящий садится в центре круга. Дети идут по кругу, приговаривая:

           Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки!

           Мы тебя кормили, мы тебя поили,

           На ноги поставили – танцевать заставили!

    На этих словах дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.

    -Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!

         Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения под музыку.

                              Прогулка к реке

    - Ребята, мы отправляемся на прогулку к реке!

    Маленькие ножки шагают по дорожке    (дети идут мелкими шажками)

    Большие ноги идут по дороге                  (широко шагают, высоко поднимая ноги)

    - Шли мы с вами по широкой дороге, а теперь пойдём по узенькой тропинке  (дети идут гуськом),  осторожно, не ступите в лужу!  На пути у нас канавка, осторожно, не упадите, перепрыгивайте по одному!  Мы дошли до речки и нужно перебраться по мостику на другой берег   (воспитатель кладёт на пол дощечку)

    - Подойдём к речке, опустим руки в воду…Какая вода?   (ответы детей)

    -Умоемся…        (дети набирают воображаемую воду в ладошки и проводят по лицу), стряхнём воду с рук.

    Кто плещет в речке чистой спинкой серебристой?  (рыбка)

    - Представьте, что ваши ладошки – это маленькие рыбки. Пусть они поплавают.  (включается музыкальный фон, дети двигаются по залу и делают волнообразные движения кистями рук)

    - Ой, сколько рыбёшек в речке! И плотвичка, и карасики, и пескарики… И вдруг из камышей выплывает большая голодная щука! Рыбёшки, прячьтесь скорей за камушки!

      Дети прячутся за стульчики, ребёнок в маске-шапочке «щуки» пытается поймать рыбок.

                          Прогулка по лесу

    Дети, держась за руки,  идут и  приговаривают:

    Пошли, пошли, поехали за спелыми орехами,

    За ягодами, грибами, что родятся под дубами,

    Что растут под клёнами, под липами зелёными.

    -Мы с вами пришли в лес. Послушайте, как тихо в лесу.

    Су-су-су, тихо осенью в лесу!  ( дети повторяют )

    -Послушайте, как шумит ветер в лесу?

    Фу-фу-фу-фу!  (дыхательные упражнения)

    -Летят по ветру листья ш-ш-ш-ш….и падают на землю.

    Шур-шур-шур! Что шуршит у нас под ногами?  (листья)

    -А под листьями спрятались грибочки и ягоды – брусника, клюква. Давайте поищем их.  (Имитация:  дети ходят,  наклоняются и собирают в корзинки)

    -Что у тебя?  (гриб – картинка)

    -Какой он?   (маленький, красивый)

    -А у тебя что за ягоды?  (земляника – карточка)

    -Как много грибов и ягод мы собрали, мне одной две корзины не донести. Помогите, пожалуйста!  (имитация)

    -А кто ещё любит грибы, ягоды и собирает их на зиму?  (белки)

    -Белочки скачут по лесу и собирают грибочки, ягоды, орехи.  (дети изображают белок)

        Вот какие белки трудолюбивые, много запасов сделали на зиму! Сделал дело, гуляй смело!

                 Ходит осень по дорожке

    Воспитатель:   Ходит осень по дорожке,  промочила в лужах ножки,

                                 Льют дожди, и нет просвета, затерялось где – то лето.

                                 Осень золото роняет, холод пташек угоняет.

                                «До свиданья, лес и луг!  Мы летим на тёплый луг».

         Осень – холодное время года, некоторые птицы улетают на юг.  А что же делают обитатели леса? ( роют норки, ищут укрытие от дождя и холода, устраивают берлоги).

                         Сказка «Теремок»

    С использованием фланелеграфа, би-ба-бо или с участием самих детей.

        Я расскажу вам сказку про теремок, который нашли звери в лесу.

    - Как начинается сказка?

    - Кто же первый пришёл к теремку? (как? Просит голосом мышки)

    - Кто следом за мышкой? (лягушка  просится - ква-ква)

    - Что ответила мышка? (диалог)

    - А за лягушкой кто пришёл?  И т. д. по сюжету сказки.

                                                      Хомячок

    Воспитатель собирает детей в хоровод.

             К нам гости пришли! Дорогие пришли!

