Статья «Создание специальных условий для развития коммуникации и «запуска» речи для детей с РАС».
статья по коррекционной педагогике

Зверкова Евгения Юрьевна

          Исследование ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что 1% детей в мире страдает аутизмом.

          В настоящее время уже не оставляет сомнения тот факт, что детей с расстройствами аутистического спектра становится все больше (что подтверждается растущей с каждым годом статистикой). Абсолютными рекордсменами считаются Америка и Южная Корея. Там каждый 38 житель с синдромом аутистического спектра. Отследить статистику в России сложно, так как официальные данные не предоставляются. Однако замечено, что больных аутизмом детей, примерно столько же, сколько и страдающих от астмы, эпилепсии и диабета. Поэтому, фактически, в каждом детском саду может встретиться ребенок с данным расстройством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Создание специальных условий для развития коммуникации и «запуска» речи для детей с РАС».

 

Исследование ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что 1% детей в мире страдает аутизмом.

В настоящее время уже не оставляет сомнения тот факт, что детей с расстройствами аутистического спектра становится все больше (что подтверждается растущей с каждым годом статистикой). Абсолютными рекордсменами считаются Америка и Южная Корея. Там каждый 38 житель с синдромом аутистического спектра. Отследить статистику в России сложно, так как официальные данные не предоставляются. Однако замечено, что больных аутизмом детей, примерно столько же, сколько и страдающих от астмы, эпилепсии и диабета. Поэтому, фактически, в каждом детском саду может встретиться ребенок с данным расстройством.

Одним из основных признаков у детей с расстройством аутистического спектра является отклонение в речевом развитии. Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями коммуникации.

При всем разнообразии речевых расстройств, можно выделить основные особенности речи у детей с РАС:

  • мутизм (отсутствие речи) значительной части детей:
  • эхолалии (повторение слов. фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
  • большое количество слов - штампов и фраз - штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи:
  • отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
  • автономность речи;
  • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе -«он» или («ты», а других иногда «я»);
  • нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное - до буквальности -сужение толкований значений слов), неологизмы;
  • нарушения грамматического строя речи:
  • нарушения звукопроизношения;

•        нарушения просодических компонентов речи.

 

С детьми с расстройством аутистического спектра мы работали с 2016 года.  

Коррекционная работа с детьми с РАС проводилась комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включала в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями. 

  Формы и методы, применяемые в работе.

Работа начиналась с наблюдения за детьми в группе. На каждого из них была заведена индивидуальная тетрадь, в которой специалисты (воспитатель, логопед, психолог) отмечали ежедневно особенности поведения ребенка. С родителями проводились беседы о поведении ребенка дома, его интересах, способе выражать свою просьбу, предпочтениях в еде, характере речевой активности и т.д.

Далее, результаты обследования изучались   и использовались для построения индивидуальных маршрутов сопровождения воспитанников.

  Началу коррекционной работы   предшествовал этап   установления эмоционального контакта. Этот этап занял довольно продолжительный период времени.

 Для установления эмоционального контакта использовались любимые игры, игрушки детей, которые родители приносили из дома. (Показ видео).

После того, как контакт с детьми был установлен, возникла необходимость в адаптации образовательной среды.

          Для детей с РАС очень важна предсказуемость событий – неожиданные «сюрпризы» могут надолго выбить аутиста из колеи, встревожив и напугав его. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью мы использовали   так называемые пооперационные карты (визуальное расписание), на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий.

 Часто дети с РАС не мотивированы на обучение. Для преодоления данных трудностей для ребенка с РАС мы использовали дополнительное поощрение и подкрепление.

Логопедическая работа строилась с учетом индивидуального   уровня интеллектуального развития ребенка, особенностей всей клинико-психологической структуры, характерной для данного ребенка с РАС.

У детей с РАС, посещающих наш детский сад, отмечалось не только полное отсутствие речи (мутизм), но и не возникала потребность в общении.  С целью формирования коммуникативных навыков и «запуска» речи нами совместно с родителями детей с РАС было принято решение использовать технологию альтернативной коммуникации, систему PECS. (Показ видео).

   К сожалению, в отечественной литературе отмечается недостаток детально проработанных методических материалов по использованию данной системы.

Специалистами   психолого – педагогического сопровождения были разработаны методические рекомендации «Система PECS, как одно из средств формирования коммуникативных навыков и «запуска» речи у детей с расстройством аутистического спектра».

 В методическом пособии описана система работы по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС, посредством использования системы «PECS».

В пособии раскрываются общие принципы, условия, алгоритм и формы коррекционной̆ работы по формированию коммуникативных навыков, описаны методы, приемы и способы их формирования. Так же в методическом пособии описана процедура оценки коммуникативных навыков.

При правильно построенной работе дети с РАС могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разные. Периоды прогресса могут сменяться регрессом.

          Успешность и результативность логопедической работы зависит от создания специальных условий для детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей, но следует отметить, что она более длительна и кропотлива.  

Таким образом, правильно созданные   специальные образовательные условия, способствуют социализации и адаптации воспитанников с РАС.  

Список литературы:

  1. Барбера Л.М. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход – Екатеринбург, 2014г.  
  2. Никольская О. С. Баенская Е. Р. Либлинг М. М. Аутичный ребенок.  Пути помощи. -  Москва, 2007г.
  3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей – Москва, 2003г.
  4. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком – Москва, 2014г.
  5. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО: создание специальных условий для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения физического (и) или психического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и препятствуют получению обр...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития коммуникации у детей с помощью технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой"

На современном этапе развития общества очень ярко проявляется проблема социализации детей. Родители не в полной мере осознают свою ответственость в создании условий для  развития коммуникативных ...

Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...

Создание эффективных условий для развития мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей среднего возраста.

Здесь предоставлен мой опыт, опыт моих коллег по созданию таких условий самостоятельной деятельности детей, благодаря которым идет эффективное развитие мелкой моторики....