Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Отришко Мария Викторовна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_sistematika_zaderzhek_psihicheskogo_razvitiya.pptx716.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология лиц с ЗПР Санкт-Петербург 2020г. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР)

Слайд 2

Причины и систематика задержек психического развития

Слайд 3

Цели: 1. Изучить причины задержек психического развития 2.Определить систематику задержек психического развития 3. Лечение задержек психического развития у детей

Слайд 4

Причины задержек психического развития: С позиции Лебединской К.С. тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, неблагоприятное воздействие окружающей среды.

Слайд 5

Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), - в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.

Слайд 6

Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется. Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность. Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

Слайд 7

При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития : 1.Психический инфантилизм. 2. Врожденная субдебильность , “конституционально-глупые личности”, “салонное слабоумие”. 3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития. 4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте. 5. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.

Слайд 8

В настоящее время существует несколько видов классификаций задержек психического развития: клинические (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и Т. А. Власова, В. В. Ковалев, Ю. Г. Демьянов), клинико-психолого-педагогическая (К. С. Лебединская), педагогическая (С. А. Домишкевич и В. М. Пермякова ). Как показывают специально проведенные исследования и практика, единых принципов систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует .

Слайд 9

Одна из первых классификаций была составлена Г. Е. Сухаревой, которая на основе этиопатогенетического принципа выделила нарушения интеллектуальной деятельности у детей с замедленным темпом развития. Предложенная автором классификация включает пять групп : 1) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения ; 2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями ; 3) нарушения при различных формах инфантилизма ; 4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами чтения, письма ; 5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

Слайд 10

Классификация В. В. Ковалева построена на основе патогенетического принципа, и пограничные формы интеллектуальной недостаточности условно разделены на четыре группы : 1) дизонтогенетические формы, при которых интеллектуальная недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка и обычно сочетается с инфантилизмом различного вида . 2) энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза . 3) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации ; 4) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (или «социокультурная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблемам умственной отсталости).

Слайд 11

Итоги:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специального обучения.

В статье проведен краткий анализ офтальмологической тифлопедагогической литературы по теме "Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специальн...

Причины нарушений физического, нервно-психического и речевого развития ребенка.

Часто родители спрашивают, почему у ребенка те или иные нарушения, от чего их ребенок часто болеет или поздно заговорил. Памятка кратко знакомит с причинами нарушений в развитии ребенка....

Задержка психического развития: причины, виды, особенности развития ребенка.

В статье представлены теоретические основы такого понятия как задержка психического развития (ЗПР). Описаны основные причины, виды, особенности детей с ЗПР, даны рекомендыции для родителей....

Родительское собрание "Задержка психического развития: причины, проявления, помощь"

Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей об особенностях детей с задержкой психического развития и повышение их педагогической компетентности в вопросах преодоления задержки психиче...

Причины возникновения задержки психического развития и психофизическая характеристика детей с ЗПР.

К. С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классификации ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:  конституциональ...

Задержка психического развития: причины и решение.

Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...