Статья «Переучивать ли левшу?»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Петрова Ольга Федоровна

Статья «Переучивать ли левшу?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_levorukost.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Переучивать ли левшу?»

Цель: сообщение родителям знаний по проблеме леворукости.

        Для того, чтобы понять, в чем же проблема леворуких детей, нужно проанализировать причины возникновения леворукости. Она может возникнуть вследствие воздействия на центральную нервную систему ребенка в период внутриутробного развития  или родов (патология беременности, родовые травмы, стремительные или затянувшиеся роды, низкая масса тела новорожденного, асфиксия, применение инструментов родовспоможения и так далее, не говоря уже о недоношенности). Кроме того, существует много серий семейной леворукости, то есть генетически обусловленной, которая не связана с нарушением в развитии. Встречается часто гетерогенная леворукость, когда имеет место несколько причин. Как и причины, механизм леворукости недостаточно изучен. Случаются ситуации, когда праворукие от природы люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин вынуждены пользоваться левой рукой. Частой причиной становятся травмы, когда малыш вынужден пользоваться левой рукой, а если период выздоровления затягивается, то навык закрепляется. Есть вынужденные левши среди детей с ДЦП, когда нарушение нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают движения левой рукой более удобными. Левая рука больше тренируется, вследствие этого лучше развивается. Среди вынужденных левшей встречаются ситуации, когда деятельность ребенка формируется путем подражания взрослым или сверстникам. Следует отметить, что случаи вынужденной смены руки часто сопровождаются невротическими и эмоциональными нарушениями, а также дискомфортом координации, трудностями освоения сложных двигательных навыков.

        Мы привыкли говорить о головном мозге как о едином органе, но фактически единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон. Несмотря на почти одинаковое строение, каждое полушарие имеет свои специфические особенности и свои функции. К примеру, работа левого полушария позволяет четко понимать обращенную речь, а правое воспринимает интонации и модуляции голоса. Левое полушарие реагирует на звуки и ритм, но нечувствительно к музыке, музыку «слышет» правое полушарие и т.д. У правшей способность к письму регулирует левое полушарие,   способность к рисованию и копированию изображений – правое.

        Таким образом, становится понятно, что левша – это не зеркальная копия правши.

        Организация деятельности головного мозга такого ребенка имеет индивидуальные, свойственные только ему особенности. Главная опасность в жизни леворукого дошкольника – это декстра-стресс. Поэтому важно вовремя определить ведущую руку и строить процесс воспитания и обучения с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Если нет сомнений в том, что ребенок преимущественно владеет левой рукой, то переучивать его не стоит ни в коем случае. Родителям ребенка-левши следует помнить, что леворукость – не болезнь, не изъян, а просто такой вариант нормы, и принять это как индивидуальную особенность своего ребенка.

Следует учитывать этот факт при организации рабочего места – для ребенка-левши:

  • свет должен падать с правой стороны (ребенок должен сидеть у окна, где больше света);
  • лист для рисования, тетрадь должна быть наклонена вправо и сдвинута ближе к левой руке;
  • карандаш, ручку ребенок должен держать чуть выше, чем праворукий (на расстоянии 3-4 см от кончика ручки, при этом пальцы должны не прогибаться под углом, а охватывать ручку большим и указательным пальцем).

В последние годы появились наборы канцелярских товаров для леворуких, специально разработанные прописи.

Необходимо обеспечить достаточное развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук ребенка с учетом ведущей руки. Развивая мелкую моторику кистей и рук ребенка-левши, следует развивать обе руки, а не только ведущую.

Встречаются среди детей также амбидекстры, иными словами -  дети, одинаково владеющие  и правой, и левой рукой. Если ребенок использует и правую и левую руку, это не означает, что обе руки хорошо выполняют одни и те же виды деятельности. Следует выяснить, какой рукой преимущественно пользуется ребенок при выполнении графических заданий, и развивать графо-моторные навыки с учетом именно этой ведущей руки в данном виде деятельности.

Диагностика леворукости.

Самыми простыми экспресс-способами считаются следующие:

  1. «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.
  2. «Поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. Принять считать, что у правшей кисть лежит сверху на левой предплечье.
  3. «Одновременные действие обеих рук» - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой , могут быть более медленными, но более точными. 

Ф. Кречмер предлагает для определения леворукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, вынуть пробку из ванны и т.д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он – леворукий.

Памятка родителям по определению ведущей руки:

  Для определения рукости можно также использовать систему тестов, разработанную М.Т.Князевой и В.Ю.Вильдавскиль.

Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

  1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
  2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей следует считать ту, которая выполняет более активное действие:

  • Рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаши (фломастеры), предложите ему нарисовать то, что он хочет. После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.
  • Открывание небольшой коробочки. Задание: найди фигурку в одной из коробочек. Ведущей рукой считается та, которая открывает и закрывает коробочки.
  • Построение колодца из палочек.
  • «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросить и ловить одной рукой. Нужно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
  • Вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую картинку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.д.)
  • Раскладывание карточек лото. Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, это рука ведущая) – раскладывать карточки.
  • Нанизывание бисера на шнурок.
  • Открывание нескольких флаконов.
  • Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов на шнуре средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
  • Построение из кубиков (дома, ограды и т.п.). Ведущей считается та рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

левша,стоит ли переучивать?

Консультация для родителей  "Леворукий ребёнок""Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. ...

Левша или правша. Нужно ли переучивать?

Необходимость этого сообщения назрела сама собой. В конце сентября выступала на родительских собраниях в 2-х подготовительных группах, которые посещают дети 5-6-ти лет. Очень понравились обе ауд...

Не пытайтесь переучивать левшу

У вас есть шанс вырастить неординарную личность: процент одарённых левшей достаточно велик. Но при поступлении  в школу такой ребёнок нередко попадает в «группу риска»....

Статья "Левой-правой , или почему не надо переучивать ребёнка брать левой рукой."

" Наш малыш взял в руки ложку, но почему - то это оказалось левая рука . И до сих пор ,невзирая на все наши ухищрения , он упорно держит ложку левой рукой ." Переучивание леворукости -...

Ребенок левша — стоит ли переучивать.

Многие родители начинают беспокоиться, когда замечают, что их ребенок пишет или рисует левой рукой. Некоторые пытаются переучить своё чадо, другие даже обращаются за помощью к врачам. Родительское вол...

Ребёнок-левша: стоит ли переучивать?

Многие родители начинают беспокоиться, когда замечают, что их ребенок пишет или рисует левой рукой. Некоторые пытаются переучить свое чадо, другие даже обращаются за помощью к врачам. Родительское вол...

Консультация для родителей: « Нужно ли переучивать левшу?»

Консультация для родителей:« Нужно ли переучивать левшу?» Многие родители, наблюдая за тем, какой рукой их малыш держитложку или карандаш, пытаются определить — левша их ребенок или правша. При э...