«Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Блинова Ольга Анатольевна

В данной статье говорится об эффективных способах и приемах взаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и повышения уровня компетентности в вопросе коррекционного развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе»

Аннотация: в данной статье говорится об эффективных способах и приемах взаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и повышения уровня компетентности в вопросе коррекционного развития детей.

 Ключевые слова: ОВЗ, психолого-медико-педагогическая комиссия, семья, тьютор, РАС, коррекция.

В настоящее время вопрос инклюзивного образования в дошкольных образовательных  организациях стоит особо актуально, поскольку с каждым годом детей с ОВЗ становится значительно больше. Закон «Об образовании», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) ориентирован на индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, связанную с жизненной ситуацией отдельного ребенка, его состоянием здоровья,  образовательными потребностями; на обеспечение равных возможностей для полноценного развития  ребенка в период дошкольного детства, в т.ч. детей с ОВЗ.

Также одной из задач, которую ставит перед современным ДОУ государство и его нормативно-правовая база, является оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в необходимой коррекции нарушений их развития, т.е. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

 Детский сад и родительская общественность – это два берега одной река. Это два взрослых коллектива, объединенных одной целью – содействовать полноценному развитию ребенка, коррекции его развития.

В данной статье я поделюсь опытом организации коррекционно-развивающей работы при участии родителей. Расскажу о наиболее эффективных инструментах (способах и приемах) взаимодействия с законными представителями детей с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и, как следствие, повышения уровня родительской компетентности в вопросе коррекционного развития своего ребенка.

При работе с семьями воспитанников, как и при работе  с детьми, нужно придерживаться определенных принципов. Во-первых, это принцип индивидуализации, отдельного подхода к каждой семье, с учетом особенности каждой из них.  Во-вторых, это принцип последовательности. Доносить информацию до родителей и погружать их в коррекционно-развивающую работу надо постепенно. Исток эта работа берет с индивидуальной беседы с представителем родительской общественности (законным представителем) на предмет заинтересованности помочь своему ребенку, рационально оценить и принять уровень его развития.

Родитель может самостоятельно принять решение пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК). Обычно, это случается  в том случае, когда мама замечает отклонения в развитии своего малыша. Но так бывает не всегда. Тогда воспитатель и специалисты  ДОУ приглашают родителей ребенка, имеющего отклонения в развитии, на ПМПк детского сада с целью рекомендовать прохождение ПМПК, начать коррекционную работу по развитию ребенка.

После прохождения ПМПК, на основании заключения, а также индивидуальных особенностей и потребностей ребенка разрабатывается Адаптированная образовательная программа (далее – АООП, Программа), которая утверждается заведующим ДОУ и согласовывается с родителями ребенка. На ПМПк ДОУ родитель знакомится с содержанием Программы и дает свое согласие на ее реализацию, пишет заявление на обучение ребенка по АООП.

Родители в современной образовательной ситуации являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому их роль в реализации АООП будет значимой.

Предположим, команда специалистов ДОУ реализует АООП для ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для успешной реализации необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, создается комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром. Необходимо привлекать родителей для организации этой среды, так совместно с представителями родительской общественности можно оформить для ребенка в групповом помещении сенсорный уголок, и по аналогии воспроизвести его в домашней обстановке. Если площади ДОУ позволяют, то при участии родителей можно оформить сенсорную комнату, которая позволяет расслабить нервную систему ребенка, воздействует на сенсорные органы, вследствие чего у ребенка появляется чувство защищенности и спокойствия.

Родитель может выступать в роли тьютора для своего ребенка и в первое время присутствовать в течение всего времени пребывания ребенка с РАС в ДОУ, но постепенно время присутствия родителя-тьютора сокращается. Также родители должны иметь желание и возможность посещать совместные детско-родительские коррекционные занятия с дефектологом, логопедом и  психологом.

С целью психолого-педагогической поддержки  для определенной семьи специалистами разрабатывается индивидуальный маршрут погружения в коррекционную работу, который включает в  себя не только совместные детско-родительские занятия, но и цикл консультаций по темам «Роль режима дня для ребенка с РАС», «Влияние цвета на детей с РАС. Рекомендации по организации цветовой среды», «Принцип построения занятий и игр для детей с РАС», «Дневник успеха и трудностей» и пр., мастер-классов «Использование картинок-действий для организации взаимодействия с ребенком с РАС», «От простого к сложному».

Данный комплексный подход, реализуемый командой специалистов ДОУ в тандеме с родительской общественностью, будет выступать в роли мощнейшего инструмента коррекционно-развивающей работы, который поможет ребенку адаптироваться к социальной среде, научит взаимодействовать с окружающим миром, повысит уровень компетентности родителей в вопросе коррекционного-развивающего взаимодействия со своим ребенком.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  2. Солодянкина О.В.  Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М. 2008.-76с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...

Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Взаимосвязь работы воспитателя  с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

Советы и консультации для родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Родители – это первые и главные  педагоги в  социальном  развитии  ребенка. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в значительной степени зависит от бл...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается возможность применения педагогами нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на развитие детей с ОВЗ. Дано понятие нейропсихологических игр, их ...