Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Взаимосвязь работы воспитателя  с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_doklad_zeynalovoy_s.n.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Взаимосвязь работы воспитателя  с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовили: Воспитатели МАДОУ ДСКВ «Сказка» Зейналова С.Н., Просекова Т.Г.

                                                                                                                                                            Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью».

 

 Дети с ограниченными возможностями здоровья  испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.

Дошкольное учреждение – это первое образовательное учреждение, первый  несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители «особого» ребенка и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

Детские сады посещают две категории детей с ограниченными возможностями здоровья 

  • Дети – инвалиды
  • Дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Родителей тоже, можно разделить на две категории

  1. Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
  2. Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться»«У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».

Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.

        Для того, чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему родители часто, не видят проблем в развитии, поведении, здоровье ребенка и не прислушиваются к рекомендациям педагогов. Задача педагогов установить с родителями прочный контакт.

Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих « надуманных проблем»

  • Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу.  Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас, то он успешный человек»
  • Ребенок, часами один молча, катает машинки в углу. (Реакция мамы: « Он такой самостоятельный, долго может себя занять..»)
  • Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю их не отдает. ( Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…»)
  • В возрасте трех лет ребёнок пьет из бутылочки и не переходит на твердую пищу. ( Мама, с улыбкой « Он такой ленивый, весь в папу..»)

Выше перечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают, не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.


Этапы, которые проходят родители, до момента принятия конструктивных решений

1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема, отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле она не хочет верить, что  у  ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов, для того чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен неверно и с ребенком всё хорошо.

2 Этап. Родители начинают искать виноватых. Они сомневаются, что им сообщили достоверную информацию, и направляют свою агрессию на ее источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!») Кроме того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виноватых в проблеме развития ребенка среди родственников. Решение на этом этапе, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.

3. Этап. Родители направляют свои мысли на то, чтобы «Откупиться от этой проблемы». Они надеяться, что проблема разрешиться сама собой. То есть все будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.

4. Этап. Эмоциональные реакции родителей объединяются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слезы не приносят облегчение. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратиться за квалифицированной помощью к специалисту, то он переходит на следующий этап.

5. Носит название конструктивных действий. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своем будущем и будущем своего ребенка.

Поэтому, прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком из выше перечисленных этапов находится родитель.

Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.

  • Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями - это рассказать им об успехе ребенка. Порой педагогам сложно найти, что- то положительное в ребенке, от криков которого устал весь персонал. Но приглядевшись можно заметить, что сегодня ребенок кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть больше. Рассказ воспитателя об этих достижениях станет поводом для установления партнерства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо защищаться.
  • Следующий способ – приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родители детей с ограниченными возможностями, не имеющие специального психологического и педагогического образования, сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
  • Эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто родители детей с ОВЗ ведут замкнутый образ жизни. Многие родители имеют уникальные таланты, можно предложить родителям подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий.

Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующее:

  • Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
  • Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
  • Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...

«Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе»

В данной статье говорится об эффективных способах и приемах взаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и повышения уровня компетентности в вопр...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление из опыта работы на  региональном  семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...