Сборник "Дефектологических занятий для детей с ТМНР" "ОВОЩИ"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Козелова Светлана Ивановна

Аннотация к  сборникам дефектологических занятий для детей с ТМНР

Сборники дефектологических занятий для детей с ТМНР по лексическим темам для запуска речи, активизации пассивного и активного словаря, .

Основной целью сборника  является оказание психологической, педагогической, дефектологической, логопедической  помощи. 

Основными задачами сборника дефектологических занятий для детей с ТМНР являются:

- Развитие эмоционального общения со взрослым, стремления продлить эмоциональный контакт с взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

- Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).

- Формирование движений руки и действий с предметами.

- Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Эти задачи определяют направления коррекционно-педагогической работы на всех занятиях:

- Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность.

- Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

- Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

- Развитие элементарных представлений об окружающем.

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

- Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).

В сборнике исключаются длинные, незнакомые слова. Предложения простые, в них четко сказано, что требуется от ребенка. Речь взрослого должна быть ласковой и эмоциональной.

Данное пособие удобно использовать на индивидуальных и групповых дефектологических занятиях, а также в домашних условиях по заданию специалиста для закрепления лексической темы. В сборнике представлены упражнения для активизации артикуляционной моторики, мелкой моторики, расширению словаря. Пособие рассчитано на родителей, педагогов дошкольных, логопедов, учителей коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-pomidor.doc82 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie-ogurets.doc68 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie-morkov.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie-kapusta.doc51.5 КБ
Файл zanyatie-luk.docx24.34 КБ
Файл zanyatie-kartoshka.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

НА ДАЧЕ

Чему учим ребенка:

  • закрепляем знания об помидоре; называть  величину (большой, маленький), цвет (красный,), форму (круглый,), вкусовые качества (сладкий);
  • продолжаем развивать слуховую память; запоминать слова, обозначающие названия овощей; выполнять поручения в одно действие,
    (найди, возьми и принеси);
  • понимать значение наречий «быстро — медленно»; воспроизводить за
    данный ритм;
  • работать над пониманием значения слов «такой же», «такая же»; находить по слову взрослого овощи желтого, зеленого и красного цвета;

Оснащение: шнуры для обозначения мостика, большой стул и маленький стульчики.

Играем:

1. Предложите ребенку поехать на дачу. Сядьте в автобус, построенный из стульев

Прочтите рифмовку:

У нас сегодня выходной, На дачу едем мы с тобой С корзинами и ведрами, Кошелками свободными.


К бабушке на дачу! Сегодня я не плачу. Помидор мы наберем И домой их привезем

2. Автобус останавливается, и все выходят из него на  остановке. Скажите, что дальнейший путь — пешком. Заранее выложите на полу мосточек с помощью двух шнуров. Скажите, что вы пойдете первым, а ребенок — за вами. Читайте рифмовку, одновременно выполняя движения в соответствии с текстом.

По мосточку мы идем,     (ходьба по ограниченной поверхности)

В речку мы не упадем.

По дорожке побежали     (бег в прямом направлении)

И на дачу прибежали.

3.        Скажите:

«Вот мы и пришли. Но калитка закрыта. Для того, чтобы бабушка ее открыла, надо постучать».

Медленно постучите согнутым указательным пальцем ведущей руки по дощечке, бабушка не открывает. Предложите ребенку помочь вам и постучать «так же». Скажите: «Никто не открывает. Бабушка, наверное нас не слышит. Давай постучим еще». Постучите по дощечке быстро. Предложите ребенку повторить. Появляется бабушка.

  1. Бабушка здоровается с гостями и спрашивает, не голодны ли
    они и предлагает им приготовить помидорный салат.

Вон помидорчик посмотри,

В рученьки его бери!

 (Показываем последовательность изготовления салата)

Помидор помоем – это раз,

Помидор нарежем – это два,

Помидор в тарелку положи – это три,

Четыре надо посолить,

И пять салатик получить.

5.        Игра «Собери» 

«Красные овощи соберите в корзину красного цвета» Бабушка накормила гостей салатом и попросила их собрать помидоры в корзинку:

  1. Работа с язычком

Вышел язычок гулять («ЛОПАТОЧКА»)

Влево, вправо посмотрел («ЧАСИКИ»)

ПОМИДОРЧИК  углядел!!!!  (делаем круговые движения языком)

Круглый, мягкий, небольшой, (Круговые движения щёточкой)

Очень сочный вот какой.

