"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."
консультация (средняя группа)

Кадацкая Татьяна Алексеевна

"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedarom_deti_lyubyat_skazku.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Угадывает детская душа»

Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями», а также регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и коррекцию нарушений развития, для которых должны быть созданы необходимые условия.

       Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» посещают дети с ОВЗ.  Каждый ребенок индивидуален и поэтому ежедневно в нашем дошкольном учреждении проводят работу не только педагоги сопровождения - логопеды, дефектологи, а также, воспитатели, музыкальные руководители, как активные участники образовательного процесса.

Сам термин «дети с ОВЗ» говорит о том, что ребенок ограничен во многих сферах жизни, что естественным образом влияет на полноценное психическое и социальное развитие его личности. Ребёнку, как правило, сложно занять себя в своей свободной деятельности, он не испытывает особого интереса к окружающему миру, т.к. не имеет возможности полноценно воспринимать его, а также, зачастую, не имеет самостоятельной тяги к творческой деятельности. На фоне всего этого у детей могут возникать страхи, эмоциональные срывы, заторможенность или двигательное беспокойство и суетливость, проблемы с развитием памяти и внимания.

Особенности развития ребенка с ОВЗ затрудняют процесс своевременного развития речи. Большинство детей испытывают трудности сосредоточения, не умеют вглядываться, рассматривать, не понимают инструкцию взрослого. Наблюдаются такие симптомы как вялость, общая слабость, заторможенность, или, наоборот, раздражительность, частая смена настроения, гиперреактивность, капризность. У большинства детей нарушена осанка, не развита мелкая мускулатура рук. В группе есть дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Всех детей объединяет то, что они не умеют говорить.

Чтобы избежать дальнейших осложнений, дети с ОВЗ должны чувствовать, что окружающая обстановка способствует их раскрепощению, помогает им проявить себя и снять зажатость. Наиболее эффективные способы эмоционального расслабления и раскрепощения «особенного ребенка» – игры, развитие их фантазии и воображения. Всё это содержит в себе театрализованная деятельность. В ходе неё дети примеряют на себя роли, другой жизненный опыт, черпают и проявляют не свойственные им в обычной жизни эмоции, а также приобретают свои знания и убеждения. При этом они успешно используют подражание, игру, диалоги и монологи.

Каждая группа структурного подразделения «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» имеет свой полноценный театральный уголок, насыщенный различными видами театра, ширмами, ауди сопровождением и др. Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать уровнем профессиональной компетентности. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. При работе с детьми с ОВЗ в театральной деятельности, педагоги нашего образовательного учреждения упрощают сюжет, все сложные фразы и реплики мы заменяем на лёгкие слова, а где возможно - даже на простые звуки. Роль автора на себя берет либо воспитатель, либо музыкальный руководитель. Они в любой момент смогут изменить сюжет, чтобы ребёнок смог проявить себя так, как он этого захочет. Дети сначала сами играют в героев с помощью кукол, потом начинают подражать их действиям в игре, а после примеряют на себя костюмы и перевоплощаются в персонажей. Костюмы изготавливаются и подбираются из материалов ярких цветов, передающих основные внешние особенности персонажа, его характерные черты, понятные всем детям. Так же для более глубокого погружения в мир сказки мы используем различные декорации, атрибуты.

Таким образом, использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ в СП Д/С «Центр коррекции и развития детей», безусловно, способствует общему развитию малышей, раскрытию потенциала их фантазии и воображения, развитию речевого общения и психологическому раскрепощению и является частью механизма адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобретенный опыт в театрализованной игре позволяет детям применять его и в самостоятельной деятельности (игра с куклой, с мишкой, просмотре книжки). Дети используют знакомые им уже слова и фразы.

Такие занятия также помогает педагогам структурного подразделения «Центр коррекции и развития» и, в первую очередь, совершенствовать методы работы с «особенными детьми», а также делиться полученным практическим опытом со своими коллегами.

Важную роль в работе с детьми с ОВЗ имеет организация взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей для решения проблем речевого развития детей, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Учитель-дефектолог помогает разучивать текст и корректировала речь детей, занятых в постановке. Педагог коллега помогает организовывать условия постановки и показа сказки зрителям (детям, сотрудникам, родителям). На занятиях музыки для обыгрывания ролевых образов подбирали определенные музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель подбирает роли, соответствующие уровню развития детей, которые они в состоянии проиграть или изобразить с помощью инструмента. Итогом разучивания инсценировки явилось публичное выступление перед родителями, педагогами. На занятиях музыкой мы вместе с музыкальным работником часто использовали элементы театрализованной игры, благодаря чему дети охотно выполняли двигательные упражнения, превращаясь в персонажей. 

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому и подход к каждой семье варьируется в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д. Поэтому мы используем различные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству (совместные театрализованные постановки, изготовление костюмов, декораций и т.д.), доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность во взаимодействии родителей и специалистов ДОУ. Все это направлено на создание положительной атмосферы, заинтересованности в совместной работе направленной на наилучший результат.

Положительное влияние театральной деятельности на успешное эмоциональное, социальное и общее развитие детей с ОВЗ напрямую зависит от музыкального руководителя и является той важной «изюминкой», которую он сможет привнести в образовательный процесс. Именно поэтому новизна идей и учёт особенностей детей с ОВЗ, посещающих структурное подразделение "Детский сад «Центр коррекции и развития детей", способствуют обновлению и появлению новых подходов в использовании моментов театрализации в группе с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...

Семинар-практикум « Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми ОВЗ»

Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми ОВЗ по данному направлению.Задачи:1.Привлечь вним...

«Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Театрализованная деятельность -это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации. Театральное искусство имеет незаменимые возможност...