Проект «Использование ИКТ в развитии познавательных способностей у детей с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике

Элесханова Елена Левоновна

Современные тенденции развития образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую и технологическую модель, диктуют постоянную необходимость в  использовании инновационных коррекционных  технологий,  особенно когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt.docx720.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 «Заря»

 

ПРОЕКТ:

Учитель-дефектолог:

Элесханова Елена Левоновна

г. Пятигорск

Название  проекта: «Использование ИКТ в развитии познавательных способностей у детей с ОВЗ»

Актуальность проекта.

Современные тенденции развития образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую и технологическую модель, диктуют постоянную необходимость в  использовании инновационных коррекционных  технологий,  особенно когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обладающих повышенной эффективностью, дает целый спектр возможностей, таких как:

повышение мотивации к познавательной деятельности; 

обеспечение смены видов деятельности с использованием как сохранных, так и нарушенных анализаторов;

организация образовательного процесса для детей со зрительной депривацией с учетом их индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития;

незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

развитие высших  психических  функций, таких как: мышление, восприятие, внимание, воображение, память;

осуществление более быстрого перевода изучаемого материала в долговременную память за счёт повышенного эмоционального тонуса;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка;                    

расширение  объема  невербальных заданий;

обеспечение качественного образования в соответствии с ФГОС;            

создание собственного дидактического материала, соответствующего потребностям педагога (папка для дошкольников, материалы для подготовки детей к  олимпиаде, для проведения индивидуальных коррекционных занятий).                

Применение информационных технологий коренным образом отражается на реализации принципа наглядности  - одного из основных принципов педагогики. А для детей с нарушением зрения это имеет огромное значение. Обеднённость представлений детей об окружающем мире связана с нарушением зрительного восприятия. Известно,  чего не было в восприятии, того не может быть и в представлении.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с нарушением зрения  в получении информации, т.к. мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы для получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

Обучение детей  с ограниченными возможностями  здоровья имеет свои особенности, носит коррекционный характер и предполагает создание специальных условий для их обучения т.к. состояние здоровья таких детей препятствует освоению программы вне специальных условий. Одним из таких условий и является применение инновационных  информационно - коммуникационных    технологий в коррекционной работе с детьми со зрительной депривацией. Использование ИКТ дает возможность обогатить образовательный процесс, улучшить его качество, помогает проводить занятия  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне с привлечением разнообразного иллюстративного  материала.                        

Информационная технология обучения – это педагогическая технология,  использующая электронные носители информации, а также специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видео-средства, компьютеры, интерактивные доски и столы) для  предоставления  информации детям.                                                                

 В настоящее время   уже трудно представить организацию образовательного процесса без современных информационно-коммуникационных  технологий. 

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состав и структуру нарушенных функций детей.

2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Тип проекта: коллективный, интегративный, долгосрочный, информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность: сентябрь 2014 г. по май 2019 г.

Участники проекта:

учитель-дефектолог, дети, родители и педагоги.

Возраст детей: 4-7 лет

Направленность деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.

Цель проекта: оптимизация процесса развития познавательных способностей детей с ОВЗ средствами ИКТ.

Задачи проекта:

изучить возможность безопасного применения ИКТ-технологий в работе с детьми с ОВЗ по познавательному развитию;

повысить мотивацию к познавательной деятельности у воспитанников со зрительной депривацией с учетом их индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития средствами ИКТ; 

обеспечить смену видов деятельности с использованием как сохранных, так и нарушенных анализаторов;

активизировать зрительные функции и глазомерные возможности ребёнка;                    

систематизировать материалы медиатеки: презентации, видеофильмы, интерактивные игры, библиотечка аудиосказок, картотека комплексов динамических пауз, информация для родителей, информация для педагогов.

Формы работы с детьми:

ООД. Занятия познавательного цикла трудно представить сейчас без презентаций по различным темам. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: движения, звук, мультипликация надолго привлекают  внимание ребёнка.  Ребята с  большим  удовольствием  смотрят презентации по временам года, про животных и насекомых, получают обширные знания о родной стране

Динамические паузы. С помощью презентаций проводятся  психологические паузы и зрительная гимнастика  для снятия  зрительного утомления.  При просмотре презентации «Цветотерапия» ребята  наслаждаются яркими картинами природы, которые сопровождаются приятной музыкой.  Качество проведения пальчикового игротренинга  и логоритмики гораздо улучшается, когда они выполняются на основе зрительно воспринимаемой информации и с музыкальным сопровождением, т.к.  в процессе выполнения  задействованы как нарушенные, так и сохранные анализаторы.

Аудиосказки. Их читают известные актеры с музыкальным сопровождением и шумовыми эффектами. Дети слушают их с огромным удовольствием и легко запоминают.  

Обучающие игры «Информатика для дошкольников». Выполнение заданий способствует развитию зрительного гнозиса, т.е. восприятию цвета, величины предметов, развитию логического мышления, форменного зрения и ориентировки в пространстве.        

Модель «Формы работы учителя-дефектолога с родителями и педагогами»

Методологическая основа:

1.        Концепция Венгера Л.А «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания»;

2.        Теоретические исследования Н. Е. Веракса, Л. Д. Морозовой, Е. В. Михеевой и др. проектной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Технические ресурсы: ПК, монитор, оверхед.

Медиатека, лекотека, презентации, видео, развивающие фильмы, аудиобиблиотечка.

Электронная номенклатура дел.

Психолого-педагогические условия: в качестве диагностического инструментария использован педагогический мониторинг Н.В. Верещагиной по познавательному развитию.

Ожидаемые результаты  реализации проекта

Для детей. Овладение алгоритмом познавательно - поисковой деятельности и его связь с результатом интеллектуальной инициативы. Специально организованная ИКТ-насыщенная среда наполняет познавательную деятельность дошкольника личностным смыслом, активизирует его познавательную активность и позволяет стимулировать интерес к этой деятельности, реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений.        

Для педагогов. Повышение ИКТ компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  познавательного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда. Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса. Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах познавательного  развития детей с использованием ИКТ открывает воспитателям и учителям-дефектологам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы..

Для родителей. Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей. Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1этап – Подготовительный

1.Анкетирование родителей по теме проекта.

2.Проведение мониторинга  с целью выявления представлений  детей по данной теме.

3.Подбор методической и художественной литературы.

4.Оформление информации для родителей.

5. Работа по подбору дидактического материала.

6.Определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап - Основной:

Систематизация материала, разработка конспектов, картотек, методических и дидактических материалов. Проведение мероприятий проекта.

3тап - Заключительный

1. Проведение итогового мониторинга.

2.  Оформление портфолио проекта.

           Презентация проекта  «Использование ИКТ в развитии познавательных способностей с ОВЗ».

Продукт проекта: портфолио проекта.

Литература:

  1. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.
  2. Бейтс У., Корбетт М. Технология обучения приемам снятия напряжения психо-эмоциональной сферы и расслабления мышц глаз.  Сборник.г. Вильнюс: Полина.1990.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М.,ТворческийцентрСфера, 2001.
  5. Малёва З.П. Валеологические аспекты сохранения зрения. Методические рекомендации. 80 - Челябинск, ЧИПКиПРО, 1998.
  6. Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. (Коррекционно-педагогическая работа на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения). М. 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера

В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Занятие: НОД по развитию познавательных способностей для детей первой младшей группы на тему «Маленькая капелька» С использованием ИКТ.

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе для детей раннего дошкольного возраста. Данное занятие направлено на знакомство детей со свойствами воды. Главная з...

Использование сказки при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста

Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на ...

Развитие познавательных способностей у детей посредством использования "Лего-конструктора".

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...

Семинар – практикум «Использование Арт – терапии для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Материал  открытого семинара-практикума, который проводился  с воспитателями разных детских садов, что бы показать как я применяю  разлиные  виды арт-терапии в работе с детьм...

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование информационных технологий

Познавательные способности - это индивидуальные способности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполения им деятельности и лёгкость её осв...

Использование ИКТ в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной п...