Его резать мы начнём («Разминаем язык щёточкой»)

Сок польётся вдруг ручьём!!! («Постукивание щёточкой по языку»)

Помидорчик в рот возьми, (Ам-ам-ам)

Наслажденье получи. (Имитация жевания)

В теплице помидор растёт, (Рисуем спиральку)

И всех сорвать себя завёт!!! (разминаем платочком боковые стороны и щеточкой)

Мы его срываем, (Тянем вперёд язык)

Песню напеваем (О-О-О), (По-По-По)

Чтобы был он большим (Поднимаем язычок платочком вверх-вниз)

Поливаем от души!!!

Салат мы вкусный сделали,

Помидорчик, помидорчик - где же ты?

Вот помидорчик мы его,

Разукрашивать начнём!

  1. Работа с карандашами.

Разукрашиваем карандашами

  1. Аппликация «Помидор»

Этот вот помидор наклеим  мы сейчас,

Клей скорее нанесём,

Перевернём и крепко накрепко прижмём!!!

Ручки грязные у нас,

Мы помоем в тот же час.

  1. Отрабатывается последовательность действий при мытье рук

  1. Счёт объектов

Считаем помидорчики - отрабатываем  один, много, ни одного)

  1.  Лепка

Помидорчик я лепить хочу,

В ручках пластилин кручу!!!

(лепим помидорчик)

  1. Сухой бассейн

Помидорчик будем мы искать

Из гороха доставать!!! (Ищем помидорчик в тазике с горохом)

  1. Работа с красками

Помидорчик мы помоем, краску нанесём,

Помидорчик красивым станет под дождём!!!

(Мочим нарисованный большой помидор, маленький помидорчик, капаем  красную краску)



Предварительный просмотр:

                                                                   В ОГОРОД.

1. Комплекс общеразвивающих упражнений «Поход»

Эй, веселый народ! Шаг марша.

Мы идём в огород!

Мостик в стороны качался, Ходьба на носках. Руки в стороны

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пойдем,

На тот берег попадем.

Дальше глубже в лес зашли,

Налетели комары.

                           Руки вверх — хлопок над головой,

Руки вниз — хлопок другой.

И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять через стороны руки вверх, хлопок в ладоши; опустить вниз, хлопнуть в ладоши внизу.

Комаров всех перебьем

К огороду подойдем.

Перейдем преграду вмиг  (перешагиваем)

И по кочкам прыг, прыг, прыг. (листы)

Под кустом пролезть не страшно (обруч)

К огороду шли отважно!!!

- Ой, ой дождь пошёл!!!

2. Ритмическая игра «Дождик, веселей!»

Дождик, дождик, веселей!        Играют на палочках восьмыми

Капай, капай, не жалей!        длительностями.

Только нас не замочи,        Ударяют четвертными.

Зря в окошко не стучи!

Брызни лучше в огород —        Быстро играют шестнадцатыми.

Пусть огурчик  там растет.

(дуем на капельки дождя)

Вот и вырос огурец,

Наш зелённый молодец!!!

3. Счёт огурцов - отрабатываем  один, много, ни одного)

Мы его сорвем,

И в рот возьмём

4. Артикуляционная гимнастика

Вышел язычок гулять («ЛОПАТОЧКА»)

Влево, вправо посмотрел («ЧАСИКИ»)

И огурчик углядел!!!!  (тянем язычок вперёд)

Очень толстая кожура (разминаем платочком боковые стороны и щеточкой)

Её очистить нам пора («Разминаем язык щёточкой»)

Мы огурчик в рот возьмём (Ам-ам-ам)

И немножко погрызём! («Постукивание щёточкой по языку»)

Он овальный, небольшой (Круговые движения щёточкой)

И зелёный вот какой!!!

Растёт  в теплице огурец, (Рисуем спиральку)

Вот такой он молодец!!!

Мы его срываем, (Тянем вперёд язык)

Песню напеваем (О-О-О), (По-По-По)

Чтобы был он большим (Поднимаем язычок платочком вверх-вниз)

Поливаем от души!!!

5. Пальчиковая гимнастика

Огурец помоем – это раз,

Огурец очистим – это два,

Огурец на половину раздели – это три,

Теперь порежем, соль положим,  

Вот так салат мы приготовим

 (2-3 раза проговорить и сделать)

Вон огурчик посмотри,

В рученьки его бери!

6. Показываем последовательность изготовления салата

Вот огурчик мы его,

Разукрашивать начнём!

7. Разукрашиваем карандашами

Этот вот огурец наклеим  мы сейчас,

Клей скорее нанесём,

Перевернём и крепко накрепко прижмём!!!

8. Клеем огурец

Ручки грязные у нас,

Мы помоем в тот же час.