             Мы не зря кисель варили, пироги пекли!

    - Подходите, гости дорогие, угощайтесь!   (Воспитатель раздаёт воображаемые пироги. Дети имитируют жевание)

    - У кого пирог с малиной? А у кого с черникой? А с клюквой кому достался? Подкрепились? Вкусно? Посмотрите, ребята, к нам пришёл в гости Хомка-хомячок.  (на фланелеграфе  изображение хомяка)

    - Хомячку на ухо села муха!  Проговорим медленно и чётко, меняя силу голоса (тихо-громче-громко), меняя интонацию (вопросительно, удивлённо, испуганно)

                           - А теперь мы с Хомкой поиграем!

    Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок!   (Дети поглаживают бока)

    Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.  (Дети потягиваются)

    Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.      (Имитация)

    Раз, два, три, четыре, пять,  Хомка хочет сильным стать!

     - Наш Хомка по весне сеет горох у себя на огороде.

                      Игра с использованием мимики и жестов.

         Представьте себе, что вы маленькие горошинки, вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошёл дождь, горошины стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился  сквозь землю и. раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился цветочек. Он качал своей головкой и улыбался солнышку.

         В игре обязательно используется музыкальный фон.

                      Что умеют ваши  ручки?

    -Покажите ваши ручки. Вот они какие! Что умеют ваши ручки?

    Дети двигают руками, пальцами рук делают непроизвольные движения.

                                        Игра на пальцах.

    В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

    Указательный и средний, безымянный и последний.

    Сам мизинчик-малышок постучался на порог!

    Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя!

       Воспитатель, произнося текст, поочерёдно соединяет с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.

    -А ещё наши ручки умеют превращаться! Посмотрите, наши ручки могут превратиться в травку!   Воспитатель ставит маленькую ширму, величиной с книгу, над ширмой показываются растопыренные пальцы рук.

    -Наши руки могут превратиться в кустики!   Над ширмой показываются кисти рук.

    -А теперь наши руки стали деревцами.   Руки вытягиваются до локтей

    -Посмотрите, у нас вырос целый лес! А что такое лес?

    -Но вот подул ветер и закачались деревца.  Руки наклоняются в разные стороны.

    -Ребята, сложите ваши ладошки. Они похожи на зёрнышки. Что может вырасти из зёрнышек?    (дерево, кустик, цветок)

    -Представьте себе, что ваше зёрнышко – это будущий цветок.

           Дети прячутся за ширмой.

    -Упало зёрнышко в землю, пригрело солнышко, прошёл дождь, и из зёрнышка появился росток.   (Дети медленно поднимают над ширмой сложенные ладошки)

    Росток рос, рос, и вскоре появился цветок   (дети вытягивают руки до локтей, а затем раскрывают ладошки)

    -Посмотрите, сколько цветов распустилось у нас в саду!  А как они пахнут!    (Дыхательное упражнение:  глубокий вдох и медленный спокойный выдох)

    -Ребята, а вы смогли бы превратиться в деревья?

    Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.

    Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клён.

    Дети поднимают руки вверх, изображая деревце, и проговаривают слова.

    -Ах, какое красивое деревце!  Детям в индивидуальном порядке предлагается сказать эту фразу с восхищённой интонацией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

    Использование театрализованных игр по сказкам  в развитии воображения, памяти и речи детей  младшего         дошкольного возраста...

    Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

    "Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего  дошкольного возраста".  Сказка является наиболее доступным материалом для развития п...

    Выступление на ГМО воспитателей младших групп (г. Волжск РМЭ) по теме "Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".

    выступление на городском методическом объединении воспитателейс просмотром видеоролика постановки сказки "Колобок на новый лад..."...

    Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"

    Перспективный план работы по теме "Организация театрализованных игр с детьми дошкольного возраста"...

    Обобщение опыта по теме: "Использование театрализованных игр при коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Данный опыт является обобщением системы работы по коррекции недоразвития речи у дошкольников с использованием театрализованных игр. Театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекцио...

    СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитие детей дошкольного возраста"

    “Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Е...

    Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.

    Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.РАЗВИТИЕ  БЕГА, ПРЫЖКОВМедведь и дети (1 год 6 месяцев — ...