Развитие детской инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ
материал

Лазарева Марина Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_initsiativnost.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие детской инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ»


Большое внимание со стороны государства уделяется детской инициативности. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе дошкольных одним из принципов дошкольного образования является: «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», где построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных способностей каждого ребенка. Таким образом, ребенок становится полноценным участником образовательных отношений.

В п. ФГОС ДО отмечены способы поддержки детской инициативы:

  • Создание условий для свободного выбора детьми действительности, участников совместной деятельности;
  • Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать конструировать в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность обычно протекает в утренней и во второй половине дня. Все виды игровой, познавательной деятельности ребенка в детском саду осуществляются через самостоятельную деятельность.

Процесс развития инициативности дошкольников не может происходить от случая к случаю, поэтому работа в ДОУ проводится целенаправленно с начала первой младшей группы и до выпуска из детского сада.

Ведь именно в этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности, так как образы детей очень ярки и остаются в его памяти надолго, может быть и на всю жизнь. Эта работа достаточно трудоемкая и займет не один месяц, а годы.

Для реализации этой работы в группе создана развивающая среда и условия для самостоятельного выбора действий детей. Проводим интересные тематические дни, соответствующие возрасту детей: «День Хакасских игр», «День театра», «День матери», «День мультфильмов», «День безопасности», «День патриота», «День победы». В группе разработала «Ритуал празднования дня рождения». Помимо вождения хоровода, каждый ребенок делает, в свободное от занятий время, имениннику открытку с рисунком и поздравлениями, которые я оформляю в красивый альбом и говорит слова пожелания виновнику торжества.

Для комфортного проведения образовательной деятельности стараюсь, чтобы дети принимали участие в делении группы на микро группы (рассчитываются на 1 и 2, деление по цвету, мальчики-девочки, по карточкам). Таким образом, каждый ребенок в микро группе почувствует себя полноценным участником образовательного процесса.

Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Так в группе практикуется дежурство каждого воспитанника. В день дежурства ребёнок чувствует свою значимость. Самостоятельно раскладывает столовые приборы на стол, изучает меню и проговаривает его всем детям. Трудовая деятельность имеет благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Для улучшения взаимоотношения в группе и выхода из конфликтных ситуаций используем различные дидактические приемы: «Покажи настроение», «Улыбка», «Покажи на себе», «Комплименты», «Угадай настроение», «Изобрази настроение». В процессе таких приемов активизируется словарь и речь дошкольников, развивается самостоятельность и инициативность детей.

Детская инициативность развивается в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Поручения педагогов не остаются без внимания. Родители с желанием приходят на помощь как воспитателям, так и детям. На Новый год, 8 марта дети вместе с родителями украшают группу своими поделками и украшениями и, конечно, каждый ребенок, принимавший участие в оформлении, чувствует себя незаменимым, полноценным участником процесса. Оформляем в приемной выставки различной тематики: «Осенние именины», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Дети и родители с охотой и личной заинтересованностью принимают участие в этих мероприятиях. Такая работа с родителями очень эффективна. Родители стали активными помощниками и участниками образовательного процесса и развития детской инициативности.

Для творческого самовыражения личности на календарные праздники дети делают своими руками поделки. Это имеет воспитательное воздействие на детей и развитие инициативности, самостоятельности каждого ребенка.

В группе оформлены центры, в которых дети с интересом играют, занимаются, проявляют инициативу: познавательный «Галилейка», где детям предлагается соприкоснуться с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. В центре «Юный художник» дети самостоятельно выбирают себе род деятельности: рисование, лепка, вырезание. А в центре «Художественной литературы» оформляю выставки книг разной направленности: сказки А. С. Пушкина, рассказы о природе авторы: Чарушин Е.И., Бианки В., Мамин - Сибиряк Д.Н. и т.д. В группе имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дети легко включаются в игровые ситуации и инициирует их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.

Игра способствует развитию активности и инициативы; дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей, развития логического мышления. В таких видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Таким образом, все эти компоненты способствуют развитию инициативности. К концу старшего возраста инициативность детей проявляется значительно разнообразнее. Дети способны самостоятельно организовывать различные игры, творческую деятельность, самостоятельно оценивать свою деятельность и сверстников.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – 2014 г.
  2. Монина Г.Б. «Технология формирования у детей 6-7 инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка Роста»» - 2017 г.
  3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» – 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...

Самостоятельность и инициативность в трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Самостоятельность и инициативность, как покозатель детского развития и роль взрослых в их формировании...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОО(У)»

laquo;Экономическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста  в условиях образовательного пространства ДОО(У)»...

Консультация "Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста".

Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...

Статья "Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР"

В статье представлен опыт работы по развитию детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе Федеральной образовательной программы ...