9. Отрабатывается последовательность действий при мытье рук

Огурчик я лепить хочу,

В ручках пластилин кручу!!!

10. Лепка огурчики

Огурчик будем мы искать

Из гороха доставать!!!

11. «Сухой бассейн» Ищем огурчик в тазике с горохом

Огурчик мы помоем, краску нанесём,

Огурчик красивым станет под дождём!!!

(Мочим нарисованную большой огурец, маленький огурчик, капаем  зелёную краску)

12. Работа с красками

13. Игра «Цветные автомобили везут огурцы на склад»

Толя берет со стола любую из фигур: круг или квадрат. Это «номера» машин. Ворота — въезд в гаражи. Взрослый предлагает представить себя машинами, у каждой — свой «номер».

 «Машины» будут ездить по городу. По сигналу взрослого: «Машины, в гараж!» —ребёнок должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого надо посмотреть на ворота. Если фигура, нарисованная на них, такой же формы, что и в руках ребенка, можно въезжать.

Игра повторяется, но необходимо переставить ворота или поменять фигуры на них.

14. Игра «Найди такой  же овощ»

Перед детьми на столе овощи— огурец, помидор, лук, картошка.

Взрослый показывает овощ. Ребята должны выбрать и показать точно такой же, а затем объясни и. почему именно его они показали. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок.

Игра повторяется 2—3 раза.

15. Игра «Догадайся, что я вижу»

Взрослый выбирает глазами предмет круглой формы, красного цвета находящийся в комнате, и говорит. Отгадайте, что я вижу: он — круглый, красный.

Игра повторяется 2—3 раза.

Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно — квадратное.



Предварительный просмотр:

«Прогулка в огород»

  1. Динамические упражнения «Прогулка в огород»

Взрослый.

Раз-два-три-четыре-пять —

В огород пойдём опять.

Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.

Ходьба «змейкой» между листами, лежащими на полу, взявшись за руки.

Может быть, там в огороде

Мы морковку найдем.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали.

Бег на носках.

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.

Ходьба на пятках.

Где ты прячешься, морковка?  

Полезай скорей в ведёрко!

2. Собираем морковку в ведёрко и считаем.

Дети встают в круг, поднимают руки вверх и выполняют упражнение на развитие дыхания и увеличение продолжительности равномерного выдоха.

(Считаем морковки - отрабатываем  одна, много, ни одной)

Вдруг ветерок налетел

  1. Дыхательное упражнение «Ветер»

Взрослый.

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

Выдох спокойный, ненапряжённый.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

Вот и полное ведро,

Надо кушать нам давно!!!

4. Пальчиковая гимнастика

Морковь помоем – это раз,

Морковь очистим – это два,

Морковь на половину раздели – это три,

Теперь натрём, посыплем сахарком,  

Вот так здоровье много, много наберём!!!

(2-3 раза проговорить и сделать)

5. Артикуляционная гимнастика

Морковка длинная вот («Разминаем язык щёточкой»)

Игорёшка морковку грызёт. («Постукивание щёточкой по языку»)

Морковка в земельке растёт, («Разминаем язык щёточкой»)

Мама из земли её достаёт. 

Чтобы выросла она, (разминаем платочком боковые стороны и щеточкой)

Поливать нужно всегда!!!

Была целая, станет половина (Круговые движения щёточкой)

Вот так поровну морковку разделила.

Мы морковочку помыли, («ЧАСИКИ»)

Потереть на тёрке не забыли. («Разминаем язык щёточкой»)

ТОЛЯ салат в рот берёт, (Ам-ам-ам)

И жевать быстрей начнёт!!! (имитация жевания)

6. Разукрась морковку карандашом

Вот морковка мы её,

Разукрашивать начнём!

 (Разукрашиваем карандашами)

7. Наклей морковку

Эту вот морковку наклеим  мы сейчас,

Клей скорее нанесём,

Перевернём и крепко накрепко прижмём!!!

8. Лепим морковку

Морковку я лепить хочу,

В ручках пластилин кручу!!!

(лепим морковки)

9. Сухой бассейн для рук.

Морковку будем мы искать

Из гороха доставать!!! (Ищем морковку в тазике с горохом)

10. Разукрась морковку красками

Морковку мы помоем, краску нанесём,

Морковка красивой станет под дождём!!!

(Мочим нарисованную большую морковь, маленькую морковочку, капаем  оранжевую краску)

11. Массаж носа «Морковь»

Взрослый.

Вот-вот-вот —

Потереть большими пальцами указательные.

Морковки водят хоровод.

Ава-ава-ава — Веселая забава.

Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх..

Овь-овь-овь — Вкусная морковь.

Цель

Познакомить детей с треугольником. Учить различать и называть его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию.

Поиграем

Взрослый проводит одну из предложенных, ниже игр.

«Чудесный мешочек»

Первый вариант. Взрослый кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.

Второй вариант. Взрослый называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.

Третий вариант  Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка большой треугольник, а потом — маленький. После того как выполнит задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал ребенок, какого она цвета и какой величины.

Во время игры спросите: знает ли он, что значит «больше»? Объясните это наложением меньшей фигуры на большую.



Предварительный просмотр:

КАПУСТА.

Вышел язычок гулять («ЛОПАТОЧКА»)

Влево, вправо посмотрел («ЧАСИКИ»)

Капусту круглую углядел!!!!  (делаем круговые движения языком)

Хрустящая, твёрдая и большая, (Круговые движения щёточкой)

Очень вкусная вот какая.

Её резать мы начнём («Разминаем язык щёточкой»)

Листьев много вдруг найдём!!! («Постукивание щёточкой по языку»)

Капуста на зубках хрустела, (Щёлкаем как лошадки)

Поесть я тоже захотела. (Имитация жевания)

Капуста на грядке растёт, (Рисуем спиральку)

И всех срезать себя зовёт!!! («Разминаем язык щёточкой»)

Мы его срезаем, (Тянем вперёд язык)

Песню напеваем (И-И-И), (Ми-Ми-Ми)

Чтоб была она большой (Поднимаем язычок платочком вверх-вниз)

Поливать надо с душой!!!

Капусту помоем - это раз,

Капусту нарежем – это два,

Капусту в тарелку положи – это три,

Четыре надо посолить,

И масличка скорей полить.

 (2-3 раза проговорить и сделать)

Вон  капуста посмотри,

В рученьки его бери!

 (Показываем последовательность приготовления капустного салата)

Вот капустка мы её,

Разукрашивать начнём!

 (Разукрашиваем карандашами)

Ветерок подул и капусту сдул,

Мы капусту соберём и наклеивать начнём!!!

Эту вот капусту наклеим  мы сейчас,

Клей скорее нанесём,

Перевернём и крепко накрепко прижмём!!!

Ручки грязные у нас,

Мы помоем в тот же час.

 (Отрабатывается последовательность действий при мытье рук)

(Считаем капусты - отрабатываем  одна, много, ни одной)

Капусту я лепить хочу,

В ручках пластилин кручу!!!

(лепим капусту)

 

Капусту мы помоем, краску нанесём,

Капуста красивой станет под дождём!!!

(Мочим нарисованный большую капусту, маленькую капусточку, капаем  зелёную краску)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём. (трём по коленочкам)

Мы капусту солим, солим, (имитация соления)

Мы капусту жмём, жмём!!! (ручки сжимаем в кулачок и разжимаем)



Предварительный просмотр:

ЛУК.

  1. Работа с язычком

Вышел язычок гулять («ЛОПАТОЧКА»)

Влево, вправо посмотрел («ЧАСИКИ»)

Лук в тарелке углядел!!!!  (делаем круговые движения языком)

Круглый, твёрдый, небольшой, (Круговые движения щёточкой)

Очень сочный вот какой.

Его резать мы начнём («Разминаем язык щёточкой»)

Сок польётся вдруг ручьём!!! («Постукивание щёточкой по языку»)

Лук немного откуси, (Ам-ам-ам)

И здоровье получи. (Имитация жевания)

Лук на грядке растёт, (Рисуем спиральку)

И всех сорвать себя зовёт!!! (разминаем платочком боковые стороны и щеточкой)

Мы его срываем, (Тянем вперёд язык)

Песню напеваем (У- У - У), (Пу-Пу-Пу)

Чтобы был он большим (Поднимаем язычок платочком вверх-вниз)

Поливаем от души!!!

  1. Пальчиковая гимнастика

Лук очистим – это раз,

Лук нарежем – это два,

Лук в тарелку положи – это три,

Четыре надо суп налить,

И пять здоровье получить.

(2-3 раза проговорить и сделать)

  1. Показ объекта. Рассматривание

Вон  лучок посмотри,

В рученьки его бери!

 (Показываем как лук кладём в суп)

  1. Работа с карандашами

Вот лучок мы его,

Разукрашивать начнём!

 (Разукрашиваем карандашами)

  1. Аппликация «Лучок»

Этот вот лучок наклеим  мы сейчас,

Клей скорее нанесём,

Перевернём и крепко накрепко прижмём!!!

  1. Отработка  последовательности при мытье рук

Ручки грязные у нас,

Мы помоем в тот же час.

 (Отрабатывается последовательность действий при мытье рук)

  1. Счёт объектов

Считаем лучки - отрабатываем  один, много, ни одного

  1. Лепка

Лук я лепить хочу,

В ручках пластилин кручу!!!

(лепим лук)

  1. Сухой бассейн

Лук будем мы искать

Из гороха доставать!!! (Ищем лук в тазике с горохом)

  1. Работа с красками

Лук мы помоем, краску нанесём,

Лук красивым станет под дождём!!!

(Мочим нарисованный большой лук, маленький лучок, капаем  жёлтую краску)



Предварительный просмотр:

КАРТОШКА.

  1. Работа с язычком

Вышел язычок гулять («ЛОПАТОЧКА»)

Влево, вправо посмотрел («ЧАСИКИ»)

И картошку углядел!!!!  (делаем круговые движения языком)

Красная, твёрдая небольшая, (Круговые движения щёточкой)

Очень вкусная вот какая.

Кожуру с неё снимаем («Разминаем язык щёточкой»)

Белую картошку получаем!!! («Постукивание щёточкой по языку»)

Картошку можно отварить, (Разминаем платочком боковые стороны и щеточкой)

Потом пюре толкушкой получить («Постукивание щёточкой по языку»)

Картошку можно и пожарить, (Щёлкаем как лошадки)

И в суп любой её добавить.

Картошка в земле растёт, (Рисуем спиральку)

Копать себя зовёт!!!

Мы её копаем, (Тянем вперёд язык)

Песню напеваем (О-О-О), (Бо-БО-БО)

Чтоб была она большой (Поднимаем язычок платочком вверх-вниз)

Поливать надо с  душой!!!

  1. Пальчиковая гимнастика

Картошку помоем – это раз,

Картошку очистим – это два,

Картошку нарежем – это три,

Картошку в кастрюлю положи

И жарь скорей её, туши

(2-3 раза проговорить и сделать)

  1. Показ объекта. Рассматривание

Вон  картошка посмотри,

В рученьки её бери!

 (Показываем как очищаем варённую картошку)

  1. Работа с карандашами

Вот  Картошка мы её,

Разукрашивать начнём!

 (Разукрашиваем карандашами)

  1. Аппликация «Картошечка»

Эту вот  Картошку наклеим  мы сейчас,

Клей скорее нанесём,

Перевернём и крепко накрепко прижмём!!!

  1. Отработка  последовательности при мытье рук

Ручки грязные у нас,

Мы помоем в тот же час.

 (Отрабатывается последовательность действий при мытье рук)

  1. Счёт объектов

(Считаем картошки - отрабатываем  одна, много, ни одной)

  1. Лепка

Картошку я лепить хочу,

В ручках пластилин кручу!!!

(лепим Картошку)

  1. Сухой бассейн

Картошку будем мы искать

Из гороха доставать!!! (Ищем  картошку в тазике с горохом)

  1. Работа с красками

Картошку мы помоем, краску нанесём,

Картошка красивой станет под дождём!!!

(Мочим нарисованную большую картошку, маленькую картошечку, капаем  коричневую краску)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей старшей группы "Овощи.Фрукты"

Интегророванное физкультурно- речевое занятие для детей старшей группы по лексической теме "Овощи, Фрукты"...

Конспект коррекционно-игрового занятие для детей средней группы «Овощи»

Целью коррекционно-игровых занятий являются уточнение расширение и систаматизация знаний об окружающем мире. Заниятия способствуют активизации интеллектуальной и речевой деятельности, развитию памяти,...

Сборник "Дефектологических занятий для детей с ТМНР" "ИГРУШКИ"

Аннотация к  сборникам дефектологических занятий для детей с ТМНРСборник дефектологических занятий для детей с ТМНР по лексическим темам для запуска речи, активизации пассивного и активного слова...

Конспект занятия для детей с ТМНР "Зайкин домик"

Занятие направлено на развитие двигательных навыков детей с ДЦП....

Конспект занятия для детей: " знакомство с овощами"

Цель: познакомить детей с овощами....

Методическая разработка. Конспект занятия для детей с ТМНР «В гости к нам пришли матрешки»

Конспект занятия для детей с ТМНР «В гости к нам пришли матрешки»Цель: обогащать сенсорный опыт детей;Задачи:- познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой, вызвать интер...

Конспект игрового занятия для детей с ТМНР «Кошка с котятами»

Конспект игрового занятия для детей с ТМНР «Кошка с котятами»...