Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике по теме

Мальцева Елена Ивановна

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo-t-igry_v_sisteme_kor.-vosp.raboty.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  компенсирующего  вида

«ЗВЁЗДОЧКА»

Театрализованные  игры – представления

в  системе  коррекционно-воспитательной  работы  с  дошкольниками  с  ограниченными

возможностями здоровья.

                                          Мальцева  Елена Ивановна,

                                            музыкальный руководитель

г.Зерноград

2012г.

                               “Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

                                     морали и нравственности. А чем они богаче, тем                

                                      успешнее идёт развитие духовного мира детей…”
                                                                                                         Б. М. Теплов

          Контингент дошкольников, посещающих наш детский сад, в основном, представлен детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Комплексное обследование воспитанников показывает, что тяжёлые дефекты речи чаще всего сочетаются с патологией неречевых функций, таких, как внимание, память, мышление; кроме того, отмечается общая моторная неловкость, недостаточно развитые подвижность и скоординированность движений.

          Фундаментальные исследования психического развития детей с ОНР подтверждают наличие у них стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся не только незрелостью отдельных психических функций, но и эмоциональной неустойчивостью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Особенности речевого развития детей препятствуют полноценному общению, что выражается в снижении потребности в нём, несформированности форм коммуникации (в том числе диалогической и монологической речи), в особенностях поведения (незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться  в ситуации общения, негативизм).

          Поэтому вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

          Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребёнку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Ведь встреча с этим видом деятельности для ребёнка всегда праздник, потому, что ему в нём всё интересно, красиво, необычно! Театрализованная деятельность непременно вызывает удивление, радость и удовольствие детей.

С сентября 2000 года в нашем детском саду работает театрализованная студия «Чудеса - кудеса», в которой занимаются дети 5-7 летнего возраста. Работа   ведётся   по   специально разработанному плану – программе «Играем в театр». В основе плана – опыт  ряда авторов: С.Мерзляковой, Н. Сорокиной, Л. Миланович, Т. Петровой, Э.Чуриловой, М. Маханёвой, переработанный с учётом специфики работы и материальных условий ДОУ, а также речевых возможностей воспитанников.

  Студийные занятия включены в общую стратегию коррекционно-воспитательной   работы   детского   сада  и   выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Дети знакомятся со спецификой  и видами театрального искусства, историей театра, театральными профессиями, костюмами, декорациями, театральной терминологией, правилами поведения во время посещения театра. Юные артисты разыгрывают мини-сценки, принимают участие в играх-драматизациях и в целостных спектаклях. Поэтому визитной карточкой нашего детского сада стали театральные постановки, которые не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

  Этот вид деятельности не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и даёт реальную возможность социальной реабилитации малыша в обществе. А разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно и легко, что особенно важно для детей с особенностями в развитии.

          Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

          Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений – сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Игра-драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями и формирования элементарных математических представлений до физического совершенства. Этот вид деятельности обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности, оказывать благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребёнка. Театрализованная игра  не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

          Коррекционная роль театрализованных игр заключается в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки), слуховое и зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.

          Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Театрализованные игры дошкольников способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.).

          Театрализованная игра стимулирует активную речь ребёнка за счёт расширения его словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства.

          В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность также лучше усваиваются в игре. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимики, жестов, позы, интонации, модуляции голоса).

          В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит дошкольника перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, связная речь. Речевые действия исполнителей ролей при этом становятся выразительными, интонационно разнообразными, эмоционально окрашенными. Пантомимические действия также не даются в готовом виде – их надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики, что тоже в немалой степени способствует развитию эмоциональной сферы детей с ОНР. Они учатся самостоятельно выбирать выразительные средства, начинают проявлять разные чувства в ходе игр: сожаление, сочувствие, радость, досаду, удивление. Изготовление бутафории, декораций, элементов костюмов способствует развитию мелкой моторики кистей рук, что также отражается на коррекции речевых нарушений дошкольников.

          Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед детьми немало очень важных задач. На начальном этапе при организации театрализованных игр в логопедической группе роль ведущего исполняет педагог, помогая ребятам организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Педагог показывает детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например, как можно передать содержание произведения своими словами, используя прямую речь героев, демонстрирует возможные варианты размещения декораций. В дальнейшем детям предоставляется возможность самостоятельно организовывать театрализованные игры в свободное время.

          В результате в самостоятельной игре изменяется ролевое взаимодействие детей, чаще встречаются интересные замыслы, детский коллектив становится сплочённее, общение между детьми становится более свободным, сокращается количество споров при выборе темы игры и при распределении ролей, что обеспечивает коррекцию нарушений речевой сферы и ведёт к преодолению коммуникативной дезадаптации дошкольников.

          Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость. Но дошкольники по-разному относятся к выступлению на сцене. Для некоторых детей это связано с огромным нервным напряжением. Л.Фадеева очень точно передала подобное эмоциональное состояние в своём стихотворении  «Первое выступление»:

         Стою на сцене. Зал затих.

                       И я молчу. Не вспомнить стих!

                             Стою и думаю о том, сейчас реветь или потом?

          Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. И задача педагогов – сделать так, чтобы каждый ребёнок смог сам, от своего имени выступить перед залом, громко произнести текст и услышать именно в свой адрес первые аплодисменты. Кстати, это и компонент подготовки к школе: ведь, сколько встречается детей, которые панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок – даже если он хорошо выучен!

          В процессе работы сформировался творческий коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует себя талантливым и необходимым. Объединённые общим интересным делом, наши воспитанники стали гораздо дружнее, у них возросло чувство ответственности, появилась уверенность в своих силах. И, конечно же, огромное значение имеют радостные переживания ребят от совместных выступлений, которые стали настоящим праздником и для детей, и для родителей, и для педагогов!  

          Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют выступления педагогов на родительских собраниях, проведение консультаций и индивидуальных бесед, в ходе которых мы знакомим родителей с организацией и содержанием театрализованных занятий в детском саду, даём советы, как поддержать интерес ребёнка к этому виду деятельности, рекомендуем организовывать по мере возможности посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок и, конечно же, приглашаем на наши «премьеры». Предлагаем родителям обсудить дома с ребёнком особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – отметить достижения «артиста»; предложить ему исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку, стихотворение и пр.; рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях. Также привлекаем родителей к участию в театрализованной деятельности в качестве изготовителей костюмов, реквизита и декораций, а иногда и исполнителей ролей. Такой союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию наших воспитанников.

         

          За двенадцать лет работы студии «Чудеса – кудеса» были подготовлены и поставлены развёрнутые музыкальные спектакли:

  1.   «Теремок» (инсценирование русской народной сказки);
  2.   «Золушка» (по мотивам сказки Ш.Перро);
  3.   «Сорока – Белобока» (театрализованная игра - представление  

       на материале русского фольклора);

  1.   «Аленький цветочек» (по мотивам сказки С.Аксакова);
  2.   «Репка» (инсценирование русской народной сказки);
  3.   «Сказочные сны» (по мотивам сказок Г.-Х.Андерсена);
  4.   «Морозко» (по мотивам русской народной сказки);
  5.   «Колобок» (инсценирование русской народной сказки);
  6.   «Мы тоже имеем права!» (театрализованная игра –  

       представление по страницам Конвенции ООН о правах  

       ребёнка);

  1.   «Музыкальная сказка на новый лад про Волка и семерых  

   козлят»;

  1.   «У самого синего моря…» (музыкально-драматическая  

       фантазия по сказкам А.С.Пушкина);

  1.   «Терем - теремок» (по мотивам русской народной сказки);
  2.   «Спящая красавица» (по мотивам сказки Ш.Перро и балета  

       П.Чайковского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе

        У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...

«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...

«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Цель: повышение эффективности в работе воспитателя  по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...

"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

«Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Театрализованная деятельность -это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможност...