Создание эффективных условий для развития мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей среднего возраста.
статья по психологии (средняя группа)

Здесь предоставлен мой опыт, опыт моих коллег по созданию таких условий самостоятельной деятельности детей, благодаря которым идет эффективное развитие мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ  ЭФФЕКТИВНЫХ  УСЛОВИЙ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  В  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

Все   Вы   знаете,   что  организация  самостоятельной   деятельности  предполагает  включения  педагога .   Дети   не   должны   быть   представлены   сами   себе   их   нужно организовывать.

Для   того ,  чтобы    самостоятельная   деятельность   была   у детей   насыщенная , необходимо  правильно  организовать  предметно  пространственную  среду.

Период среднего дошкольного возраста, именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

 Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. 

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в развитие детской речи, формировании навыков самообслуживания и подготовки к письму.

 От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. 

Цель, задачи:

  • Развивать общую двигательную активность, мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
  • Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.

Мною была разработана картотека игр направленных на развитие мелкой моторики , все игры из данной картотеки описаны ниже.

Картотека игр на развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

  1. «Большая стирка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

Прошу обратить внимание , что оборудование для данной игры было взято из театрализированного  центра.

  1. «Игра «Достань со дна бассейна»
       Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

   Ход игры: Прячем  в разноцветный рис на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их. Посмотрите , какой восторг вызывает у ребенка эта игра.


 
Все материалы для данной игры были взяты из уголка экспериментирования.

  1. Игра «Золушка»

Цель игры: Развитие мелкой моторики. Учить поочерёдно действовать правой и левой рукой. Совершенствовать точность движения пальцев.

Оборудование: Макароны, горох, фасоль.

насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого. При этом необходимо акцентировать внимание на безопасность детей. Нельзя оставлять детей без присмотра.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Все материалы для игры  так же были взяты из уголка экспериментирования.

  1. «Сматывание ниток в клубок»

Цель: закрепляем понятия «далеко», «длинный», развиваем мелкую моторику и круговые движения кистью.

Оборудование:  клубок ниток.

Для данной игры были взяты предметы из центра сюжетно-ролевой игры.


Сопровождайте игру словами:
Как котенок я играю - далеко клубок кидаю.
Я по ниточке пойду и клубочек свой найду.
Нитку длинную свою я опять в клубок сверну.

На этом слайде предоставлены работы детей  с различной  продуктивной деятельностью. У детей  развивается чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности и конечно же мелкая моторика.

В самостоятельной деятельности я так же предлагаю детям

  1. Обрывную  аппликацию.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  1. Пластилинографию.

Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Работать с пластилином всегда доставляет детям огромное удовольствие..

В этом случаи , и в предыдущем материалы были взяты из центра изотерапии.

Хочется добавить чт о, используя различные техники рисования, мы вызываем у ребенка интерес к рисованию. Тем самым прививаем ему любовь к изобразительному искусству.

  1. Игры с конструктором.

Цель: Научить детишек конструировать из множества различных конструкторов, которые имеют разные способы соединения деталей, создавая из них модели как по схемам производителей конструктора, так и придуманные самими детьми (для формирования у ребенка образного мышления и воображения) или преподавателем. Сформировать навыки сборки и разборки, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и укреплению кисти рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей с ЗПР».

Практический материал для педагогов, которые работают с дошкольниками с ЗПР....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего возраста в домашних условиях.

В настоящее время, в век электроники и компьютеризации, люди стали гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики "Поможем котику" для детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.Задачи:- закреплять знание основных цветов;- обучать ориентированию в помещении;- развивать речь, внимание, зрительную и слуховую память....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...