НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике

Юлия Леонидовна Колесникова

В статье рассматривается возможность применения педагогами нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на развитие детей с ОВЗ. Дано понятие нейропсихологических игр, их задача. Представлены некоторые нейропсихологические игры, используемые в работе с детьми с проблемами в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kolesnikovoy_yul_dlya_sayta.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

учитель-дефектолог Колесникова Юлия Леонидовна

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения педагогами нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на развитие детей с ОВЗ. Дано понятие нейропсихологических игр, их задача. Представлены некоторые нейропсихологические игры, используемые в работе с детьми с проблемами в развитии.

Ключевые слова: дети со статусом ОВЗ, нейропсихологический подход, нейропсихологические игры, полушария головного мозга.

Количество детей с ОВЗ возрастает с каждым годом. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций встает задача по поиску и выбору эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Они являются здоровьесберегающими и игровыми технологиями. Их эффективность доказана наукой и практикой. Методы нейропсихологии способствуют повышению эффективности коррекционных занятий с ребёнком. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств.

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе базируется на теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, учении А. Р. Лурия о 3-х функциональных блоках мозга, отражен в трудах Л.С. Цветковой, Г.Г. Визель, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк. Нейропсихологический подход предполагает диагностику, учет и коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), и эмоционально-волевой сферы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 34].

Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ:

  1. Дыхательная гимнастика. Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
  2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
  3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
  4. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
  5. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Кинезиологические упражнения («Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка»), перекрестная ходьба, двуручное рисование, упражнения на межполушарных досках и балансирах, игры с различными мячами и другие.
  6. Прохождение полосы препятствий. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.
  7. Развитие мелкой моторики. Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Упражнения в игровой форме, стимулирующие процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму.
  8. Массаж и самомассаж. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании массажных мячиков между ладонями происходит стимуляции этих точек. Можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи.
  9. Формирование произвольной двигательной активности. Направленны на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.
  10. Коммуникативные упражнения. Направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Дошкольный возраст – самое лучшее время для нейропсихологических занятий. Эти игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. Они способствуют активации мозга и позволяют повысить результативность коррекционно-развивающих занятий.

Библиографический список:

  1. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.
  2. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М., 2008.
  3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе

        У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...