"Раннее выявление задержек в развитии речи и их преодоление"
презентация по логопедии
Этапы становления речевого развития детей, задержка речевого развития и его преодоление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины задержек и отклонений в речевом развитии ребенка: Недопонимание серьезности проблемы. Нехватка грамотных специалистов. Органические нарушения (внутриутробные патологии; повреждения при родах; наследственные факторы; иммунологическая несовместимость матери и плода) Дефицит общения родителей с ребенком. Действие СМИ. Среда обитания (воздействие среды; социальных факторов; личностных установок). Грудное вскармливание.
Задержка речевого развития - Это задержка в сроках усвоения языка. Само же усвоение языка идет по закономерностям развития нормы. Это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
Предикторы - Исходная характеристика чего-либо, по которой можно предсказать другую характеристику того же самого.
Что определяет развитие ребенка: Его физиологические особенности (то, что ему дано от рождения). Среда (те условия, которые его окружают; значимые взрослые). Его личный опыт (как усваивает; как приспосабливается; как употребляет).
Основные теории развития речи: Культурно-историческая концепция Выготского («зона ближайшего развития»). Теория ведущей деятельности ( до года – эмоциональная деятельность со взрослыми; до трех лет – предметно-манипулятивная деятельность). Периодизация Фрейда (оральная стадия; анальная стадия; с трех лет – идентификация себя как пол, как личность). Теория Эриксона (любой переход от этапа к этапу – через кризис). Теория Карла Бюллера (три ступени развития: инстинкт; дрессура; интеллект). Теория речевой деятельности Леонтьева (мотив; действия и навыки; средства; цели).
Диагностика речевого развития направлена на то: Есть ли у ребенка средства или условия на развитие речи. Есть ли у ребенка навыки. Есть ли у ребенка мотив к общению. Как мама общается с ребенком (есть ли у нее цели и мотивы ).
Физиологические основы речи: Артикуляционный аппарат. Дыхательная система (хотя речевое дыхание еще не сформировано). Слух. Мозг.
«Язык нянь» Эмоционально-положително окрашенная речь. Речь краткая. Наличие «ласковых» слов. Повторы слов. Сокращение и упрощение слов. Увеличение длительности гласных. Напевность речи. Повторение (имитация) звуков и звукосочетаний, произнесенных ребенком.
Нормы речевого развития: Дискрептивные (предписывают то, как должно быть – идеал) Прискрептивные (это то, как есть на самом деле – средние показатели)
Запас слов (нормативы): 1,5 года – 10 слов; 1год 8 месяцев – 50 слов; 2 года – более 200 слов; 3 года – 900-1000 слов;
Периодизация развития речи (по Ушаковой) Дословесный (гуление, лепет). Предречевой (лепетные слова, любимые слоги). Ранняя стадия развития языка.
Начальный детский лексикон: Протослова (любые звукосочетания, звуки, которые закрепляются за чем-нибудь конкретным, вокализации) Конвенциональные слова (лепетные слова, звукоподражания. т.е. те слова, которые ребенок говорит в определенной ситуации) Формулы или застывшие фразы.
Раннее распознавание отклонений в дословесный период речи. Отсутствие социальной улыбки, комплекса оживления. Отсутствие, бедность, однообразие гуления, лепета. Бедный сенсорный опыт. Депрессивная, тревожная, неуверенная мама. Отсутствие зрительного контакта со взрослым. Нарушение эмоциональных взаимоотношений в семье. Отсутствие постоянного лица, осуществляющего уход за ребенком. Постоянное беспокойство, частый внезапный плач. Отсутствие всех составляющих детского лексикона. Отсутствие подражания.
Комплексный подход к решению проблем в развитии речи. Психологическая работа направлена на: поддержку родителей; помощь в общении между ребенком и родителями; отмену «комплекса неудачника»; поддержку мотивации к занятиям. Логопедическая работа направлена на развитие: моторики; артикуляционного аппарата; слухового восприятия; пассивного и активного словарного запаса.
Специфика работы с ранним детством. Обязательное присутствие родителей (одного из родителей) на занятиях. Выполнение родителями всех указаний логопеда для ребенка. Подробное объяснение для родителей целей и задач каждого упражнения. Эмоциональная включенность логопеда на каждом этапе работы.
Методика логопедической работы с детьми до 3-х лет. I этап - развитие доречевого общения: упражнения, направленные на различение неречевых звуков; упражнения, направленные на развитие паралингвистических средств языка; упражнения на развитие артикуляционного аппарата; упражнения на развитие мелкой моторики и локомоций. II этап – развитие речевого общения: упражнения, направленные на различение звуков речи; упражнения на понимание речи; упражнения, направленные на расширение словаря; упражнения на развитие связной речи.
Алгоритм работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста, до начала занятий. Сбор данных анамнеза, психолого-педагогическое обследование малыша. Данные медицинского обследования (лор, невролог). Если отсутствует компьютерная аудиограмма – требуем (при подозрении). При неблагоприятных данных, кооперируемся с другими специалистами. Поддерживаем родителей.
Основные принципы организации занятий. Создание безусловно принимающей среды. Любовь и принятие как ребенка, так и его родителей или лиц их замещающих. Отказ от диагноза. Следование за ребенком. Постоянная поддержка мотивации. Отношение к ребенку и его семье как к людям, нуждающимся в поддержке, а не в лечении. Преувеличенное количество и возможно быстрая сменяемость методик, техник, темпа занятий. Вовлечение родителей во все этапы занятий. Получение удовольствия от занятий всеми участниками. Ответственность не за ребенка и его успехи, а за качество своей работы, за свои чувства и действия.
Организация группы: Безопасное пространство, безопасная атмосфера. Взаимодействие мамы с ребенком расширяется. Все упражнения усваиваются лучше с поощрением. Учим первым социальным контактам. Возможность получения обратной связи. Недостатки исправляются быстрее. Быстрее наполняется зона ближайшего развития ребенка (присутствие взрослого и наблюдения за сверстниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раннее выявление задержки речевого развития
любую болезнь легче предотвратить, нежели лечить. Эта поговорка применима и к речевому развитию мпалышей....

«Раннее выявление проблем в развитии ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи»
…Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не смож...
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...

«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с особенностями в развитии»
Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обу...

Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный...

Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников
Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников....