Дидактические игры и специальные упражнения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассматривается потенциал игровой деятельности как ключевого инструмента в создании инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ. Представлены конкретные методические разработки, направленные на развитие сенсомоторных, когнитивных и коммуникативных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и специальные упражнения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья
Аннотация: В статье рассматривается потенциал игровой деятельности как ключевого инструмента в создании инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ. Представлены конкретные методические разработки, направленные на развитие сенсомоторных, когнитивных и коммуникативных навыков.
Ключевые слова: дошкольное образование, дети с ОВЗ, коррекционно-развивающая работа, дидактические игры, игровые упражнения, инклюзивная практика, сенсорное развитие, адаптированная образовательная среда.
В современной педагогической реальности интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольной организации является важнейшей задачей. Одним из наиболее эффективных и естественных для ребенка способов решения этой задачи выступает дидактическая игра. Для воспитанников с ОВЗ она становится не просто развлечением, а специально организованной деятельностью, позволяющей мягко и последовательно решать коррекционные задачи.
Использование игровых технологий позволяет создать ситуацию успеха, мотивировать ребенка к деятельности, преодолевать психологические барьеры и способствовать социализации. Однако эффективность данной работы напрямую зависит от тщательного отбора и адаптации игрового материала с учетом структуры нарушения и индивидуальных возможностей каждого дошкольника.
Практические наработки для реализации в ДОУ
Предлагаем вашему вниманию ряд апробированных игр и упражнений, которые можно модифицировать в зависимости от потребностей конкретной группы детей.
1. Упражнение для сенсомоторного развития «Волшебный тактильный мешочек»
- Цель: Стимуляция тактильного восприятия, развитие умения классифицировать предметы на ощупь, обогащение словарного запаса.
- Материалы: Полотняный мешочек, парные предметы разной фактуры (например, гладкий камушек и шишка, мягкий помпон и жесткая щетка, большой и маленький мячики).
- Ход работы: Педагог показывает ребенку один предмет из пары, называет его и его свойства («Это гладкий холодный камень»). Затем этот предмет помещается в мешочек. Задача ребенка – на ощупь найти в мешочке такой же. Для детей с нарушениями зрения можно добавить аудиальное сопровождение (звук падения камня, шуршание шишки).
2. Дидактическая игра для когнитивного развития «Разноцветные домики»
- Цель: Формирование навыков сортировки по цвету и форме, развитие зрительного внимания и мышления.
- Материалы: Набор картонных домиков основных цветов, набор картонных фигурок (геометрические фигуры, изображения животных, фруктов).
- Ход работы: Педагог объясняет, что у каждого цвета есть свой «домик». Ребенку предлагается «расселить» фигурки в домики соответствующего цвета. Усложнение задания: сортировка не только по цвету, но и по типу (в красный домик – только фрукты, в синий – только животных). Для детей с ДЦП или нарушениями моторики фигурки можно оснастить липучками или магнитами для удобства фиксации.
3. Коммуникативное упражнение «Эмоции в картинках»
- Цель: Развитие эмоционального интеллекта, обучение распознаванию и выражению основных эмоций, формирование навыков невербальной коммуникации.
- Материалы: Набор карточек с фотографиями детей, изображающих радость, грусть, удивление, испуг; зеркало.
- Ход работы: Педагог вместе с ребенком рассматривает карточки, называет эмоцию и просит показать ее жестами и мимикой, глядя в зеркало. Можно задавать наводящие вопросы: «Как ты улыбаешься, когда радуешься?», «Покажи, как ты хмуришь брови, если расстроился». Это упражнение особенно значимо для детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями речи.
Заключение
Систематическое и целенаправленное применение специально адаптированных дидактических игр и упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ позволяет не только достичь значительных результатов в коррекции имеющихся нарушений, но и способствует гармоничному личностному развитию ребенка. Создание атмосферы принятия и опоры на сильные стороны воспитанника через игровую деятельность является залогом успешной реализации инклюзивных принципов в практике дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено из мягко...

«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Цель: повышение эффективности в работе воспитателя по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...

«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Цель: повышение эффективности в работе воспитателя по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...
